Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В.В. Маяковский являлся знаковой фигурой в русской литературе ХХ века. Полемика вокруг его личности и творчества, начавшаяся еще при жизни поэта, ведется до сих пор. В дооктябрьский период Маяковский рассматривался только как представитель футуристического течения, а уже во времена становления Советской республики за ним закрепляется громкое звание «рупора революции», восхваляющего интересы партийного строя. К концу 1920-х годов произведения Маяковского набивают оскомину представителям новой власти и напоминают о несбыточности надежд на построение светлого будущего страны. После смерти поэта наступает период затишья: «после того как сошел со сцены этот гигант, литературный и политический эстэблишмент облегченно вздохнул, и мало кто был заинтересован в том, чтобы сохранить память о нем», – отмечает шведский исследователь Бенгт Янгфельдт в своей книге «Ставка – жизнь: Владимир Маяковский и его круг». Положение меняет известная резолюция Сталина на письмо Лили Брик: «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям – преступление». «Привет» вождя становится отправной точкой в становлении культа личности писателя. «Маяковского стали вводить принудительно, как картофель при Екатерине. Это было его второй смертью. В ней он неповинен», – вспоминает Б.Л. Пастернак в книге «Люди и положения». Современный исследователь Покотыло М.В. отмечает: «В советский период мифологизированная концепция имеет принудительный характер, что обусловливает обратный эффект, манифестированный уже в перестроечные 4 1980-е годы. Одним из первых, кто попал в это время под волну демифологизации, стал В.В. Маяковский». Знаковой книгой того времени стала работа Ю. Карабчиевского «Воскресение Маяковского», автор которой ратовал за ниспровержение творчества поэта советской эпохи.
Изучение творчества и личности В. Маяковского в современных учебных заведениях во многом содержит закономерности того периода. И.Г. Минералов небезосновательно отмечает: «И школьные учителя, и вузовские преподаватели в своем осмыслении наследия писателя исходят зачастую, даже, можно сказать, как правило, из устоявшихся идеологических представлений о его месте в истории отечественной культуры. Отрешиться от этих штампов и не прибегать к созданию новых с диаметрально противоположным знаком – вот наша филологическая задача сегодня». Однако не может не радовать, что в последнее время в литературоведении заметна тенденция возвращения внимания к творчеству В.В. Маяковского 1900 - 1920-х годов. Происходит продуктивный пересмотр его наследия, которое долгое время оставалось на периферии внимания современных исследователей в виду потери злободневности, «устарелости» и произошедшей переоценки истории.
Существует ряд работ, в которых выявляются и интерпретируются заложенные в его поэзии библейские мотивы; подчеркиваются обращенность В. Маяковского к древним жанрам литературы (житие и видение), заимствование тем и сюжетов из мировой литературы, трансформация этих образов с учетом исторического и культурного контекста 1920-х годов. Это статья Шатина Ю.В. «Эстетика агиографического дискурса в поэме В.В. Маяковского "Владимир Ильич Ленин"» (1996), диссертация Подлубновой Ю.С. «Метажанры в русской литературе 1920-х – начала 1940-х годов (коммунистическая агиография и "европейская" сказка-аллегория)» (2005), в которой, отталкиваясь от анализа Шатина Ю.В., исследователь предлагает рассматривать поэму «Владимир Ильич Ленин» как канонический текст ленинской агиографии; важна статья Головчинер В.Е. «Два виденческих текста в лирике В. Маяковского 1920-х г.» (18-я глава поэмы «Хорошо», «Разговор с товарищем Лениным»), где автор выявляет черты видения. Как можно заметить, перечень работ подобного рода невелик. Таким образом, актуальность данного исследования определяется недостаточной разработанностью методики исследования творчества В.В. Маяковского 1900 - 1920-х гг. в современной школе. Поэмы широкого социального звучания в настоящее время также остаются и на периферии внимания современных исследователей творчества В. Маяковского. Отсюда возникает необходимость изучения поэм с учетом современного культурного и научного контекста, так как они представляют собой значительную художественную ценность.
Цель исследования:
Глава 1. Теоретические основы исследования творчества В.В. Маяковского
Можно выделить следующие положения, определяющие и характеризующие исследование творчества Маяковского:
1. На раннем этапе в творчестве В. Маяковского проявлялась тесная взаимосвязь с футуризмом. В настоящее время различные аспекты творчества Маяковского рассматриваются с позиции принятия или непринятия футуризма.
2. Как показала критика русского зарубежья, к настоящему времени выявлены новые аспекты исследования личности Маяковского, его жизни, которые не принимались во внимание ранее. Так, отношение к Маяковскому стало тем критерием, которое определило отличие в этих двух литературных направлениях, их эстетике, нравственных и идеологических ориентиров. Благодаря проявленному интересу к творчеству Маяковского у многих возник
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Источники
1. Маяковский В. Война и язык /В. Маяковский. / Сост. и автор коммент. Мирзоев А. – Спб.: ООО ТД «Современная интеллектуальная книга», 2019. – 480 с.
2. Маяковский, В.В. Полное собрание сочинений: в 13 т. /В.В. Маяковский. – М.: Худож. лит, 1955–1961.
3. Маяковский, В.В. Полное собрание произведений в 20 т. /В.В. Маяковский – М.: Наука, 2013-2017.
Литература
4. Горбань, К.Э. Парадокс как элемент поэтики раннего творчества В.В. Маяковского // Казанская наука. 2015. № 12. С. 118-120.
5. Когут, Е. Художественная функция рифмы в раннем творчестве Маяковского // Русский язык в ХХI веке: исследования молодых. Материалы VII международной научной студенческой конференции. Ответственный редактор Е.А. Журавлёва. 2020. С. 219-221.
6. Комаров, П.А. Владимир Маяковский: культура проектирования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2015. № 2 (31). С. 65-68.
7. Лейдерман, Н.Л. Трагедия невостребованной любви (поэма В. Маяковского «Облако в штанах») // Филологический класс. 2006. № 16. С. 64-69.
8. Лобанова, М.В. Функции поэтических ассоциаций в раннем творчестве В.В. Маяковского. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Московский государственный областной университет. Москва, 2007
9. Лысенко, П.С. Сакральное и профанное в ранней лирике В.В. Маяковского // ШКОЛА МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ ПО ПРОБЛЕМАМ ГУМАНИТАРНЫХ НАУК. сборник материалов областного профильного семинара. 2020. С. 37-41.
10. Маляева, Т.А. Поэма В.В. Маяковского «Про это»: история создания, поэтика, критика. Автореферат дис. ... кандидата филологических наук / Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького РАН. Москва, 2014
11. Минералов, Ю.И. Владимир Маяковский сегодня и всегда // Вестник Литературного института им. А.М. Горького. 2005. № 1. С. 3-16.
12. Силаева, М.В. Раннее творчество В. Маяковского в культурном контексте эпохи. Монография / Москва, 2016.
13. Скрипка, Т.В. Концепция человека в дореволюционном творчестве В.В. Маяковского. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Таганрогский государственный педагогический институт. Таганрог, 2004
14. Чернякова, М.А. Человек в аксиологической системе В. Маяковского // В мире научных открытий. 2010. № 4-13 (10). С. 53-55.
15. Чернякова, М.А. Концептосфера В. Маяковского: аксиологические доминанты автора и лирического героя. Автореферат дис. ... кандидата филологических наук / Магнитог. гос. ун-т. Магнитогорск, 2008
16. Шестакова, М.А. Становление поэтики русского экспрессионизма в литературе 1900 – 1920-х гг . Автореферат дис. ... кандидата филологических наук / Сарат. гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2017
17. Яковенко, С.Г. Художественное бытие раннего творчества В. Брюсова и В. Маяковского: сопоставительный аспект // XI Машеровские чтения. материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Витебский государственный университет имени П.М. Машерова; И.М. Прищепа (гл. ред.). 2017. С. 272-273.