Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Индустрия гостеприимства в отличие от других отраслей народного хозяйства любой страны существует по собственным правилам и законам. Дело в том, что экономика гостиничного бизнеса в первую очередь зависит от фактора сезонности, а уж затем от удачного места расположения отеля, уровня его комфорта и прочих отличительных особенностей по сравнению с конкурентами. Грамотный маркетинг санаторно-курортного бизнеса является основным инструментом, с помощью которого можно не только свести к минимуму влияния сезонности, не очень удобного расположения отеля и других явных недостатков, но и превратить их в достоинства в глазах потенциальных гостей. Каждый владелец санатория, хорошо изучивший особенности своей целевой аудитории, прекрасно знает, на какой доход он может рассчитывать в тот или иной сезон. Но ему также известно, что такие дополнительные услуги, как ресторан, сауна, массажный салон, бильярд и т. д., могут обеспечивать до 30% дохода его гостиничного комплекса. Задачей маркетинга санаторно-курортного бизнеса знакомство с позитивной информацией об отеле как можно большего количества потенциальных гостей и стремление к равномерному его заполнению независимо от сезона.
Итак, маркетинг гостиничного бизнеса — это разработка и реализация стратегии развития санаторно-курортного учреждения в течение четко обозначенного периода, например, одного года. В основном, для популяризации санаторно-курортного учреждения используются следующие информационные приемы и каналы.
Цель исследования – изучить и проанализировать план маркетинга санаторно-курортного учреждения.
Задачи исследования:
1) изучить понятие маркетинга;
2) рассмотреть особенности гостиничного маркетинга;
3) проанализировать маркетинг санаторно-курортного учреждения «Красная и Талка»;
4) дать рекомендации по улучшению маркетинговой деятельности санаторно-курортного учреждения.
Предмет исследования – маркетинг санаторно-курортного учреждения.
Объект – ООО «Красная и Талка».
Работа по структуре состоит из введения, трех глав основного текста, заключения и спсика литературы.
1 Теоретические аспекты маркетинга в туризме
1.1 Понятие маркетинг
Термин «маркетинг» (от англ. «market» - рынок) возник в экономической литературе США на рубеже 19 -20 столетий. Маркетинг – вид человеческой деятельности направленный на удовлетворение нужд и потребностей по средствам обмена. Это определение опирается на следующие основные понятия.
1. Нужды людей в пище, одежде, тепле, безопасности, любви, дружбе, которые формируются не усилиями рекламных агентств, а исходят из природы человека. Если нужда не удовлетворена, то человек попытается найти объект удовлетворения или попытается ее заглушить.
2. Человеческие потребности – нужда в объекте, способном удовлетворить нужды людей тем способом, который присущ культурному укладу и экономическому уровню развития данного общества. Производители пытаются сформировать связь между товаром, который они выпускают и потребностями человека.
3. Спрос – потребность, подкрепленная покупательной способностью. Потребности человека безграничны, а ресурсы ограничены. Человек выберет те товары, которые максимально удовлетворят его потребность, но в рамках его финансовых возможностей («Лада», «Джип»).
4. Товар – объект, удовлетворяющий потребность. Чем полнее товар соответствует потребностям потребителей, тем большего успеха добьется производитель.
5. Обмен – акт получения от кого-либо желаемого объекта путем предложения чего–либо взамен. Производитель, благодаря маркетинговой деятельности, способствует обмену (понятие в учебной дисциплине).
6. Сделка – коммерческий обмен ценностями на рынке между двумя сторонами.
7. Рынок – условное место, на котором взаимодействуют продавцы и покупатели.
Концепция маркетинга. Производить то, что продается, а не продавать то, что производится.
Функции маркетинга. Маркетинг выполняет четыре основные функции: аналитическую, производственную, сбытовую, управление и контроль.
1. Аналитическая:
- Изучение рынка как такового по следующим критериям: емкость рынка, инвестиционная политика, импортное регулирование, географическое положение, стабильность правового режима.
- Изучение потребителей - из большого числа потенциальных покупателей выбрать такую группу, которая легче и быстрее по сравнению с другими станет покупателем предлагаемой продукции.
- Изучение фирменной структуры рынка. Исследование проводится по трем группам фирм: Фирмы-контрагенты (покупатели) – это сегодняшние или потенциальные покупатели продукции данного предприятия. Фирмы-посредники – торговые посредники, банки, транспортные, рекламные, страховые агентства. Фирмы конкуренты – необходимо заимствовать сильные стороны и не допускать их ошибок.
- Изучение товарной структуры рынка. Необходимо выяснить технический уровень и качество аналогичных товаров на данном рынке. А так же действующие стандарты, нормы правила технической безопасности.
- Анализ внутренней среды предприятия. Необходимо оценить организационную структуру, НИОКР, интеллектуальный потенциал и творческие возможности персонала, технический уровень производства своего предприятия и сравнить с конкурентными.
2. Производственная:
- Организация производства новых товаров. Важно организовать производство таких товаров, которые удовлетворят совершенно новые потребности покупателей или расширят круг покупателей, удовлетворяющих им уже известную потребность.
- Организация материально-технического снабжения.
- Управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции. Проверяется соответствие товара запросам потребителей.
3. Сбытовая:
- Организация системы товародвижения. Необходимо обеспечить такие условия, чтобы товар был в нужном месте, в нужное время, в нужном количестве.
- Организация сервиса. Обеспечение комплекса услуг, связанных со сбытом и эксплуатацией товара, для поддержания имиджа.
- Проведение целенаправленной ценовой политики. Необходимо установить на свои изделия такие цены и так их изменить, в зависимости от ситуации на рынке, что бы обеспечить достижение поставленных целей (увеличение прибыли, доли рынка).
4. Управление и контроль:
- Планирование. Оно необходимо для того, что бы уменьшить степень неопределенности и риска в хозяйственной деятельности и сконцентрировать имеющиеся ресурсы на важнейших направлениях развития предприятия.
- Информационное обеспечение маркетинга. Все факторы внешней среды предприятия делятся на: управляемые, полууправляемые, неуправляемые. Данные, получаемые из внешней среды необходимо анализировать и систематизировать для того, чтобы неуправляемые факторы не застали врасплох.
- Коммуникационное обеспечение маркетинга. Необходимо продумать каналы, для передачи рекламы и сведений о свойствах товара, а так же мероприятия по связи с общественностью, направленные на повышение престижа предприятия.
- Контроль с помощью ситуационного анализа. Он позволяет не только выявлять, но и предупреждать различные отклонения, ошибки и недостатки, находить новые резервы и возможности развития, приспособления к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.
Типы маркетинга. Конверсионный – связан с негативным спросом (вегетарианцы – мясо). Это маркетинг, который будет способствовать зарождению спроса на эти товары.
Стимулирующий – связан с полным безразличием к товару. Это маркетинг, определяющий причины безразличия и разрабатывающий мероприятия по его преодолению.
Развивающий – связан с формирующимся спросом. Это маркетинг, направленный на превращение потенциального спроса в реальный.
Ремаркетинг – связан с падением спроса. Это маркетинг, который с помощью различных мероприятий продлевает жизнь товара (предание новых свойств).
Синхромаркетинг – связан с колеблющимся спросом (сезонный). Это маркетинг, направленный на сведение к минимуму этих колебаний.
Поддерживающий – связан с ситуацией, когда спрос равен предложению. Это маркетинг, направленный на поддержание этой ситуации.
Демаркетинг – связан с ситуацией, когда спрос превышает предложение. Это маркетинг, который исправляет данное положение (повышение цен, свертывание рекламы, увеличение объема выпуска продукции).
Противодействующий – связан со спросом на вредные товары (спиртные напитки, табачные изделия). Это маркетинг, способствующий снижению спроса на эти товары.
Этапы развития маркетинга.
1 этап: до 30-х годов. Ориентация на производства товара, который иногда не нужен был покупателю.
2 этап: до 50-х годов. Ориентация на сбыт. Производители ориентировали покупателя на разовую покупку, не ставя долгосрочных целей.
3 этап: до 70-х годов. Ориентация на маркетинг. Использовались все методы для увеличения сбыта, особенно в сфере личного потребления. Вопросы охраны окружающей среды и рационального использования ресурсов отходили на второй план.
4 этап: 80-е годы по наши дни. Ориентация на социально-этический маркетинг. Удовлетворение потребителей, но с учетом проблем развития общества в целом. Социально–этический маркетинг. Его концепция отличается от концепции обычного тем, что его цель – обеспечение долговременного благополучия не только отдельного предприятия, но и общества в целом.
В связи с этим социально-этический маркетинг учитывает следующие моменты:
- Потребность покупателя;
- Жизненно-важные интересы потребителя;
- Интересы предприятия;
- Интересы общества.
Для социально-этического маркетинга характерны следующие требования:
1. Основная цель предприятия – удовлетворение разумных, здоровых потребностей потребителя в соответствии с гуманными потребностями общества.
2. Предприятие должно быть занято всегда поиском возможностей совершенствования товара, полнее удовлетворяющих потребности потребителя.
3. Предприятие должно отказаться от производства и продажи товаров, которые способны причинить вред потребителю и обществу в целом. [4]
4. Потребители, опираясь на собственные действия и общественное мнение, должны поддерживать только те предприятия, которые заботятся об удовлетворении нормальных, здоровых потребностей.
5. Предприятия должны создавать и внедрять в практику такие программы социально- экономического развития, которые не только служат интересам самого предприятия и его трудового коллектива, но и полезны для социального развития региона, в котором он функционирует. Очевидно, что выполнение этих требований возможно только в условиях конкуренции и соблюдения морально-этических принципов, позволяющих преодолевать коллективный эгоизм.
1.2 Сущность и функции маркетинга в туристической отрасли
Как известно, маркетинг услуг стал объектом исследования отечественных ученых и нашел применение в практике управления сервисными предприятиями спустя пятьдесят лет после его появления на Западе. И если в настоящее время разрыв в опыте использования маркетинга в сфере услуг в нашей стране практически устранен — о нем написано большое количество научной и популярной литературы, его все более активно внедряют практики, то специфика маркетинговых коммуникаций в туризме — пока менее изученная область.[16]
Еще более новая область знания — маркетинг мест или территорий, который можно рассматривать как один из видов маркетинга в туристской индустрии. Маркетинг туристской индустрии имеет определенную специфику, отражающуюся в комплексе маркетинга-микс, отличающегося по структуре и содержанию от маркетинга промышленных товаров и
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абабков Ю. Н. Маркетинг в туризме: учебник. / Ю. Н. Абабков. Инфра-М, 2014. –214 с.
2. Багиев Г.Л., Кетова Н.П. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Учебник для бакалавров. — СПб.: Астерион, 2016. — 340 с.
3. Галабурда В.Г. (ред.) и др. Транспортный маркетинг. Учебник. — Изд. перераб. и доп. — М.: ФГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2011. — 452 с.
4. Гончарова И.В. Маркетинг туризма : учебное пособие / И.В. Гончарова, Т.П. Розанова, М.А. Морозов, Н.С. Морозова. — М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. — 224 с.
5. Дурович А. П. Маркетинг в туризме: учебное пособие для вузов/А. П. Дурович. — М.: ИНФРА-М, 2010. — 399 с.
6. Жудро М.К., Зорина Т.Г. Маркетинг и ценообразование. - Минск: БГЭУ, 2011. – 129 с.
7. Захарова И. В. Маркетинг в вопросах и решениях: учебное пособие для практических занятий / И. В. Захарова, Т. В. Евстигнеева. – М.: КНОРУС, 2011. - 374 с.
8. Колчина Н.О. Международный маркетинг: учебное пособие / Н.О. Колчина, Е.А. Леоненко – Саранск : ЮрЭксПрактик, 2016. – 132 с
9. Кондратенко Н.М. (ред.) Маркетинг. - Учебник — М. , 2011. —540 с.
10. Макаева К. И., Маругаев Б. М. Роль финансовой стратегии в развитии предприятия// Экономическая безопасность и финансово-кредитные отношения в современных условиях: подходы, проблемы и направления совершенствования. — Элиста: Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова, 2016. — С. 219–223.
11. Маркетинг : учебное пособие / сост. М.М. Глазов и др. – СПб. : Астерион, 2013. – 384 с.
12. Нечитайло А.А., Гнутова А.А., Нечитайло С.А. Менеджмент и маркетинг. Учебник. — Самара: Самарский государственный аэрокосмический университет, 2012. — 280 с.
13. Петросян А. Д. Импортный маркетинг как метод государственного регулирования внешнеторговой деятельности [Текст] // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.).Т. II. — М.: РИОР, 2011. — С. 41-43.
14. Попов Ю.Л. Маркетинг. Учебник. — Волгоград: ВолгГАСУ, 2015. — 189 с.
15. Соловьев Б.А., Мешков А.А., Мусатов Б.В.. Маркетинг: учебник для студентов. – Москва: Инфра-М, 2013. – 335 с.
16. Христофорова И. В. Х-936 Маркетинг в туристской индустрии : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / И. В. Хри стофорова, Т.А.Себекина, Т.А.Журавлева ; под ред. И.В.Хри стофоровой. — М. : Издательский центр «Академия», 2012. — 208 с
17. Цыринова Н. С. Маркетинг в туризме // Молодой ученый. — 2016. — №27.2. — С. 43-45.
18. Виды маркетинга. - http://36master.ru/vidi-marketinga/
19. Виртуальные 3D туры в гостиничном бизнесе. - https://360joy.ru/articles/ocenka-effektivnosti-virtualnih-turov-v-gostinichnom-biznese.html
20. Без маркетинга бизнес не возможен. - http://megamixnetwork.com/magazine/2015/11/24/bez-marketinga-biznes-ne-vozmozhen/
21. "Красная Талка". - https://talka.ru/about/
22. Кто еще хочет знать, как продвинуть отель в Instagram? - https://blog.websarafan.ru/2014/09/11/kto-eshe-xochet-znat-kak-prodvinut-otel-v-instagram/
23. Суть и содержание маркетинга в туризме. - http://vokrug-sveta.com.ua/kifiyak-sytj-i-soderzhaniye-marketinga-v-tyrisme.html
24. Сущность и содержание маркетинга в туризме. - http://marketingbases.ru/0al3pnlv.html
25. Функции маркетинга в туризме. - http://tourfaq.net/marketing/funkcii-marketinga-v-turizme/
26. 50+ советов по продвижению бренда в Instagram. - https://www.likeni.ru/analytics/52-soveta-po-prodvizheniyu-brenda-v-instagram/