Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что разработка мероприятий по улучшению финансовых результатов гостиничного предприятия способствуют повышению уровня ее рентабельности, а это укрепление ее финансового положения, а, следовательно, увеличение денежных средств, которые могут быть направлены на развитие гостиничного бизнеса.
Повышение финансового результата гостинцы становиться главной задачей ее руководства, так как сфера гостеприимства продолжает оставаться одним из динамично и интенсивно развивающихся секторов мировой и российской экономики. Определяющим фактором, способствующим развитию гостиничного сектора индустрии гостеприимства, является структура туристского потока, поскольку именно она определяет объем и качественные характеристики спроса на услуги размещения.
Удовлетворение меняющихся потребностей клиентов и стимулирование повторных обращений за предоставление им гостиничных услуг - важнейшие направления в деятельности гостиничных организаций во всех странах мира. Развитие средств телекоммуникаций, массовой информации и связанных с ними технологий, способствуют росту ожиданий со стороны клиентов в отношении качества обслуживания, профессионализма работников, разнообразия предлагаемых гостиничных услуг. Поэтому, в современном гостиничном бизнесе жесткую конкурентную борьбу выдерживают только гостиницы, которые могут предложить своим клиентам высококачественное обслуживание, а это невозможно без использования новых подходов к менеджменту, маркетингу и внедрения передовых технологий.
Целью исследования является разработка рекомендаций по повышению доходов гостиницы «Азимут».
Задачи исследования:
рассмотреть теоретические аспекты формирования доходов предприятия;
провести анализ факторов, влияющих на доходы гостиницы «Азимут»;
разработать мероприятия по улучшению финансового результата гостиницы;
провести оценку экономической эффективности мероприятий.
Объект исследования - гостиница «Азимут».
Предмет исследования – методика формирования финансовых результатов гостиничных предприятий.
Методологическая база исследования: анализ научной литературы, статистический анализ, сравнительный анализ.
Практическая значимость исследования: повышение потока клиентов в гостиницу в сезон и межсезонье, повышение объемов продаж услуг в гостинице, повышение уровня рентабельности гостиницы.
Источниковая база исследования. В работе будет использоваться научная литература отечественных и зарубежных авторов, статистические данные.
Научная разработанность проблемы. Проблеме управления доходами предприятия посвящены труды таких авторов как, Лихачевой, О.Н., Любушина, Н.П., Михайлова Д.М., Климовой Н.В. и т.д. Однако до сих пор проблема не до конца решена и требует продолжение анализа и разработки практических рекомендаций.
1 РЫНОК ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
На сегодняшний день в Петербурге функционирует около 637 гостиниц, среди которых 12 носят статус пятизвездочных, 32 гостиницы относятся к категории четырех-звездочных, 51 гостиница имеет уровень трех звезд. Также имеется 34 гостиницы эконом-класса, 38 хостелов и 455 мини-отелей.
В 2018 году в России будет проходить Чемпионат мира по футболу, и российское правительство пообещало расселить по гостиничным номерам каждого болельщика-иностранца. Правительство России, главы соответствующих комитетов и городские власти Санкт-Петербурга пообещали футбольным болельщикам, которые приедут в 2018 году на Чемпионат мира по футболу в РФ, что проблем с наличием свободных гостиничных номеров не возникнет, большую часть их примут отели и мини-гостиницы Петербурга. То есть в Петербурге можно ожидать начала активной строительной кампании по возведению отелей и гостиниц самого различного уровня.
В данный момент ведутся активные поиски инвесторов, которые будут заинтересованы в строительстве новых гостиниц в Санкт-Петербурге. Вместе с этим существенное место в развитии отечественного гостиничного бизнеса занимает и туризм в Петербург как одно из главных направлений развития города [11, с. 25].
В 2015 году в Санкт-Петербурге открылись два брендированных отеля – первый объект под брендом Indigo в России (119 номеров). Также открываются мини-отели, например, «Пижама на Лиговском», «Хостел Пункт Назначения», «Уголок» и другие.
В настоящее время на стадии активного строительства в Санкт-Петербурге находится 7 гостиниц с общим номерным фондом около 1200 номеров (таблицы 1), появление которых на рынке ожидается до конца 2017 года, если сроки вывода гостиниц не будут переноситься на более отдаленный период.
Таблица 1
Основные гостиницы, запланированные к вводу в 2017 гг.
№ п/п Название Адрес Количество номеров Дата открытия Категория Ценовой сегмент
1 «Астон» Профессора Ивашенцева ул., 4 160 2017 4* н/д
2 Hillton (ExpoForum) Пулковское ш./Петербургское ш. 234 2017 5* upper upscale
3 Hampton by Hilton (ExpoForum) Пулковское ш./Петербургское ш. 207 2017 - upper midscale
4 Конфиденциально Киевская ул., 5 235 2017 4* upper midscale
5 Holiday Inn Кременчугская ул., 13 129 2017 4* upper midscale
6 Jumeirah Невский пр./М. Морская ул. 74 2017 5* luxury
7 «Морская столица» Зольная ул. 200 2017 3* н/д
Далее, на сегодняшний день, не смотря на кризисные явления в экономике России, рынок гостиничных услуг Санкт-Петербурга демонстрирует рост ряда показателей.
В 2015 году самое серьезное падение показателя RevPAR (доходность на номер) к 2013 году зафиксировано в наиболее дорогих отелях (сегмент «люкс» и верхний предел верхнего сегмента) – снижение составило от 10% до 15%, тогда как в высоком ценовом сегменте, верхнем пределе среднего сегмента и в среднем сегменте снижение было не таким существенным – 6-7%. По рынку в целом показатель RevPAR снизился на 8%.
В 2016 году гостиничный рынок Петербурга демонстрирует рост показателей. По итогам полугодия показатель доходности на номер (RevPAR) увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2015 года на 18% - до 3 тыс. руб. За исключением среднего сегмента, где RevPAR снизился на 1,5%, в остальных сегментах наблюдалась позитивная динамика показателя.
Петербургский экономический форум позитивно отразился на гостиничном рынке Северной столицы: доходность на номер в июне в среднем по рынку выросла на 80%.
В свете кризисных условий в экономике России, санкций со стороны Евросоюза, с 2015 году наблюдается снижение потока туристов. Так, поток иностранных туристов снизился на 20%.
В результате сокращения туристического потока наблюдалось и сокращение заполняемости гостиниц, при этом в разных сегментах показатели снижения отличались. Наибольшее снижение средней заполняемости наблюдалось в гостиницах верхнего ценового диапазона. С одной стороны, количество иностранных туристов, традиционно останавливающихся в сетевых отелях привычных брендов, сократилось. С другой стороны, внутренние туристы ориентированы на более экономичные варианты.
Динамику петербургского рынка важно рассмотреть в контексте: большинство туристических городов Европы демонстрировали гораздо более высокие результаты. Так, если загрузка гостиниц Петербурга в среднем за первое полугодие 2016 года составляла 57%, то в Праге и Венеции – 68%, в Будапеште – 69%, в Эдинбурге – 85% и так далее. Но наблюдающийся тренд в любом случае позитивен, и остается надеяться, что интерес российских туристов к городу сохранится на таком же уровне и в дальнейшем [12, с. 9].
Доходность на номер люксовых гостиниц (Luxury) Петербурга выросла на 30% за 1-е полугодие 2016 года – до 7,5 тыс. руб., что стало следствием увеличения тарифов на 11% (до 14,5 тыс. руб.) и заполняемости на 19% (8,2 п.п.). Следовательно, цены люксовых гостиниц по-прежнему привлекательны для иностранных гостей, но в то же время слишком высоки для внутреннего спроса. В свою очередь загрузка на уровне 51% превышает показатель не только аналогичного периода прошлого года, но и 2012 года (на 13%, или 6,1 п.п.).
RevPAR в верхнем пределе верхнего сегмента (Upper Upscale) вырос на 19% (до 4,2 тыс. руб.). Заполняемость на уровне 60% свидетельствует о возможности отелей этой категории наращивать тарифы.
Если рассматривать верхний сегмент (Upscale), то необходимо отметить, что заполняемость гостиниц верхнего сегмента достигла рекордного значения – 66%, в то же время средний тариф остался на уровне прошлого года, что делает данные отели крайне привлекательными для зарубежных гостей.
В верхнем пределе среднего сегмента (Upper Midscale) показатель RevPAR вырос на 6% (до 2,6 тыс. руб.) в равной степени за счет роста тарифа и загрузки, что в целом можно назвать положительной динамикой.
В среднем сегменте (Midscale) не наблюдается увеличения спроса: гости, чувствительные к цене, не могут себе позволить приехать в Петербург, тогда как другие предпочитают останавливаться в отелях более высоких категорий [29].
В целом можно сделать вывод о том, что кризис оказал негативное влияние на гостиничный рынок Санкт-Петербурга, но в то же время есть и позитивные аспекты. Число иностранных туристов, безусловно, сократилось, в то же время, по
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [от 26.01.1996 № 14- ФЗ, ред. от 02.02.2006 № 19- ФЗ] // Соб. законодательства. Рос. Федерации.-1996. -№ 5.- Ст.410; 2005.- №30 (1ч.).- Ст.3100.
2. Артамонов, В.С. Экономическая теория. Учебник для вузов/В.С. Артамонов, А.И. Попов, С.А. Иванов и др. . – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2010.- 445 с.
3. Баканов, М. И., Шеремет, А. Д. Теория экономического анализа/ М. И. Баканов, А. Д. Шеремет– М.: Финансы и статистика, 2011. – 256 с.
4. Басовский, Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие/ Л.Е. Басовский– М.: ИНФРА-М, 2011. – 450 с.
5. Балабанов, И.Т. Основы финансового менеджмента : учеб. пособие / И.Т. Балабанов. – М. : Финансы и статистика, 2016. – С.54.
6. Бандурин, В.В. Проблемы управления несостоятельными предприятиями в условиях переходной экономики / В.В. Бандурин, В.Е. Ларицкий. – М. : Наука и экономика, 2012. – С.66.
7. Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б. Управленческие решения: Учебник. М.: Издательско–торговая корпорация "Дашков и К", 2016. – С.25.
8. Бланк, И.А. Управление активами. – М. : ИНФРА – М, 2015. – С.66.
9. Ваген, Л. Гостиничный бизнес : учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 416-420 с.
10. Волков, Ю.Ф. Технология гостиничного обслуживания. Учебное пособие. Изд-во «Феникс», Ростов-на-Дону, 2011. – 384 с.
11. Волков, В.П. Экономика предприятия. Учеб. пособие /В.П. Волков, А.И. Ильин и др. – М.: Новое знание, 2016. – 210 с.
12. Войтоловский, Н. В. Комплексный экономический анализ предприятия: Краткий курс.1-е издание/ Н. В. Войтоловский, А. П. Калинина –СПб.:Питер,2010. – 230 с.
13. Горемыкин, В.А. Планирование на предприятии. Учебник / В.А. Горемыкин, Э.Р. Бугулов, А.Ю. Богомолов– М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант, 2011. – 450 с.
14. Иванов, В.В, Гостиничный менеджмент: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 384 с.
15. Исмаев, Д.К. Маркетинг и управление качеством гостиничных услуг: учебное пособие. - СПб.: Питер, 2012. - 26с.
16. Кабушкин Н.И. Управление гостиницами и ресторанами. учебное пособие для вузов. – Минск : БГЭУ, 2016. – 409 с.
17. Кусков, А. С. Гостиничное дело.учебное пособие. – М.: Дашков и Ко, 2016. – 248 с.
18. Ляпина И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания: учебник для проф. образования. - М.: «Академия», 2008. – 208 с.
19. Медлик, С. Гостиничный бизнес: учебное пособие для студентов вузов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 184 с.
20. Папирян, Г. А. Менеджмент в индустрии гостеприимства: учебное пособие - М.: ИНФРА-М, 2011. – 57 с.
21. Попов В.М., Ляпунов С.И., Муртазаева С.Ю. Бизнес-планирова¬ние: Учебник — М.; Финансы и статистика, 2011. – 452 с.
22. Райли, М. Управление персоналом в гостеприимстве: учебное пособие для студентов вузов. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 99 с.
23. Сенин, В. С. Гостиничный бизнес: классификация гостиниц и других средств размещения: учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 43-48 с.
24. Сорокина, А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах: Учебное пособие. Изд-во «Альфа-М: ИНФРА-М», М., 2011. – 300 с.