Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена значимостью проблемы анализа средств выражения темпоральных отношений в художественных произведениях и ее недостаточной разработанностью в научной литературе. Категория времени имеет большое значение в современном понимании мира и в современном отражении этого мира в искусстве. Как отмечает Д.С. Лихачев, литература в большей мере, чем любое другое искусство, становится искусством времени. Время – его объект, субъект и орудие изображения. Сознание и ощущение движения и изменяемости мира в многообразных формах времени прослеживаются в литературе.
Важность категории времени для художественного произведения выражается в том, что временная ориентация повествования определяет характер языковых средств, которые использует автор произведения.
Степень разработанности темы исследования. В настоящее время сложноподчиненные предложения с придаточными времени являются недостаточно изученным разделом грамматики и требуют детальной разработки теоретических и практических вопросов, связанных с их функционированием. В частности, О.А. Селюнина, исследуя предложения, в которых пояснительной связью объединены темпоральная словоформа и зависимая предикативная единица со значением времени, отмечает невозможность однозначного решения проблемы синтаксического статуса данных построений в аспекте синтаксических единицу.
Объектом данной курсовой работы являются сложноподчиненные предложения с придаточными времени. Предметом исследования являются сложноподчиненные предложения с придаточными времени в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Цель исследования – выявление структурно-семантических и функциональных особенностей сложноподчиненных предложений с придаточными времени в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Реализация цели предполагает решение следующих задач:
1) рассмотреть традиционные и современные подходы к описанию сложноподчиненных предложений с придаточными времени, нашедшие отражение в научных трудах XIX-XXI вв.;
2) охарактеризовать виды сложноподчиненных предложений с придаточными времени по признаку отношений одновременности и разновременности;
3) проанализировать особенности функционирования сложноподчиненных предложений с придаточными времени в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;
4) проанализировать и систематизировать особенности выражения отношений одновременности и разновременности в сложноподчиненных предложениях с придаточными времени на материале данного художественного произведения.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что результаты исследования могут быть использованы в практике преподавания языка в школах, а также при чтении спецкурсов и спецсеминаров по синтаксису в высших учебных заведениях.
Материалом исследования является социально-психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
Методологическую основу работы составляют научные труды, посвященные исследованию синтаксических конструкций с придаточными времени (С.Г. Ильенко, Т.В. Матвеевой, Ю.О. Поспеловой, О.А. Селюниной и др.).
В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ; сплошная выборка сложноподчиненных предложений с придаточными времени в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»; контекстуальный анализ; классификация; качественный и количественный анализ полученных данных.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, одна из которых носит теоретический, другая – практический характер, заключение, список использованной литературы. Во введении обоснованы актуальность, практическая значимость исследования; указаны объект, предмет исследования, его методологическая основа, методы исследования, материал исследования; сформулированы цель и задачи исследования. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты анализируемой проблемы, во второй главе – систематизированы и проанализированы результаты проведенного исследования. В заключении подведены итоги исследования, сформулированы выводы.
ГЛАВА 1 СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРИДАТОЧНЫМИ ВРЕМЕНИ
1.1 Анализ традиционных и современных подходов к описанию сложноподчиненных предложений с придаточными времени
В художественном произведении автор изображает поэтический мир, в котором действуют вымышленные герои или исторические личности, пропущенные через призму авторской фантазии. Вымышленный мир, похожий и непохожий на мир реальный, передает мировидение писателя, скрытое в художественных образах. В.А. Лукин подчеркивает, что понять и раскрыть картину мира автора помогает так называемая сетка координат, одним из основных компонентов которой является время.
Исследователи выделяют время реальное и перцептуальное (время в его субъективном восприятии), соотнося данные виды с временем объективным (диктумным) и субъективным (модусным) применительно к тексту. Объективное время определяется как относительно адекватно отраженное в тексте реальное время, когда события текста ставятся в связь с реальными моментами, периодами, процессами в жизни личности. Субъективное время связано с индивидуальным осмыслением модели объективного времени.
Как отмечает Г.А. Соколова, модели времени, представленные в разных языках (в фольклоре, поэзии, художественной прозе), подчеркивают самобытность конкретной культуры. При этом имеются различные способы вербального выражения времени. Они отражены в темпоральной семантике, а также в приставках, предлогах, частицах.
Основным способом выражения категории времени в художественной литературе являются синтаксические конструкции с придаточными времени. Они до сих пор являются недостаточно разработанной областью лингвистической науки, несмотря на то, что находятся в поле зрения исследователей в течение длительного периода. Однако подходы к пониманию и характеристике сложноподчиненных предложений с придаточными времени достаточно разнообразны.
В большинстве исследований XIX – первой половины ХХ в. к описанию сложноподчиненных предложений с придаточными времени представлен логико-грамматический подход, при котором различие между членом предложения и придаточной частью не представлялось существенным. Так, Ф.И. Буслаев в своем труде «Историческая грамматика русского языка», созданном во второй половине XIX века, относит союз когда к вопросительным частицам, означающим «общие понятия о времени и пространстве».
В середине ХХ века в отечественной синтаксической науке получил широкое распространение структурно-семантический подход к описанию сложноподчиненных предложений с придаточными времени. По определению С.Г. Ильенко, данный подход совмещал в себе «ориентацию как на структурные показатели, так и на семантику – при условии ее грамматикализации».
Ю.О. Поспелова отмечает, что в академических грамматиках второй половины ХХ века охарактеризована многоаспектность семантики, строение и актуальное членение сложноподчиненных предложений с придаточными времени.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Буслаев, Ф.И. Историческая грамматика русского языка/ Ф.И. Буслаев. – М.: Наука, 1959. – 539 с.
2. Валгина, Н.С. Современный русский язык: Синтаксис: Учебник / Н.С. Валгина. – 4-е изд., испр. – М.: Высш. школа, 2003 – 416 с.
3. Грамматика современного русского литературного языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Наука, 1970. – 769 с.
4. Достоевский, Ф.М. Преступление и наказание. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2012. – 478 с.
5. Ильенко, С. Г. Коммуникативно-структурный синтаксис современного русского языка / С.Г. Ильенко. – СПб: Питер, 2009. – 205 с.
6. Ильенко, С. Г. Русистика: избр. тр. / С.Г. Ильенко. – СПб: Питер, 2003. – 294 с.
7. Кустова, Г.И. Синтаксис современного русского языка: Учеб. Пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений / Г. И. Кустова, К.И. Мишина, В.А. Федосеев. – М.: Издательский центр ≪Академия≫, 2005. – 256 с.
8. Лихачев, Д.С. Поэтика древнерусской литературы / Д.С. Лихачев. – М.: Наука, 1979. – 360 с.
9. Лукин, В.А. Художественный текст. Основы лингвистической теории. Аналитический минимум / В.А. Лукин. – М.: Ось-89, 2005. – 560 с.
10. Матвеева, Т.В. Текстовое время / Т.В. Матвеева // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. – М.: ВЛАДОС, 2003. – С. 536-539.
11. Поспелова, Ю.О. Традиции и новаторство в описании сложноподчиненных предложений с придаточными времени / Ю.О. Поспелова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2013.– № 1(292). – С.116-119.
12. Русская грамматика. Синтаксис / гл. ред. Н. Ю. Шведова. – М.: Наука, 1980. – 771 с.
13. Селюнина, О.А. Сложноподчиненное предложение с придаточным времени и пояснительная конструкция: точки соприкосновения / О.А. Селюнина. – Филология. – 2009. – № 11. – С.23-29.
14. Синтаксис современного русского языка: учебник для высших учебных заведений Российской Федерации / Г. Н . Акимова, С. В. Вяткина, В. П. Казаков, Д. В. Руднев; под ред. С. В. Вяткиной / Учебно-методический комплекс по курсу «Синтаксис современного русского языка». – СПб: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. – 347 с.
15. Соколова, Г.А. Модели времени в художественном тексте / Г.А. Соколова // Interactive science. – 2019. – № 7(41). – С.7-9.