Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Преподавание русского языка является той методологической областью, которая характеризует данную дисциплину с точки зрения высокой познавательной ценности для развития навыков грамотного владения языком. В контексте этого предмета формируется не только связная и красивая уст¬ная и письменная русская речь, но и развивается продуктивное мышление, по-знавательная творческая активность обучающихся. Средства русского языка позволяют субъектам воспитательно-образовательного процесса осмыслить традиционные исторические и культурные ценности. Неоценима функция рус-ского языка и в полноценном освоении других учебных дисциплин. В статье рассматривается проблема формирования орфографической зоркости уча-щихся начальной ступени образования. Представлены способы изучения орфо-графических правил в контексте традиционности написания и необходимость переосмысления методологических оснований с позиций инновационных подхо¬дов к изучению русского языка в начальной школе.
Формирование орфографической грамотности у младших школьников можно назвать одной из важнейших задач обучения русскому языку в школе. Значение данной задачи характеризуется тем, что:
• орфографическая грамотность является неотъемлемой частью общей языковой культуры человека, она регулирует точность выражения мысли и взаимопонимания в процессе письменного общения;
• письменная форма литературного языка отличается от устной усложненности своей структуры.
Актуальность данной темы обусловлена результатами письменных работ учащихся 2-4 классов, которые показали, что уровень орфографической грамотности недостаточно высок, а также требованиями ФГОС начального общего образования, где в содержательной линии раздела «Орфография и пунктуация» говорится, чему должен и может научиться выпускник начальной школы:
• осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
• подбирать примеры с определённой орфограммой;
• при составлении собственных текстов перефразировать
3
записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
• при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах. Именно поэтому одной из главных задач учителя является научить ребенка видеть «опасные места» при письме.
Сформировать орфографический навык - это цель обучения орфографии. К сожалению, способность детьми применять нужные правила, умение видеть орфограмму в слове не реализуется в надлежащей степени. Такая ситуация, на наш взгляд, возникает из-за разносторонних взглядов на принципы русской орфографии, а также из-за пробелов в системе работы по формированию орфографических навыков в начальной школе.
Развить у детей орфографическую зоркость, научить их пользоваться орфографическими правилами - задача каждого учителя начальных классов. Актуальность этой проблемы еще и в том, что с каждым годом наблюдается снижение уровня грамотности в общем, и орфографической грамотности в частности.
Именно метод проектов, который основан на самостоятельном преодолении затруднений в процессе значимой деятельности, решения конкретных практических задач позволяет усилить существующий детский интерес к языку. А также он позволяет организовать комфортную форму работы для ученика, на интересном для него материале, обеспечивающем положительное эмоциональное отношение к изучению и познанию русского языка.
Исходя из актуальности, мы выбрали тему исследования, которая звучит как «Методика преподавание жи ши на уроках русского языка в начальной школе.».
Цель данного исследования:
Глава 1. Теоретические основы преподавание жи ши на уроках русского языка в начальной школе
1.1. Орфографический навык и условия его формирования
Орфографические навыки формируются благодаря долгим упражнениям, процесс это непростой и длительный. Базой для этих навыков служат менее сложные умения:
1) умение писать,
2) способность к фонетическому анализу слов,
3) знание правил определения морфемной структуры слов, умение выделить орфограммы, которые нужно проверить,
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Арутюнов, А. Р. Игровые занятия на уроках русского языка [Текст] / А. Р. Арутюнов, П. Г. Чеботарев, Н. Б. Музруков. — М.: Русский язык, 2011. - 216 с.
2. Бакурина, Т. Н. Упражнения в правописании слов с безударными гласными в корне [Текст] / Т. Н. Бакурина // Начальная школа. — 1997. — №2. - С. 34-37.
3. Бельдина, Е. В. Развитие орфографической зоркости. Работа со слабоуспевающими учениками [Текст] / Е.В. Бельдина // Начальная школа. — 2004. — №3. - C. 35-40/
4. Богоявленский, Д. Н. Очерки психологии усвоения орфографии [Текст] / Д.Н. Богоявленский. - М. ; Л. : Изд-во Акад. Пед. наук РСФСР, 1948. - 127 с.
5. Богоявленский, Д. Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии [Текст] / Д. Н. Богоявленский // Начальная школа. — 2003. — №4. - С. 39-40.
6. Бодрова Т.Ю. Педагогический эксперимент как эффективное средство про¬верки знаний при изучении орфографии и пунктуации русского языка / Т. Ю. Бодрова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. - 2013. - № 3. - 91-98.
7. Бодрова Т.Ю. Педагогический эксперимент как эффективное средство про¬верки знаний при изучении орфографии и пунктуации русского языка / Т. Ю. Бодрова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. - 2013. - № 3. - 91-98.
8. Бондаренко, А. А. Парные звонкие и глухие согласные [Текст] / А. А. Бондаренко // Начальная школа - 1996 г. - № 9. - С. 23-27.
9. Борисенко, И. В. Понятие «орфограмма» в начальном курсе обучения правописанию [Текст] / И. В. Борисенко // Начальная школа - 2003 г. - № 7. - С. 32-34.
10. Бочкарёва, Т. Д. Предупреждение ошибок [Текст] / Т. Д. Бочкарева // Начальная школа - 2014 г. - №3. - С. 17-19.
11. Брагинский, В. Почему не каждому дается грамота? [Текст] / В. Брагинский // Начальная школа. — 2017. — №4. - С. 45-47.
12. Булохов, В. Я. Орфографические ошибки и пути повышения грамотности учащихся [Текст] / В. Я. Булохов // Начальная школа. —2011. — №1. - С.9-11.
13. Буркова, Т. В. К.Д. Ушинский об упражнениях при обучении грамматике и правописанию [Текст] / Т. В. Буркова // Начальная школа - 2018 г. - № 11. - С. 82.
14. Венгер, Л. А. Психология. [Текст] / Л. А. Венгер, В. С. Мухина — М.: Просвещение, 2018. - 375 с.
15. Гамезо, М. В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. [Текст] / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова — М.: Педагогическое общество России, 2013 - 512 с.
16. Грызина О.Г. Значение методики «врожденной грамотности» при изучении норм правописания / О.Г. Грызина // Rhema. Рема. - 2012. - № 4. - С. 100¬105.
17. Грызина О.Г. Значение методики «врожденной грамотности» при изучении норм правописания / О.Г. Грызина // Rhema. Рема. - 2012. - № 4. - С. 100¬105.
18. Евсюкова, Г. А. «Секреты грамоты». [Текст] / Г. А. Евсюкова // Начальная школа. — 2013. — № 11. - С. 9-10.
19. Епифанова, О. В. Предупреждение нарушений в формировании письменной речи учащихся. [Текст] / О. В. Епифанова //Начальная школа. — 2013. — №7. - С. 15-16.
20. Жедек, П. С. Методика обучения орфографии / Теоретические основы обучения русскому языку в начальных классах [Текст] / П. С. Жедек // ред. М.С. Соловейчик. — М.: Просвещение, 2018. - 224 с.
21. Жедек, П. С. Списывание в обучении правописанию. [Текст] / П. С. Жедек, М. И. Тимченко // Начальная школа - 2019 г. - № 9. - С. 23-28.
22. Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников. [Текст] / О. Н. Жовницкая // Начальная школа. — 2011. — №11. - С. 17-18.
23. Ибрагимова, А. И. Развитие орфографической зоркости учащихся младших классов [Текст] / А. И. Ибрагимова - Набережные челны - 2017. - 168 с.
24. Иванов, В. В. Историческая грамматика русского языка. [Текст] / В. В. Иванов — М.: Просвещение, 2014. - 268 с.
25. Иванова, В. Ф. Современная русская орфография [Текст] / В. Ф. Иванова - М.:Высшая школа - 1991 г. - 192 с.
26. Канакина, В. П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 кл.: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. В 2 ч. [Текст] / В. П. Канакина - М.: Просвещение, 2012 - 416 с.
27. Карякина, Н. А. Орфограммы в загадках. [Текст] / Н. А. Карякина // Начальная школа, 2018 - № 2. - С.96-100.
28. Котикова, Н. М. О способе орфографического действия [Текст] / Н. М. Котикова // Начальная школа - 2017 - № 11. - С. 39-40.
29. Кулиш И.А. Использование интерактивных технологий на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования познавательного ин¬тереса / И.А. Кулиш // Вестник Челябинского государственного педагогиче¬ского университета. - 2013. - № 10. -С. 11-18.
30. Кулиш И.А. Использование интерактивных технологий на уроках русского языка в начальной школе как средство формирования познавательного ин¬тереса / И.А. Кулиш // Вестник Челябинского государственного педагогиче¬ского университета. - 2013. - № 10. -С. 11-18.
31. Лайло, В. В. Развитие памяти и повышение грамотности : Пособие для учителя [Текст] / В. В. Лайло. - М.:Дрофа, 1999. - 126 с.
32. Лалаева, Р И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников : Учеб.-метод. пособие [Текст] / Р И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. - СПб. : Союз, 2001. - 218 с.
33. Львов М. Р Основы обучения правописанию в начальной школе. [Текст] /— М., 2009.
34. Львов М. Р Правописание в начальных классах : Пособие для учителей : [Метод. указания ко всем темам программ по рус. яз. (1-4 кл.)] [Текст] / М. Р Львов. - 3. изд., испр. и доп. - М. : Флинта : Наука, 2000. - 207с.
35. Львов, М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах. [Текст] / М. Р Львов, В Г. Горецкий, О. В. Сосновская - М.: Академия, 2008. - 464 с.
36. Моисеев, А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. [Текст] / А. И. Моисеева — М.: Просвещение, 2012. - 234 с.
37. Новиков, Л. А. Современный русский язык: Учебник: Фонетика. Лексикология. Словообразование. Морфология. Синтаксис. [Текст] / Л. А. Новиков — СПб.: Изд-во «Лань», 2010. - 344 с.
38. Одегова, В. Д. /Развитие орфографической зоркости [Текст] / В. Д.Одегова // Начальная школа. — 2014. — № 6. - С. 13-16.
39. Остренкова М.А. Изучение образов и ценностных смыслов константы Сло¬во / М.А. Остренкова // Русский язык в школе. - 2013. - № 11.
40. Остренкова М.А. Изучение образов и ценностных смыслов константы Сло¬во / М.А. Остренкова // Русский язык в школе. - 2013. - № 11.
41. Парубченко, Л. Б. «Почему дети делают ошибки и как их научить писать правильно». [Текст] / Л. Б. Парубченко — М.: Реал, 2018. - 340 с.
42. Плотникова, С. В. Методика обучения орфографии в начальных классах: учебное пособие для студентов Института педагогики и психологии детства [Текст] /С. В. Плотникова - Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2019. - 230 с.
43. Поварова, И. А. Нарушения письменной речи у младших школьников. [Текст] / И. А. Поварова, В. А. Гончарова — Ростов-на-Дону, 2012. - 248 с.
44. Рабочие программы. Начальная школа. 2-3 класс. УМК «Школа России» [Текст] / Авт. -сост. М.В. Буряк; под ред. Е.С. Галанжиной. - М.: Планета, 2013. - 184с.
45. Разумовская, Л. И. Методика обучения орфографии в школе: Кн. для учителя. [Текст] / Л. И. Разумовская — М.: Просвещение, 2019. - 288 с.
46. Рогозинский, В. В. Орфографическая зоркость. [Текст] // В. В Рогозинский // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. - 1991. - №5 - С. 12-14.
47. Рождественский, Н. С. Обучение орфографии в начальной школе. [Текст] / Н. С. Рождественский — М., 2010. - 180 с.
48. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. [Текст] // ред. М. С. Соловейчик. — М.:Просвещение, 2019. - 302 с.
49. Савинова, З. А. Виды работ по формированию орфографической зоркости [Текст] / З. А. Савинова // Начальная школа - 1996 - № 1. - С. 23-24.
50. Селезнёва, М. С. Работа по развитию орфографической зоркости [Текст] / М. С. Селезнёва // Начальная школа - 1997 - № 1. - С. 17-18.
51. Симерницкая, Э. Г. Межполушарное взаимодействие: Хрестоматия. [Текст] / Э. Г. Симерницкая — М.: Генезис, 2014. - 354 с.
52. Смирнова, В. В. Приемы повышения орфографической грамотности [Текст] / В. В. Смирнова //Начальная школа. — 2011 — №6. - С. 21-23.
53. Тутаришева, М. К. Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография [Текст] / М. К. Тутаришева. — Майкоп, 2019. - 186 с.
54. Фролова, Л. А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников [Текст] / Л. А. Фролова // Начальная школа - 2021. - №5. - С. 19-21.
55. Шадрова В.И. Формирование словарно-орфографической зоркости учащих¬ся на уроках русского языка в начальной школе / В.И. Шадрова, О.В. Крав¬цова // Концепт. - 2017. - № 52.
56. Шадрова В.И. Формирование словарно-орфографической зоркости учащих¬ся на уроках русского языка в начальной школе / В.И. Шадрова, О.В. Крав¬цова // Концепт. - 2017. - № 52.
57. Ясова, А. Н. Самостоятельная работа учащихся над орфографическими ошибками [Текст] / А. Н. Ясова // Начальная школа. — 2013 — №4. - С. 10¬12.