Фрагмент для ознакомления
2
Статья 114 Конституции Российской Федерации содержит перечень вопросов, которые находятся в ведении Правительства Российской Федерации. Отмечается, что он также осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией РФ и федеральным законом, что означает, что перечень не является исчерпывающим. Правительство оказывает поддержку наиболее социально незащищенным группам населения, формулирует основные направления государственной политики и принимает меры для обеспечения защиты граждан в социальной и правовой сфере. Другими важными видами деятельности Правительства РФ являются оборона, безопасность и внешняя политика.
Исполнительная власть включает большую часть государственных органов и наибольшее количество государственных служащих. Реализация нормативных актов, которые, согласно принципу верховенства права, являются основной функцией исполнительной власти, требует осуществления деятельности, которые неизбежно затрагивают права и интересы граждан. Отсюда и точность, с которой каждое демократическое государство подходит к вопросу формирования, организации и ответственности исполнительных органов .
Правительство РФ решает такие актуальные проблемы государства как планирование бюджета; решение вопросов, связанных с налогами; выплата пенсий, пособий и других льгот, а также многих других жизненно важных для страны вопросов. Благосостояние населения зависит от эффективности Правительства РФ в решении этих проблем.
Одним из институтов государственной власти в настоящее время является исполнительная власть, которая представляет собой динамично развивающуюся систему, взаимосвязанных органов, объединенными общими признаками. Свою деятельность такие органы осуществляют в соответствии с конституционными принципами, в целях реализации государственной политики.
Рассматривая различные источники, под исполнительной властью обычно понимают – функционально и организационно обособленные элементы системы государственных органов, формируемые для непосредственного и повседневного осуществления функций государственного управления и наделенные в этих целях государственно-властными полномочиями исполнительно-распорядительного характера. Выделяют две группы данных органов: федеральные органы исполнительной власти; органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
И те и другие имеют свою систему, представленную различными органами, выполняющие разного рода полномочия.
Федеральные органы исполнительной власти в Российской Федерации состоят из:
– Правительства Российской Федерации;
– Федеральных министерств;
– Федеральных служб;
– Федеральных агентств.
Возглавляет систему – Правительство Российской Федерации. Термин правительство, в конституционном праве, определяется как, важнейший государственный орган, возглавляющий исполнительную ветвь власти и всю систему органов входящих в нее. Оно играет существенную роль в механизме государственной власти как ключевое звено в управленческой деятельности государства, а также принимает важные внутриполитические решения.
Правовой статус Правительства Российской Федерации содержится в главе 1 и 6 Конституции Российской Федерации, а также в Федеральном конституционном законе от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» .
Совокупность конституционных норм, закрепляющих положение данного органа в системе государственной власти, является конституционно-правовым статусом. Одним из важнейших элементов этого статуса представляют полномочия, которые содержаться в ст. 114 Конституции Российской Федерации. В связи с поправками, внесенными в 2020 г. в вышеназванный нормативно-правовой акт, компетенция данного органа расширилась. Так, например, теперь оно «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой социально ориентированной государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, а также в области охраны окружающей среды». До введения поправок данное полномочие звучало как «обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии».
Кроме этого, в компетенцию Правительства Российской Федерации было добавлено осуществление мер по поддержки институтов гражданского общества, добровольческой деятельности. Реализация действий по поддержке развития предпринимательской деятельности, созданию условий для развития системы экологического образования граждан и другие полномочия .
Следующим элементом конституционного статуса Правительства является правовые нормы, регулирующие порядок формирования, срок полномочий, отставку Правительства Российской Федерации. В настоящие время, если Правительство Российской Федерации в течение трех месяца повторно поставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а она ему в этом откажет, то Президент Российской Федерации принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. – 2020. – № 144. – 4 июля.
2. Федеральный конституционный закон от 06.11.2020 № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2020. – № 45. – Ст. 7061.
3. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 52 (часть I). – Ст. 6228.
4. Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 № 260 (ред. от 13.05.2021) «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 2004. – № 23. – Ст. 2313.
5. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22.01.1998 № 2134-II ГД (ред. от 15.12.2020) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ» // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 7. – Ст. 801.
6. Братановский, С. Н. Организационная структура органов исполнительной власти в Российской Федерации / С. Н. Братановский // Гражданин и право. – 2021. – № 4. – С. 28-37. – ISSN: 2220-9018.
7. Васильев, В. Г. Правовое регулирование взаимоотношений Президента РФ с Правительством РФ / В. Г. Васильев // Современное право. – 2021. – № 4. – С. 40-46. – ISSN: 1991-6027.
8. Виноградова, Е. В., Кобзарь-Фролова, М. Н. Исполнительная власть в системе публичной власти в свете новых конституционных реалий / Е. В. Виноградова, М. Н. Кобзарь-Фролова // Правовая политика и правовая жизнь. – 2021. – № 1. – С. 250-262. – ISSN: 1608-8794.
9. Гайнутдинов, А. Р. Изменения в конституционно-правовом статусе Правительства Российской Федерации / А. Р. Гайнутдинов // Актуальные вопросы юриспруденции. Сборник статей VII Международной научно-практической конференции. – Пенза, 2021. – С. 35-37. – ISBN: 978-5-00159-874-9.
10. Гусева, И. А., Алексеева, Т. В., Снетков, Д. А. Институт конституционно-правовой ответственности Правительства Российской Федерации: теоретико-практический аспект / И. А. Гусева, Т. В. Алексеева, Д. А. Снетков // Евразийский юридический журнал. – 2021. – № 4(155). – С. 91-93. – ISSN: 2073-4506.
11. Дзидзоев, Р. М. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации: новые грани взаимоотношений / Р. М. Дзидзоев // Журнал российского права. – 2021. – Т. 25. – № 5. – С. 43-54. – ISSN: 1605-6590.
12. Занко, Т. А. Конституционные поправки 2020: влияние на федеральную исполнительную власть / Т. А. Занко // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2020. – №3. – С. 7-22. – ISSN: 1999-5431.
13. Ибрагимов, О. А. Конституционно-правовые проблемы формирования Правительства Российской Федерации // О. А. Ибрагимов // Академическая мысль. – 2021. – № 1(14). – С. 77-81. – eISSN: 2588-0020.
14. Кирей, А. С. Изменения конституционно-правового статуса Правительства Российской Федерации в связи с поправками в Конституцию Российской Федерации / А. С. Кирей // Реализация теории конституционализма в правоприменительной практике Российской Федерации. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции. Северо-Западный филиал ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия». – Санкт-Петербург, 2021. – С. 137-141. – ISBN: 978-5-00188-030-1.
15. Конджакулян, К. М. Правовые основы суперпрезидентства в Российской Федерации: новые конституционные изменения / К. М Конджакулян // Государственная власть и местное самоуправление. – 2020. – № 12. – С. 42-45. – ISSN: 1813-1247.
16. Макарейко, Н. В. Проблемы юридической ответственности Правительства Российской Федерации / Н. В. Макарейко // Конституция России и развитие законодательства. Сборник материалов II регионального научно-практического круглого стола, посвященного Дню Конституции Российской Федерации. – Н. Новгород, 2021. – С. 86-89. – ISBN: 978-5-00036-260-0.
17. Невинский, В. В. Осавелюк Е.А. Конституционно-правовые основы статусных полномочий высших органов государственной власти / В.В. Невинский // Государство и право. – 2021. – № 4. – С. 165-167. – ISSN: 1026-9452.
18. Писарев, А. Н. Российская модель формы правления в свете конституционной реформы 2020: президентская или полупрезидентская республика / А. Н. Писарев // Образование и право. – 2020. – № 9. – С. 20-28. – ISSN: 2076-1503.
19. Стрельников, А. О. Перспективы совершенствования конституционной ответственности Правительства перед Государственной Думой РФ / А. О. Стрельников // Законодательство. – 2021. – № 5. – С. 40-44. – ISSN: 1681-8695.
20. Ушаков, Д. Н. Большой толковый словарь русского языка: современная редакция / Д. Н. Ушаков. – Москва: Дом Славянской кн., 2008. – 959 с. – ISBN 978-5-903036-99-8.
21. Филонов, А. С., Домрачев, Д. Г. Полномочия Правительства Российской Федерации / А. С. Филонов, Д. Г. Домрачев // Экономика и социум. – 2020. – № 12(79). – С. 277-285. – eISSN: 2225-1545.
22. Худолей, Д. М. О некоторых замечаниях об изменениях Конституции Российской Федерации, касающихся деятельности Правительства РФ / Д. М. Худолей // Ex jure. – 2021. – № 2. – С. 51-59. – ISSN: 2619-0648.