Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы художественно–эстетического воспитания детей младшего школьного возраста 5
1.1 Содержание понятия «художественно-эстетическое воспитание» 5
1.2 Основные методы, формы, средства художественно– эстетического воспитания детей младшего школьного возраста 10
Выводы по 1 главе 14
Глава 2 Особенности восприятия архитектуры младшими школьниками 15
2.1 Архитектура как средство развития детей 15
2.2 Методы ознакомления школьников с архитектурой 17
2.3 Особенности восприятия младшими школьниками архитектуры 22
Выводы по 2 главе 25
Заключение 26
Список литературы 28
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изобразительное искусство, в том числе и архитектура, оказывает на человека положительное влияние, особенно на формирование художественного вкуса, художественного восприятия.
Человек, который видит и знает, как ценить красоту, будет её сохранять и приумножать.
Возникают вполне закономерные вопросы: представляется ли возможным знакомить детей с искусством? Какие психологические характеристики младшего школьного возраста могут быть использованы при включении изобразительного искусства как средство воспитания в педагогический процесс? Ответы на эти вопросы дают научные труды психологов и педагогов, отмечающих отзывчивость и высокую эмоциональность ребенка, образность мышления.
Дети приобретают от общения с искусством, прежде всего, радость познания окружающего мира. Через восприятие произведений искусства ребёнок становится пытливым, наблюдательным, эмоционально отзывчивым. Искусство способствует формированию способности сопереживать, создает радость общения с друзьями.
Произведения архитекторов, скульпторов, художников, музыкантов учат фантазировать. Дети развивают способность «видеть» и «слышать» в произведении что-то своё, у них появляется желание творить прекрасное самостоятельно.
Постоянно общаясь с искусством, ребёнок приобретает независимость эстетических суждений, учится ориентироваться в духовных ценностях общества. В теории и практике школьного образования актуальна проблема знакомства детей с архитектурой, что объясняется широкими возможностями архитектуры в развитии детей и обусловлено необходимостью расширения спектра образовательных средств искусства.
Цель исследования: изучить психолого-педагогические особенности ознакомления младших школьников с произведениями архитектуры.
В рамках поставленной цели решались следующие задачи:
− изучить научно-методическую литературу литературу.
− ознакомиться с основными методами, формами, средствами художественно– эстетического воспитания детей младшего школьного возраста
− изучить особенности знакомства младших школьников с архитектурой.
Объект исследования – дети младшего школьного возраста.
Предмет исследования – психолого-педагогические особенности знакомства младших школьников с архитектурой.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике Ш.А. Амонашвили М.:Издательский Дом Шалвы Амонашвили. - 2001. - 496 с.
2. Ананьев Б.Г. Проблемы возрастной психологии. М.: ДиректМедиа Паблишинг. - 2008. - 382 с.
3. Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. Под ред. Ю.А. Афонькина, Г.А. Урунтаева. М. Владос.- 2005. - 52 с
4. Бим–Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. Гл. ред. Б.М. Бим–Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М.:«Большая Российская энциклопедия». - 2003. - 528 с.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. 320 с.
6. Буров А.И. Современные исследования эстетического воспитания и художественного образования. - М.: Просвещение, 2009. - 291 с.
7. Ванслова Е.Г. Раздвигаем границы эстетического образования //Искусство. - 2008. - №2. С. 28-29.
8. Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников // Дошкольное воспитание. 2003 № 6 С. 57–67.
9. Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду М.: Просвещение. 2001. 72 с.
10. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться. М.: Академический проект, 2005. - 98 с.
11. Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителя начальной школы. М.: Вита-Пресс,2001. - 128с.
12. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] / А.Ю. Дейкина. – М. : Просвещение, 2002. – 235 с.
13. Запорожец И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. М. 2005. - 186 с.
14. Ильина Е.В. Воспитание искусством //Искусство в школе. - 2009. - № 1. - С.13-15.
15. Касицина Н., Юсфин С. Тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. М.: Агенство образовательного сотрудничества, 2010. - 158 с.
16. Козлов В. И. Взаимосвязь этического и эстетического в процессе формирования нравственных ценностных ориентаций будущих учителей начальных классов средствами изобразительного искусства // Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. Сб. ст. Вып. 6. М. : МПГУ, 2005.- С. 23-39.
17. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред, пед. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия». 2001.- 416 с.
18. Котикова, О.П. Эстетическое воспитание младших школьников: пособие для учителей; педагогическое внешкольное учреждение/О.П. Котикова, В.Г. Кухаронак; Научно-методический центр учебной книги и средств обучения. - Минск, - 2001 - 192 с.
19. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. 4–е изд., перераб. и доп.М.: Юрайт М, 2001. - 607 с.
20. Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста. М.:АРКТИ, 2005. - 252 с.
21. Неклопочина Е.В. Систематизация эстетического опыта младших школьников в процессе взаимодействия видов искусств //Искусство в школе. - 2008. - № 5. С. 65 - 69.
22. Неменский Б.М. Педагогика искусства. - М.: Просвещение, 2007. - 253 с.
23. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа. 2001. - № 10. - С. 34-37.
24. Основы теории художественной культуры [Текст] / Под ред. Л.М. Мосоловой. – СПб. : Лань, 2001. – 287 с.
25. Педагогический словарь. Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений Климова Н. А., Москва. 2003. 90 с.
26. Сериков, В.В. Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии [Текст] / В.В. Сериков. – Волгоград : Перемена, 2000. – 147 с.
27. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. для студ. высш. Пед. учебн. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 368 с.
28. Шацкая В.Н. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. М.: Советская педагогика, 2012. - 344 c.