Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Не случайно в отечественной социологии огромное значение имеют анализы молодежных проблем, например, проблемы профессионального поиска и трудовой адаптации молодых специалистов к современным рыночным условиям.
Трудовая ценность считается для студенческой молодежи основополагающей, потому что для данного возрастного периода свойственно получение профессионального образования, профессиональный поиск и самоопределение, выход на трудовой рынок, обретение навыка освоения профессиональных ролей и норм.
Сегодня выпускники и студенты профессиональных образовательных организаций находятся в ситуации, когда предстоит решать возникающие в обществе проблемы, и от того, каких ценностей, норм и принципов придерживается современная студенческая молодёжь, с какими установками и ориентациями она приступает к социальной и трудовой деятельности, во многом зависит успех предпринимаемых попыток.
Как свидетельствуют последние социологические опросы, из-за переориентации системы ценностей общества отношение к труду и профессиональной деятельности молодежи получило огромные изменения и явно приобрело инструментальный характер. Трудовая мотивация у молодого поколения в России связана, прежде всего, со стратегиями самореализации, получения материальной выгоды, построения карьеры в профессии. Именно приоритет материального и профессионального мотивов занятости определен в современных исследованиях по социологии [2].
Изучение профессиональной ориентации и приоритетов студенческой молодежи в трудовой сфере позволяет выявить содержание и направленность трудовой активности, выявить общественно значимые трудовые ценности молодых людей. Экономическое развитие предприятий, отраслей, регионов и в целом экономики страны во многом предопределяется профессиональным уровнем молодых специалистов, их мотивами и установками, которые доминируют в трудовой деятельности. В связи с этим особое значение приобретают ценностные ориентации, установки и трудовое поведение студентов как социальной группы, которая обеспечивает воспроизводство и формирование трудовой элиты, в том числе и в управленческих и в наукоёмких отраслях, от которых зависит развитие экономики России. Кроме того, в последние два десятилетия значительно возросла потребность молодёжи в получении высшего образования. Количество студентов вузов увеличилось с 2089,9 тыс. чел. в 1992/93 учебном году до 4246,0 тыс. чел. в 2017/18 учебном году [22].
Получение высшего образования студенческая молодежь рассматривает как способ повышения собственного социального статуса, потому что диплом о получении высшего образования существенно расширяет возможности будущего трудоустройства. Вот почему исследованию трудовых ценностей, установок и планированию трудоустройства студенческой молодёжи уделяется большое внимание в трудах отечественных социологов.
Механизмы социально-профессиональной адаптации студенческой молодёжи, её интеграции в социо-экономическую среду описаны в работах В.И. Верховина, З.Т. Голенковой, Т.В. Заславской, Н.М. Римашевской, Л.Л. Рыбаковского. Анализ ценностного сознания молодёжи, её трудового и социального самочувствия представлен в работах Д.Л. Константиновского, Ж.Г. Озерниковой, Т.В. Хлоповой. Ориентации и ценностные предпочтения современных студентов в трудовой сфере в условиях трансформирующейся отечественной экономики рассмотрены в публикациях Н.В. Корж, А.Н. Покиды.
Объект исследования: трудовые ценности и планирование трудоустройства.
Предмет исследования: трудовые ценности и планирование трудоустройства студентов.
Цель работы: проведение социологического анализа трудовых ценностей и планов трудоустройства студентов.
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по тематике исследований;
2. Определить место труда в системе базовых ценностей современного студенчества;
3. Выявить фактическое состояние трудовых установок и ценностей современных студентов.
Методы исследования:
- теоретический: анализ и обобщение литературы;
- эмпирический: анкетирование, опрос;
- статистический метод.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Абанкина Т. В., Красилова А. Н., Ястребов Г. А. Образование как старт для жизни: жизненныепланы сельских школьников в России // Вопросы образования. 2012. № 2. С. 87–120.
2.Андрианова Е.В. Изменение парадигмы мотивации и ценностей труда в контексте развития новой экономической социологии // Вестник Тюменского государственного университета. 2014. №8. С. 57–63.
3.Аминов С. Р. Эмпирический социологический подход к анализу ценностей // Система ценностей современного общества. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/empiricheskiy-sotsiologicheskiy-podhod-k-analizu-tsennostey (дата обращения: 17.06.2021).
4.Бердяев Н. В кн. Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьба России. М.: Русская книга, 1992. 256 с.
5.Беркутова Д.И., Громова Е.М. Мониторинг профессиональных планов современных провинциальных студентов // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2015. – № 1. – С. 77–85.
6.Быков А. В. Концепция ценностей в социологии Э. Дюркгейма // Мониторинг. 2009. №3 (91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-tsennostey-v-sotsiologii-e-dyurkgeyma (дата обращения: 17.06.2021).
7.Вебер, М. Избранные произведения : пер. с нем. / сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н. Давыдова ; предисл. П.П. Гайденко. – М. : Прогресс, 1990. – 808 с.
8.Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодёжь России: социологический портрет. М.: Изд-во Института социологии РАН, 2010. 592 с.
9.Гришин Л. Мы как участники рыночных отношений // Вопросы экономики. 2000. №8. С. 31–34
10.Иванова В.С. Стратегии трудоустройства выпускников вузов // Вестник науки Сибири. – 2016. – № 1 (20). – С. 12–21.
11.Ильин И. Наши задачи. Статьи 1948–1954 гг. В 2-х т. М.: МП «Рарог», 1992, Т.1. 169 c.
12.Константиновский Д.Л. Формирование ориентаций молодежи в сфере образования // Вестник Института социологии. – 2016. – № 19. – С. 13–27.
13.Константиновский Д.Л. Новая молодежь в новой реальности образования // Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: сб. науч. тр. / Центр социол. исслед. – М., 2016. – С. 106–162.
14.Константиновский Д.Л., Вознесенская Е.Д., Чередниченко Г.А. Молодёжь России на рубеже XX–XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие. М.: ЦСП и М, 2014. 548 с.
15.Корж Н.В. Высшее профессиональное образование в структуре ценностей студенческой молодежи // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2011. – № 1 (17). – С. 56–63.
16.Корниенко Е.В. Трудовая мотивация и трудовые ценности российского общества: системный анализ современных тенденций. Таганрог: РГСУ, 2012. 105 с.
17.Кошарная Г.Б., Корж Н.В. Ценностные ориентации студенческой молодёжи в трудовой сфере // Известия высших учеб. заведений. Поволжский регион. Обществ. науки. 2013. №2 (26). С. 58–64.
18.Магун В.С. Структура и динамика трудовых ценностей российского населения // Россия: трансформирующееся общество / Под редакцией В.А. Ядова. М.: Издательство «КАНОН-пресс-Ц», 2001. С. 640.
19.Магун В.С Европейская ценностная типология и базовые ценности россиян // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2015. Т. 121. № 3-4. С. 74-93.
20.Малошонок Н.Г., Семенова Т.В., Терентьев Е.А. Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления // Вопросы образования. 2015. №3. С. 92–121.
21.Парсонс, Т. О структуре социального действия / Т. Парсонс. – 2-е изд. – М. : Академический Проект, 2000. – 880 с.
22.Россия в цифрах 2018: Крат. стат. сб. / Росстат. M., 2018. 522 с.
23.Уколов Р.А. Ценности труда и профессионально-карьерного роста среди молодёжи: результаты социологического исследования // Теория и практика общественного развития. 2014. №15. С. 25–29.