Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В системе обучения русскому языку как иностранному важную роль играет развитие лексических навыков, так как эти навыки являются частью речевых навыков аудирования, говорения, чтения и письма. Владение словарным запасом – основа успешного общения. В практическом курсе РКИ обучение лексике происходит в сочетании с обучением фонетике и грамматике.
При обучении лексике различают следующие этапы работы с лексическим материалом:
- изложение введенной лексики;
- методические действия по обеспечению усвоения студентами новой лексики;
- организация повторения усвоенной лексики и контроль качества обучения.
Актуальность исследования изучения и усвоения новой лексики на занятиях русского языка как иностранного, обусловлена потребностью общества в личности, которая свободно владеет речью и испытывает коммуникативный комфорт в общении.
Организация усвоения новой лексики имеет важное значение обучающихся разных возрастных групп, так как является условием успешного овладения учебными предметами.
В пояснительной записке к программе русского языка как иностранного подчёркивается, что процесс организации усвоения новой лексики является одним из основных направлений работы.
Стоит подчеркнуть, что специфика изучения лексики цветообозначения (прилагательных семантической группы «цвет») в курсе русского языка как иностранного имеет свои особенности, характерные аспекты. Исходя из выше изложенного нами были определены цель, объект, предмет и задачи исследования.
Цель работы – изучить и проанализировать специфику изучения лексики цветообозначения (прилагательных семантической группы «цвет») в курсе русского языка как иностранного.
Объект исследования – лексика цветообозначения в русском языке.
Предмет исследования – методические основы изучения лексики цветообозначения в курсе РКИ.
Задачи исследования:
- изучить и описать лингвокультурологический потенциал лексики цветообозначения (семантика цвета в разных культурах);
- рассмотреть принципы изучения лексики цветообозначения в русском языке;
- определить основные аспекты прилагательных семантической группы «цвет» в толковых словарях русского языка: прямые и переносные значения;
- проанализировать лексику цветообозначения в лексических минимумах по русскому языку как иностранному (уровни А1 – В1);
- охарактеризовать лексику цветообозначения в учебных пособиях по русскому языку как иностранному;
- описать особенности создания и разработать комплекс упражнений для изучения лексики цветообозначения (уровень А2).
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав и выводов к ним, введения, списка использованной литературы, приложений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алимпиева, Р.В. Семантическая значимость слова и структура лексико-семантической группы. (На материале прилагательных – цветообозначений русского языка). – Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. – 182 с.
2. Андрюшина Н. П. Лексические минимумы в Российской системе тестирования по русскому языку как иностранному // Проблемы истории, филологии, культуры. 2009. №2 (24). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/leksicheskie-minimumy-v-rossiyskoy-sisteme-testirovaniya-po-russkomu-yazyku-kak-inostrannomu (дата обращения: 23.06.2021).
3. Антонова, В.Е., Нахабина, М.М., Сафронова, М.В., Толстых, А.А. Дорога в Россию [Электронный ресурс] : учебник русского языка (элементарный уровень) : электронный аналог печатного издания. – 5????е изд. – М. : ЦМО МГУ им. М.В.Ломоносова ; СПб. : Златоуст, 2009. – 344 с. – Режим доступа : http: // www.zlat. spb.ru или с сайтов дистрибьюторов, платный : цв. – Системные требования для использования: Adobe Acrobat Reader 3.0 и выше. – Заглавие с экрана.
4. Антонова, В.Е., Нахабина, М.М., Толстых, А.А. Дорога в Россию : учебник русского языка (первый уровень). В 2 т. – 5-е изд. – СПб. : Златоуст, 2013. – 200 с.
5. Апресян, Ю. Д. Избр. труды. Т. I. Лексическая семантика (синонимические средства языка). 2-е изд., испр. и доп. – М.,1995. – С. 204.
6. Афанасьева, Н.А. и др. Русское слово. Учебный комплекс по русскому языку для иностранцев. Элементарный уровень. – М.: Академия, 2006. – 184 с.
7. Бахилина, Н. Б. История цветообозначений в русском языке. – Наука, 1975 год
8. Бердичевский, А. Л. и др. Диалог с Россией. Учебный видеокурс для продвинутого этапа. – СПб.: Златоуст, 2002. – 88 с.
9. Буре, Н., Быстрых, М. Учим русский язык. Лингводидактический тренажер: Люблю тебя. – МИРС, 2013.
10. Василевич, А.П. Исследование лексики в психолингвистическом эксперименте. М., 1987.
11. Величко,А. В. Когда есть о чём поговорить, или Предложения фразеологизированной структуры в русской речи: учебное пособие для иностранных учащихся. – СПб.: Златоуст, 2016. – 188 с.
12. Герасимов, Г. И. Прилагательные, обозначающие цвет. Краткий словарь / Русский язык за рубежом. – М., 1996. – С. 27–35.
13. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый уровень / Нахабина М.М. и др. – 2"е изд., испр. и доп. – М. – СПб.: “Златоуст”, 2001. – 32 с.
14. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень / Владимирова Т.Е. и др. – 2$е изд., испр. и доп. – М. – СПб.: “Златоуст”, 2001. – 28 с.
15. Доржиева, Г.С. Эпонимизация как один из способов вторичной номинации: лингвокультурологический аспект // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и международная коммуникация. 2017. № 2. С. 83—92
16. Жаркынбекова, Ш. Цвет-сознание-менталитет. Реконструкция цветовой картины мира в казахской и русской лингвокультурах. Монография / Ш. Жаркынбекова. – Астана: Мастер ПО, 2011. – С. 163.
17. Заботкина,В.И. Слово и смысл / В.И. Заботкина. – М., 2012.
18. Иваровская, В. И. Лексическое значение цветовых прилагательных в синагматико-парадигматическом и словообразовательном аспектах // Вестник СПбГУ: Сер. 2. – 1998. – С. 104-109.
19. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М., 2006.
20. Косых, Е. А. Система цветообозначений в русском языке Текст: к созданию и публикации «Русской энциклопедии цвета» // Вестн. Барнаул, гос. пед. ун-та. Сер. Психол.-пед. науки. – 2002. – No 2. – С. 28-34.
21. Кубрякова, Е.С. В поисках сущности языка. Когнитивные исследования. М., 2012.
22. Кульпина, В.Г. Лингвистика цвета: термины цвета в польском и русском языках. – М.: Московский лицей, 2001. – 470 с.
23. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. Общее владение / Н.П. Андрюшина, Т.В. Козлова (электронное издание). – 5-е изд. – СПб. : Златоуст, 2015. – 116 с.
24. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень. Общее владение / под редакцией Н.П. Андрюшиной (электронное издание). – 5-е изд. – СПб. : Златоуст, 2015. – 164 с.
25. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень. Общее владение / Н.П. Андрюшина и др. (электронное издание). – 7-е изд. – СПб. : Златоуст, 2015. – 200 с.
26. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень. Общее владение. – 2%е изд., испр. – М. – СПб., «Златоуст», 2005.
27. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Общее владение / Н.П. Андрюшина, Т.В. Козлова (электронное издание). – 5-е изд. – СПб. : Златоуст, 2015. – 80 с.
28. Макеенко, И.В. Лексико-семантическая структура систем цветообозначения в русском и английском языках. – Саратов, 2001. – 258 с.
29. Маслов, Ю.С. Введение в языкознание. – М., 1975.
30. Молчанова, Г.Г. Синергия визуального и вербального в хроматике (живописи) как семиотический код коммуникации // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 2. C. 7-19.
31. Норманская, Ю.В. Генезис и развитие систем цветообозначений в древних индоевропейских языках. – М., 2005. – 249 с.
32. Папченко, Е.В. Аксиология цвета в культуре // Система ценностей современного общества. – 2009. – №7. – С. 27-31.
33. Парецкая, М. Э., Шестак, О. В. Современный учебник русского языка для иностранцев (+ CD). – М.: Флинта, 2014. – 472 с.
34. Толковый словарь Даля [Электронный ресурс] http://slovardalja.net/.
35. Толковый словарь Ожегова [Электронный ресурс] https://slovarozhegova.ru/.
36. Толковый словарь русского языка Ефремовой [Электронный ресурс] https://www.efremova.info/.
37. Требования по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение. Второй вариант / Н.П. Андрюшина и др. [Электронный ресурс] : электронный аналог печатного издания – 2%е изд. – М. – СПб. : Златоуст, 2009. – 32 с.
38. Фрумкина, Р.М. Цвет, смысл, сходство. Аспекты психолингвистического анализа. М., 1984.
39. Vanka Surya. International Color Guide. Режим доступа: https://www.academia.edu/8996354/International_Color_Guide (дата обращения: 23.06.2021)
40. Berlin B., Kay P. Basic Color Terms: Their University and Evolution. California: University of Californian Press, 1969.
41. Berlin B., Kay P. Basic Color Terms: Their University and Evolution. California: University of Californian Press, 1969.
42. Jones, W. J. (2013). German Color Terms: A Study in their Historical Evolution from Earliest Time to the Present. Amsterdam/ Philadelphia: John Benjamins Publishing Co.
43. Lai, H.-L. & Chung, S.-F. (2018). Color Polysemy: Black and White in Taiwanese Languages. Taiwan Journal of Linguistics, 16 (1), 95-130. Doi: 10.6519/TJL.2018.16(1).
44. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М., 2001.
45. Jones, W. J. (2013). German Color Terms: A Study in their Historical Evolution from Earliest Time to the Present. Amsterdam/ Philadelphia: John Benjamins Publishing Co.
46. Berlin B., Kay P. Basic Color Terms: Their University and Evolution. California: University of Californian Press, 1969.
47. Rosch, E. (1975). The Nature of Mental Codes for Color Categories. Journal of Experimental Psychology: Perception and Performance, 1(4), 303-322.
48. Berlin B., Kay P. Basic Color Terms: Their University and Evolution. California: University of Californian Press, 1969.
49. Turner, V. (1975). Symbolic Studies. Annual Review of Anthropology, 4, 145-161
50. Lakoff, G. (2012). Explaining Embodied Cognition Results. Topics in Cognitive Science, 4(4), 773-785
51. Rosch E. The nature of mental codes for color categories E.Rosch Journal of experimental psychology: Human perception and performance. 1975. Vol. 1. P. 303-322.