Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Говоря о понятии современного периода развития в истории любого государства, следует признать, что этот термин является довольно размытым. Как правило, периодизация общественной жизни государства не связана с линейной хронологией временных периодов, а в большей степени опирается на ключевые события общественной жизни, возникновение военных конфликтов, смену правящих партий и изменения в политической парадигме.
Хорошей точкой отсчета для смены периода в жизни государства может являться принятие конституции, или внесение значимых изменений в конституцию страны . Но в контексте рассмотрения Великобритании, мы не можем отметить такой точки отсчета, поскольку британское конституционное право является некодифицированным и не оформлено в единый документ, принятие которого могло бы обозначить новый период в жизни страны.
Таким образом, вводя понятие современной Великобритании, мы вынуждены опираться на более косвенные признаки смены общественно-культурной парадигмы.
В представленном исследовании мы постарались осветить культурную политику Великобритании в 21 веке, но это невозможно сделать, не углубившись в предпосылки сложившейся в данной момент системы политического сотрудничества Британии с другими странами.
Таким образом, данное исследование посвящено проблемам культурной политики Великобритании в период с 80-х годов прошлого века по сей день. Такой временной период определен ввиду того, что 80-е годы стали для Великобритании во многом переломным периодом, отзвуки которого слышны в политике государства и сейчас. Этот период связан с деятельностью Британского Содружества Наций, а в дальнейшем и с влиянием Лейбористской партии, и политической работы Маргарет Тэтчер на культурный курс страны.
Актуальность работы обусловлена тем, что Великобритания на данный момент является одной из влиятельных европейских держав с довольно специфическим политическим курсом, и понимание исторических предпосылок ее культурной политики позволяет лучше понять содержание культурной политике страны в текущий период.
Цель работы заключается в комплексном описании политики современной Великобритании в области культуры и ее интерпретации с позиций культурологического исследования.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Систематизировать существующие работы по вопросу культурной политики Великобритании в западной и отечественной культурологии.
2. Проследить развитие культурной политики Великобритании в период становления современных политических взглядов для установления закономерностей функционирования политики в культурной сфере.
3. Описать изменения, произошедшие в культурной политике Великобритании в период с 80-х годов 20 века по нынешний день.
Объект исследования – культурная политика Великобритании в период с 80-х годов 20 века по нынешний день.
Предмет исследования – специфика формирования культурной политике, свойственная Великобритании.
Научная значимость исследования: проанализированы и обобщены отечественные и зарубежные культурологические источники, освещающие тематику формирования культурной политика Великобритании.
Практическая значимость исследования: обобщены предпосылки в общественной жизни Великобритании, влияющие на формирование культурной парадигмы страны, что может быть использовано в дальнейших культурологических, страноведческих, политических исследованиях.
В ходе исследования были использованы следующие методы работы: анализ литературных и публицистических источников, описание опыта исследовательской работы в области культурологии, ознакомление с фактическим материалом исследований культурологического характера, обобщение сведений.
Исследование опирается на работы Фокина В. И., Солоповой О. А., Третьяковой С. Н., Eliot T, Dunkey C. и других.
Степень научной разработанности темы исследования в данный момент такова, что существует множество сведений о развитии культурной политики Британии, но все они опубликованы в разрозненных исследованиях, часто противоречащих друг другу, при этом очень мало глобальных межнациональных исследований, большинство публикаций принадлежат зарубежным, британским, авторам, в отечественной политической аналитике объем информации достаточно мал.
Исследование состоит из введения, двух глав, рассматривающих предпосылки формирования современной культурной политики и само состояние культурной политики на сегодняшний день, заключения и списка литературы, содержащего ссылки на научные и периодические издания.
1. Специфика ведения Великобританией культурной политики на современном этапе развития страны
1.1 Исторические предпосылки формирования культурной политики современной Британии
Реймонд Уильямс замечает, что слово culture – одно из двух-трех самых сложных в английском языке . «Культура» употребляется в современном английском языке в двух основных смыслах:
1. для описания продукта интеллектуальной и, особенно, художественной деятельности. В этом смысле оно указывает на музыку, драму, танец, изобразительное искусство, скульптуру, литературу, кино и так далее.
2. во втором смысле слово «культура» имеет антропологическое значение и обозначает совокупный образ жизни; например, японская культура, американская культура, молодежная культура.
Говоря о культурной политике Британии, мы подразумеваем культуру в обоих смыслах этого слова: и как массив произведений искусства, произведенных художественной общиной, и как национальную общность, обладающую самобытными традициями. И те, и другие ценности равно транслируются другим странам в межнациональном культурном диалоге.
Культурная политика государства — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры .
Обратимся к истории взаимодействия правительственных структур с культурной сферой Великобритании. Традиция покровительства искусствам не задерживается в Британии надолго, исчезая к концу периода правления Карла I, в чем можно найти существенное отличие Британии от Франции и Германии, где практика покровительства устоялась надолго. Следующей важной вехой можно считать 1660 год и «Закон о патентованных театрах», фактически вводящий цензуру в театральной жизни. Таким образом, мы можем отметить, что первым серьезным воздействием политики на культуру страны было не финансовое вливание, а введение цензуры. Эта система цензуры театральных постановок через судебное ведомство была упразднена только в 1968 году.
В ограниченном объеме в 19 веке поддержку от правительства начали получать музеи и галереи, но ее было недостаточно, чтобы эти учреждения могли полностью отказаться от поддержки благотворителей. Так, в 1824 году правительство помогло основать Национальную галерею в Лондоне, однако оплачивать строительство и текущие расходы приходилось частным благотворителям: правительство лишь оказывало помощь в закупке коллекции полотен. Здесь уже можно увидеть корни современной культурной политики Великобритании .
В 19 веке обязанность продвижения культуры и искусства ложится на плечи местных властей. Исполнительским искусствам на протяжении 19 века не предоставлялось вообще никакой государственной поддержки – ни со стороны центрального правительства, ни на местном уровне.
В 20 веке правительственная поддержка культурной сферы становится более выраженной, но она сосредотачивается на отдельных крупных проектах. Таких как, например, основание радиовещания Би Би Си, учреждение симфонического оркестра Бирмингема . Послевоенное время становится эпохой формирования той культурной парадигмы, которая существует в политике страны на сегодняшний день. Правительство, действуя через Художественный Совет, включается в развитие сферы культуры, стараясь привлечь население к занятию искусствами и повысить
Фрагмент для ознакомления
3
Источники
1. Афиша Daily. Как поддерживают культуру в разных странах мира. Режим доступа: https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/art/kak-podderzhivayut-kulturu-v-raznyh-stranah-mira/ Дата обращения: 10.12.2017
2. Интервью Министра иностранных дел России С. В. Лаврова. Время Новостей - 2007. - 26 декабря
3. English Heritage. Режим доступа: http://www.culture.gov.uk/historic_environment/English_Heritage+.htm Дата обращения: 10.12.2017
4. Foreign & Commonwealth Office Science & Innovation. Режим доступа:
http://www.fco.gov.uk/servlet/Front?pagename=OpenMarket/Xcelerate/ShowPage&c=Page&cid=1020435944848 Дата обращения: 12.12.2017
5. Global Watch Online Homepage. Режим доступа: http://www.globalwatchonline.com Дата обращения: 16.12.2017
6. Government Tourism Strategy. Department for Culture, Media and Sport (2011) Режим доступа: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/78416/Government2_Tourism_Policy_2011.pdf Дата обращения: 1.12.2017
7. GOST: A Guide to the Organization of UK Science, Engineering and Technology. Режим доступа: http://www.britishcouncil.org/gost/ Дата обращения: 06.12.2017
8. I-Bio UK information biotechnology. Режим доступа: http://www.i-bio.gov.uk
9. Straw J. Global science for our common future. Режим доступа: http://www.britainusa.com/science/articles_ show.asp?SarticleType=1&Article_ID=5159 Дата обращения: 14.12.2017
10. Science & Technology Strategy: 2004-2005. London, 2004. P. 1.
11. Tourism Alliance. Tourism for Growth. Режим доступа: http://www.tourismalliance.com/ downloads/TA_294_327.pdf Дата обращения: 10.12.2017
12. Kennell J. (2012). Tourism and Local Economic Development in the UK. Режим доступа: http://jameskennell.com/2012/02/13/tourism-and-local-economicdevelopment-in-the-uk/ Дата обращения: 1.11.2017
13. Overseas Visitors to Britain. Understanding Trends, Attitudes and Characteristics. September. Режим доступа: http://www.visitbritain.org/Images/Overseas%20Visitors%20to%20Britain_tcm29–14708.pdf Дата обращения: 13.11.2017
14. Halpin, T. Art world defies diplomatic chill to create good impression in Russia // The Times. - 2008. - 18 November.
Литература
1. Бельфиоре Э. Методологический вызов кросснационального исследования: сравнение культурной политики в Британии и Италии // ЖИСП. 2009. №1. С.89-116
2. Бодрунова С. С. Пресс-секретари британских премьер-министров и кризис демократических институтов Британии // Вестник СПбГУ. Язык и литература. 2007. №2-I. С.128-134
3. Вершинина Д. Б. Британский антиамериканизм начала XXI В. В европейском контексте // Вестн. Перм. ун-та. Сер. История. 2011. №3 (17). С.129-133
4. Кубанев Н.А., Сизова О.В. Формирование английской нации в результате культурной интеграции // Общество: философия, история, культура. 2016. №7. С.92-100
5. Кузнецова М.В., Захарян А.В. Великобритания: последствия выхода из Евросоюза // Символ науки. 2016. №11-1. С.104-106
6. Ласкова Н. В., Магаков Г. Ю. III международная научная конференция «Британия: история, культура, образование» // НП/NP. 2016. №1. С.253-255
7. Солопова О. А. Будущее России в экспортном исполнении // Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. 2012. №2 (261). С.22
8. Соколова Е. К. Туризм и экономический кризис: стратегия культурной политики Великобритании // Культурное наследие России. 2015. №3. С.72-77
9. Степанова Н. А. Великобритания в содружестве наций: прошлое, настоящее, будущее // Вестник МГИМО. 2014. №4 (37). С.214-221
10. Третьякова С. Н. О. А. Новикова - «Неофициальный посол» России в Англии // Вестник РУДН. История России. 2010. №4. С.103-118
11. Фокин В.И. Метод сравнительного анализа при определении понятийного аппарата организации международных гуманитарных связей. Компаративистика-III: Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб., 2003. 195 с.
12. Bound K., Briggs R., Holden J. and Jones S. Cultural Diplomacy. London: Demos, 2007. - 111 с.
13. Cliff T. Change is going to come, but how? // Socialist Review. 1997. Iss.209. P. 9-12.
14. Dunkley C. The End of an Epoch: The implications of last week’s decisions that ITV franchises should be auctioned off. Financial Times. 1989. 14 June. P. 23.
15. Eliot T. S. Notes Towards the Definition of Culture. L.: Faber and Faber, 1983.
16. Grade M. For the best and the Beeb // Guardian. 1992. 29 August. P. 23.
17. Keylor W.R. The Twentieth Century World. An International History. N.Y., Oxford, 1992. P. 25.
18. Hugill A. Equivalence in Culture // European Journal of Cultural Policy. 1995. Vol. 1. № 2.
19. Rose R. Comparing forms of comparative analysis // Political Studies. 1991. Vol. 39. № 3. P. 446–462.
20. Schuster J. D. Thoughts on the arts and practice of comparative cultural research //
Van Hamersveld, N. Van der Wielen. Cultural Research in Europe 1996. Amsterdam: Boekman Foundation, 1996
21. Schuster J. D. Making compromises to make comparisons in crossnational arts policy research // Journal of Cultural Economics. 1988. Vol. 11. № 2. P. 1–36.
22. Sinclair A. Arts and Cultures. L.: Sinclair Stevenson, 1995.
23. Werth C. Funding London’s Arts: A Delicate Balancing Act . Newsweek 10/7, 10–2010.
24. Wiesand A. J. Comparative cultural policy research in Europe: A change of paradigm. Canadian Journal of Communication. 2002. Vol. 27. № 2, 3. P. 369–378.