Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время происходит бурное развитие социальных медиа, которые имеют прямое воздействие на жанры и стилистику журналистики. В результате чего особую популярность приобретает одна из разновидностей журналистики – гражданская журналистика, которая сочетает в себе элементы литературы и журналистики и имеет непосредственную связь со стилем гонзо. О гражданской журналистике ведутся разговоры давно, еще с возникновением блогосферы, и на сегодняшний день нет четкого определения данному понятию. Некоторые считают, что блогерство и есть гражданская журналистика – распространяемая в интернете информация о потенциально интересном событии. До вступления в силу изменений в законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», статья 10 «Обязанности организатора распространения информации в сети "Интернет"», автор не нес ответственности перед законом о публикации своего материала. Теперь обладатели популярных аккаунтов обязаны выполнять требования, предъявляемые к СМИ. Такая норма действует, если их страницы ежедневно посещают более трёх тысяч пользователей. Определенные обязательства накладываются и на поисковые системы, социальные сети и форумы. Стремительное развитие и качественное изменение журналистики требуют анализа и разбора для определения границ, форм и местоположения в журналистике новых подходов и форматов
Данная курсовая работа рассматривает взаимное проникновение жанров журналистики, размывание границ на фоне современных тенденций общественного развития, а также в работе внимание уделено отличительным чертам современной российской художественной публицистики, а именно гонзо-журналистике.
С развитием альтернативных площадок для создания редакций, процесса конвергенции модифицируется и приобретает наибольшую популярность такое направление журналистики, как современная художественная публицистика. Взаимопроникновение жанров, их черт и особенностей, появление новых течений и направлений в журналистике в настоящее время происходит крайне стремительно. Именно поэтому такой аспект современной художественной публицистики, как гонзо, является мало изученным, требующим особого внимания. Рассмотрение и подробное изучение современной художественной публицистики и такого специфического направления, как гонзо, будет основной из задач данной выпускной квалифицированной работы.
Объект исследования – гонзо-журналистика в современных российских СМИ.
Предмет исследования – трансформация традиционных жанров в дискурсе российской гонзо-журналистики.
Цель исследования – выявление трансформации традиционных жанров в дискурсе российской гонзо-журналистики.
Задачи выпускной квалификационной работы:
рассмотреть историю жанров гонзо-журналистики;
провести анализ жанров гонзо-журналистики в современных СМИ;
выявить традиционные черты жанров гонзо-журналистики;
Материалом исследования послужили статьи российских журналистов, в чьих работах можно выявить черты гонзо-журналистики. Несмотря на развитие и модификацию государственных СМИ, их широкие возможности по сбору и распространению информации, блогосфера каждым днем обретает все большее влияние на читателя. Но данная сфера не является профессиональной журналистикой в традиционном ее понимании, как и не является художественной литературой.
Данный формат представляет собой лишь любительский уровень письма, отражение сугубо личного мнения в той форме, которая удобна автору. В этих условиях современная художественная публицистика, а вместе с ней и гонзо, может стать главенствующим форматом в журналистике, который будет не только профессиональным аналогом любительского блога в сети Интернет, но и основным инструментом диалога с публикой, воздействия на нее.
Современная художественная публицистика становится тем необходимым промежуточным звеном между СМИ в традиционном понимании, гражданской журналистикой и художественном произведением в целом. По этим причинам можно полагать, что исследовательская тема данной выпускной квалификационной работы является актуальной.
Для реализации поставленных задач теоретической базой курсовой работы являются труды российских исследователей журналистики таких авторов, как В. В. Ученова, К. В. Тулупова, А. А. Тертычный, М. И. Стюфляева, Г. В. Прутцков, Л. Е. Кройчик, Е. Л. Журбина, работы родоначальника направления гонзо Хантера Томпсона, российских представителей журналистского сообщества и их работы (В. Панюшкин, Е. Пищикова, М. Гессен, М. Логинова). Также для исследования темы понадобилось подробное изучение американских источников, изучающих направление гонзо. Например, работа зарубежного исследователя Кэррола Джина, который изучал работы Хантера Томпсона и понятие «гонзо» (E. Jean Carroll, Hunter Dutton).
Изучение этих материалов позволило комплексно рассмотреть современные точки зрения на понятие художественная публицистика и возникновение такого отраслевого ответвления, как гонзо.
Глава 1. Гонзо – журналистика в системе современных СМИ
1.1. История гонзо-журналистики
Развитие технологий и появление Интернета существенно повлияли на все сферы жизни, в том числе и на журналистику. Средства массовой информации подвергаются такому процессу, как конвергенция – слияние различных по природе средств массовой информации в единое целое – и по организационной структуре, и по технологии передачи взаимосвязанной, консолидированной информации. Неотъемлемо важной частью этого явления является дигитализация – перевод информации любого вида – печатной, звуковой, графической – в цифровой формат [6].
Эти процессы снимают практически любые рамки для журналистики в добыче, обработке и передаче информации. В таких условиях продукт СМИ приобретает новые черты, он становится мультимедийным. С развитием технической стороны создания и добычи информации не стоит забывать важность процесса ее обработки, а также внутренней наполненности медийного продукта, то есть его содержание. Именно содержание того или иного медиаматериала даёт возможность журналисту высказаться и решить вопрос о том, с какой целью и для кого создан тот или иной материал. А. В. Колесниченко отмечает, что «с помощью жанров журналистики – устойчивых форм журналистских произведений – автор освещает события, дает им оценку и привлекает внимание читателя к затрагиваемой теме» [10].
Используя закрепленные за жанром формы подачи информации и методы написания текста, автор достигает поставленной перед собой цели – будь то донесение факта до аудитории (информационный жанр), оценка событию (аналитический жанр) или раскрытие события с помощью личных впечатлений и эмоций (художественно-публицистический жанр). Еще одной важной типологией любого текста является его стилистическая принадлежность. И. И. Кадыкова говорит о том, что «каждый функциональный стиль – своеобразный язык в миниатюре, объединяющий определённый тип текстов (научные, художественные, публицистические, официально-деловые, разговорные)» [12].
Современная журналистика вышла на новый этап развития. Традиционные методы профессионального журналиста привлечения внимание аудитории и передача информации трансформируются. Перемены в одной сфере влекут за собой перемены в другой. Печатная, радио- и тележурналистика уходят в Интернет. Любой новостной блок, эфир или статью можно прочитать, услышать и увидеть в глобальной компьютерной Сети. У журналистов появляются блоги, которые приобретают статус не просто личного дневника и социальной сети, но журналисткой платформы, рабочего пространства. На этом фоне возникают новые формы и методы создания медиапродукта. Также совершенствуются традиционные способы подачи информации, используя широкие возможности Интернета, интерактивности сети и новое мультимедийное мышление аудитории поколения диджитал.
В результате, все чаще появляются новые стили и форматы подачи информации, написания материалов, которые с новой силой захватывают публику. Одним из таких относительно новых направлений журналистики является гонзо, которое в Америке уже закрепило свои позиции в качестве полноправного рабочего жанра журналистики [18].
Фрагмент для ознакомления
3
1.Алтунян А. Г. Руперт Мердок и новая журналистика. Тетради Международного университета в Москве. М.: Изд-во Международного университета, 2012. Вып. 13/2. С. 205-226.
2. Базикян С.А., Фильченкова А.А. «Гонзо журналистика в России»//Ученые записки Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого, № 2, 2015 год.
3. Вульф Т. «Новая журналистика и Антология новой журналистики» (The New Journalism with an Anthology), 1973
4. Власова Е. Г. «Основы творческой деятельности журналиста. Художественно-публицистические жанры». Учебное пособие. М-во образования и науки Российской Федерации. Гос. Образовательное учреждение высш. проф. образования «Пермский гос. ун-т». Пермь: Ред - изд. отдел Пермского гос. ун-та, 2010. 144 с.
5. Власова Е. Г. Основы творческой деятельности журналиста. Художественно-публицистические жанры. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 2000. 360 с.
6. Гонзо-журналистика, взгляд изнутри / Стенфорд Уильям Лири [Электронный ресурс]. 2015. Режим доступа: http://www.gonzo.org/roads/hstbib.html (дата обращения: 15.02.2022).
7. Гонзо-журналистика. [Электронный ресурс] // Академический словарь. 2016. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/85594 (дата обращения: 15.02.2022)
8. Гонзо-журналистика. [Электронный ресурс] // Словарь терминов журналиста Журдом. 2015. Режим доступа: http://jourdom.ru/news/8934 (дата обращения: 15.02.2022).
9. Горбунов А. П. Поэтика публицистического текста. Учеб. пособие по курсу «Практ. стилистика рус. яз.» для студентов фак. журналистики гос. ун-тов. Под ред. проф. В.П. Вомперского. Москва: Изд-во МГУ. 1978. С. 64
10. Горохов В. М. Закономерности публицистического творчества. М. Изд-во МГУ, 1995. 408 с.
11. Гражданская журналистика [Электронный ресурс] // We media. 2016. Режим доступа: http://www.hypergene.net/wemedia/weblog.php (дата обращения: 15.02.2022).
12. Гражданская журналистика. [Электронный ресурс] // Форум гражданских журналистов. 2013. Режим доступа: http://Realno.info (дата обращения: 15.02.2022).
13. Гражданская журналистика: закат или рассвет? Епишкин И. [Электронный ресурс]. // Эхо Москвы. 2014. Режим доступа: http://www.echo.msk.ru/blog/onlife/1012068-echo (дата обращения: 15.02.2022).
14. Журбина Е. Л. Теория и практика художественно-публицистических жанров: Очерк. Фельетон. М: Мысль, 1999. 399 с.
15. Журналистика. [Электронный ресурс] // Большой Энциклопедический словарь. 2015. Режим доступа: http:// vedu.ru /dic.nsf/enc3p/129778 (дата обращения: 15.02.2022).
16. Журналистика Соединенных Штатов Америки (учебное пособие). - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004 г. Алфавитный каталог писателей
ЖЖ (фамилии) часть первая [Электронный ресурс] (дата обращения: 15.02.2022).
17. Засурский Я. Н. Информационное общество в России. Язык современной публицистики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007.
17. Игошина О. А., Носков А.С. Место гонзо-журналистики в системе // Огарев-online. 2014. № 5. Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/arts/ mesto-gonzo-zhurnalistiki-v-sisteme-sovremennykh-smi (дата обращения: 15.02.2022).
18. Интернет-СМИ: теория и практика, учебное пособие. Под ред. Лукиной М. М. М: Аспект Пресс, 2010. 610 с.
19. История русской журналистики XVIII-XIX веков. Под ред. проф. Западова. М. Изд-во МГУ, 2001. 501 с.
20. К вопросу о понятиях «Взаимодействие СМИ» и «Конвергенция СМИ». Хелемендик В. С. Архив журнала. Номер 16 [Электронный ресурс]. // Академия Медиаиндустрии. Наука. Вестник электронных и печатных СМИ. 2016. Режим доступа: http://www.ipk.ru/index.php?id=2230.html (дата обращения: 15.02.2022).
21. Кадыкова И. И. Жанры журналистики [Электронный ресурс] // Медиаспрут. 2015. Режим доступа: http://www.mediasprut.ru/jour/theorie/genre/ genrjour.shtml (дата обращения: 15.02.2022).
22. Кадыкова И. И. О газетных жанрах «Медиаспрут». М.: Изд-во Москва, 2009. 458 с.
23. Кайда Л. Г. Эффективность публицистического текста. Под ред. Засурского Я. Н. М.: Изд-во МГУ, 1989. 182 с.
24. Каравашкин А. В. Русская средневековая публицистика: Иван Пересветов, Иван Грозный, Андрей Курбский. М.: Изд-во «Эксмо», 2000. 274 с.
25. Карасев П. С. Проблемы теории публицистики. Учеб. пособие. Ленингр. гос. ун-т им. А.А. Жданова, Ленинград: Изд-во Ленингр. ун-та, 1983. 240 с.
26. Ким М. Н. Жанры современной журналистики С.-П.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. 335 с.
27. Князев А.А. Энциклопедический словарь СМИ. — Бишкек: Издательство КРСУ. А. А. Князев. 2002.
28. Кожинов В. В. К проблеме литературных жанров. Теория литературы. М. Изд-во АН СССР, 1994. Т.2. 389 с.
29. Колесниченко А. В. Практическая журналистика. Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008. 180 с.
30. Колосов Г. В. Публицистика как творческий процесс. Пособие по спецкурсу. М.: Изд-во МГУ, 1977. 287 с.
31. Кольцов М.Е. Фельетоны и очерки. М: Гослитиздат, 1961. 406 с.
32. Корконосенко С.Г. Основы творческой деятельности журналистики. М.: Аспект-Пресс, 2004. 270 с.
33. Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров. Основы творческой деятельности журналиста. Ред.-сост. С. Г. Корконосенко. СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2000. 272 с.
34.Культ гонзо. Беляков И. [Электронный ресурс]. // Hugry Shark – Режим доступа: http://hungryshark.ru/articles/kult-gonzo-too-weird-to-live-too-rare-to-die, свободный. (дата обращения: 15.02.2022).
35.Панюшкин В. Правда о правде // Сноб. 2009. 14 июля. URL: http://snob.ru/profile/5394/blog/4722 (дата обращения: 15.02.2022).
36.Панюшкин В. Причина Самоубийства // Сноб. 2015. 24 марта. URL: http://snob.ru/selected/entry/89917 (дата обращения: 15.02.2022).
37.Русское Гонзо. Соколов-Митрич Д. [Электронный ресурс] // РИА Новости. – Режим доступа: http://ria.ru/authors/20090728/178891630.html, свободный. (дата обращения 15.02.2022).
38.Томпсон Х. Страх и Отвращение в Лас-Вегасе. Дикое путешествие в сердце Американской мечты. – М.: АСТ, 2010
39.Томпсон Х. Царство страха. – М., 2006.