Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Среди всех ресурсов, используемых в процессе деятельности любой организации, исключительное место принадлежит труду. Труд, как целесообразная деятельность человека, способен создавать прибавочную стоимость и обеспечивать получение финансовых результатов. В то же время он выступает важным источником удовлетворения потребностей индивида и достаточным мотивирующим фактором. Одним из основных мотивов взаимоотношений человека, как носителя способностей к труду и организации, как института их реализации, являются отношения по поводу оплаты труда. В этом разрезе важным и равнозначным для понимания являются вопросы сущности, функций и принципов организации оплаты труда.
Актуальность темы системы оплаты труда персонала основывается на том, что для управления трудовыми ресурсами необходимо грамотно использовать подходы к материальному стимулированию и организации труда. Проблемы, возникающие с заработной платой, всегда имели важное значение для экономических исследований. С экономической точки зрения заработная плата – цена фактора производства.
Под системой заработной платы подразумевают способ исчисления вознаграждения за труд. В систему оплаты труда включаются условия, порядок выплаты и размеры доплат и надбавок компенсационного характера, условия, порядок выплаты и размеры доплат и надбавок стимулирующего характера, премий. Система оплаты труда любого работодателя устанавливается в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. В каждой отрасли, существуют свои нюансы формирования системы оплаты труда, но больший интерес вызывает бюджетная сфера.
Объект исследования - МАОУ гимназия №2.
Предметом исследования выступают теоретические и методические вопросы оплаты труда работников организации.
Цель работы - провести анализ особенностей оплаты труда работников бюджетной сферы.
Для решения поставленной цели в работе решались следующие задачи:
изучить оплату труда как экономическую категорию;
раскрыть роль оплаты труда;
представить общую характеристику организации;
провести анализ заработной платы в организации;
выявить проблемы и направления развития оплаты труда.
В ходе работы были использованы теоретические положения и методологическими принципами экономической науки. В процессе работы были использованы материалы периодической печати, труды российских и зарубежных ученых,
В работе использованы методы, методики и логические приемы экономического анализа, в том числе сопоставительный экономический анализ, группировки, наблюдения, системный анализ и др.
1. Теоретические основы систем оплаты труда на предприятии
1.1. Оплата труда в организациях бюджетной сферы: понятие, функции, значение
Одной из важнейших задач государства в сфере организации труда работников бюджетной сферы является обеспечения для каждого работника условий, которые позволят ему поддерживать хороший уровень жизни своим трудом. Это обусловлено тем, что работники бюджетной сферы оказывают населению социально значимые услуги, в самых важных сферах, таких как, например, здравоохранение и образование, а значит, они вносят значимый вклад в обеспечение конкурентоспособности страны.
На данный момент, политика в области оплаты труда, социальной защиты и поддержки бюджетных работников подвергается значительным изменениям, в связи изменениями в экономическом и социальном развитии страны. Регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы в настоящее время является сферой прямого и непосредственного воздействия государства, однако, частично некоторые функции государства по реализации политики в области оплаты труда возложены на сами бюджетные учреждения, по направлениям установления оплаты труда и материального стимулирования .
Понятие заработная плата на современном этапе наполнилось новым содержанием, и стала охватывать все виды заработков. В бюджетных учреждениях, на всех уровнях, заработная плата складывается из трех частей — базовая часть, компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты. Для разделения оплаты труда созданы четыре профессиональные квалификационные группы, для каждой из которых, Правительством России принят базовый оклад. Базовый оклад - это нижняя граница зарплаты работников, ниже которой по профессиональным квалификационным группам зарплату устанавливать запрещено. Следующим этапом является установление шести квалификационных уровней. Данные уровни разделяют зарплату работников одной профессии в зависимости от сложности выполнения их работы, при этом учитывая дополнительные критерии квалификации.
Далее следует рассмотреть стимулирующие и компенсационные выплаты. По своей природе они различны. Цель стимулирующих выплат создать побудительные мотивы к высокоэффективному результативному труду. Данный вид выплат является показателем качества и количества труда. Перечень видов стимулирующих выплат принят приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.2012.2017 №818. К ним относятся выплаты за интенсивную и высокорезультативную работу, за стаж непрерывной работы, за высокое качество работы, а так же премии по результатам работы .
Стимулирующие выплаты должны устанавливаться работнику бюджетной сферы с учетом показателей, позволяющих объективно оценить результативность и качество его работы, учитывая предписания соответствующих исполнительных органов власти.
Главным документом, в соответствии с которым, работодатель устанавливает размеры, и условия стимулирующих выплат является коллективный договор. Кроме этого используются соглашения и различные локальные НПА.
В свою очередь смысл компенсационных выплат в возмещении потенциальных потерь работника бюджетной сферы. К оплатам и надбавкам, которые входят в компенсационную часть зарплаты работников бюджетной сферы, относят: оплату труда при совмещении должностей, оплату сверхурочной работы, оплату труда работников, выполняющих тяжелую, вредную или опасную работу и прочие выплаты. Компенсационные выплаты для работников бюджетной сферы устанавливаются на основании перечня видов выплат компенсационного характера, который утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2007 г. N 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных, автономных, казенных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в этих учреждениях».
Следует отметить, что существуют компенсационные выплаты, которые устанавливаются в процентном соотношении, которые применяются к окладу, но без учета повышающих коэффициентов. При этом они не могут устанавливаться ниже тех, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Для примера рассмотрим оплату работы в ночное время. Таковым видом работы является любая работа, которая приходилась на период с 22-00 до 6-00 .
Выплаты в таком случае не могут быть ниже минимального порога, установленного Правительством Российской Федерации в постановлении от 22.07.2008 №554, а именно 20% от часовой тарифной ставки, но конкретные значения повышающего коэффициента принимаются непосредственным работодателем, с учетом мнения профсоюзов, коллективным, либо трудовым договором.
Далее следует рассмотреть отличия оплаты труда работников бюджетного сектора от оплаты труда работников не бюджетного сектора. Нужно отметить, что в данной статье под термином «бюджетный сектор» понимается совокупность организаций, занятых производством необходимых общественных благ в следующих видах деятельности: государственное управление, здравоохранение, образование. Они являются собственностью государства и финансируются из бюджетов федерального, территориального и муниципального уровней. В отечественной и зарубежной научной литературе этот сектор часто называют общественным (public sector). Те, кто трудятся в данных организациях являются «работниками бюджетного сектора» или «бюджетниками». И напротив, все остальные занятые в экономике называются «работниками небюджетного сектора» или «небюджетниками».
Формирование зарплаты в бюджетном секторе экономики – это сильно институционализированный и стандартезированный процесс, как в России, так и в других странах. Однако, отдельные нюансы регулирования могут значительно различаться. Так как организации бюджетного сектора не являются субъектами рынка, приследующими коммерческие цели, то информация о том, какой должна быть «правильная» и равновесная зарплата, должна поступать извне. Такие сигналы бюджетные организации получают из рыночного сектора, используя для этого различные каналы. Устанавливая зарплату служащим на основе этих сигналов, они поддерживают равновесие в оплате труда и уменьшают отрицательный отбор в бюджетный сектор, а так же лишнее фискальное давление сектора на бюджет. Относительная гибкость занятости облегчает поддержание равновесия заработных плат в процессе подстройки. Если в какой то части равновесие нарушается, то это временно .
В Российской Федерации система формирования зарплаты устроена несколько иначе. После распада СССР в России, которая уже встала на рыночные рельсы, все еще оставалась, унаследованная от Советского Союза так называемая плановая система формирования зарплаты работников бюджетной сферы. В последствии она видоизменилась и приняла следующий вид: все бюджетные организации устанавливали зарплаты автономно и самостоятельно, не пользуюсь привязкой к альтернативным ставкам. Начиная с 1992 года для определения зарплаты работников бюджетной сферы пользовались Единой тарифной сеткой. По данной системе все бюджетники делились на 18 разрядов, которые зависели от уровня квалификации и сложности работы. Данная сетка была привязана к минимальному уровню оплаты труда. При повышении МРОТ соответственно повышались и заработные платы. Так же минимальный уровень оплаты труда ставил планку, ниже которой заработная плата работника бюджетной сферы упасть не могла.
Снижению централизации в формировании заработной платы работников бюджетной сферы способствовало внедрение в 2011 году новой системы оплаты труда. Однако, в остальном ее внедрение ни на что не повлияло. Это обусловлено тем, что, как и при формировании зарплаты на основе единой тарифной сетке, конечная сумма коррелировалась с выделяемыми на эти цели средствами и количеством работающих бюджетников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Российская газета. - 2001. - 8 января.
2. Александров Г.А. Оплата труда на предприятии: теория, практика: учебно-практическое пособие / Г.А. Александров. - М.: БЕК, 2018. - 544 с.
3. Бариленко В.И. Анализ фонда оплаты труда: учебное пособие / В.И. Бариленко. - М.: КНОРУС, 2018. - 416 с.
4. Бариленко В.И. Анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / В.И. Бариленко. - М.: Омега-Л, 2020. - 414 с.
5. Вахрушина М.А. Оплата труда на предприятии: учебник / М.А. Вахрушина. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 368 с.
6. Ветеримова И.И. Политика оплаты за труд: учебник / И.И. Ветеримова. - М.: Финансы и статистика, 2018. - 192 с.
7. Волков О.И. Экономика организации / О.И. Волков. - М.: Инфра-М, 2019. - 576 с.
8. Гиляровская Л.Т. Экономика труда на предприятии: учебник / Л.Т. Гиляровская. - М.: Проспект, 2020. - 360 с.
9. Горфинкель В.Я. Экономика организации / В.Я. Горфинкель, В.А. Швандер. - М.: Банки и биржи, 2019. - 124 с.
10. Драгункина Н.В. Финансовый анализ организации по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности: практическое пособие / Н.В. Драгункина. - М.: Экзамен, 2019. - 224 с.
11. Ефимова О.В. Анализ ФОТ: учебное пособие / О.В. Ефимова, М.В. Мельник. - М.: Омега-Л, 2019. - 451 с.
12. Жарыгласов Б.Т. Управление зарплатой: учебник / Б.Т. Жарыгласов. - М.: КНОРУС, 2019. - 312 c.
13. Законова А.Ф. Заработная плата: учебное пособие / А.Ф. Законова. - М.: Проспект, 2020. - 592 с.
14. Ковалев В.В. Премии: «Плюсы и минусы»: учебник / В.В. Ковалев. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2020. - 436 с.
15. Калинина А.П. Комплексная оценка системы оплаты труда: учебник / А.П. Калинина. - СПб.: Питер, 2020. - 576 с.
16. Когденко В. Г. Руководитель, получают ли работники достойную оплату труда?: учебник / В. Г. Когденко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. - 392 с.
17. Колиника Н.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности экономики и управления / Н.В. Колиника, О.В. Португалова, Е.Ю. Макеева; под ред. Н.В. Колченой. - М.: ЮНИТИ ДАНА, 2020. - 464 с.
18. Королева, Я.Ю. Что изменилось в системе оплаты труда бюджетников / Я.Ю. Королева // Руководитель бюджетной организации. - 2018. - № 2. - С.14-16.
19. Лысенко Д.В. Заработная плата: учебник / Д.В. Лысенко. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 318 с.
20. Маркова В.Д. Стратегия оплаты труда: курс лекций / В.Д. Маркова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 288 с.
21. Маркорьян С.Э. Экономия заработной платы: учебное пособие / С.Э. Маркорьян. - М.: КНОРУС, 2018. - 552 с.
22. Новикова Е.Оплата труда педработников во время их основного отпуска / Е. Новикова // Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2019. - № 8. - С. 31-34.
23. Орлова Г.А. Расчет пособий: уточнение методологии / Г.А. Орлова // Зарплата. – 2018. - № 7. - С. 12-18.
24. Орловский Ю.П. 502 актуальных вопроса по Трудовому кодексу Российской Федерации: комментарии и разъяснения / Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова, Л.А. Чиканова Л.А. - М.: Юрайт, 2018. - 384 с.
25. Пласкова Н.С. Экономический анализ: учебник / Н.С. Пласкова. - М.: Эксмо, 2019. - 704 с.
26. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности организации: учебное пособие / Г.В. Савицкая. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 512 с.
27. Смуглова Н.Ю. Антикризисное управление: учебное пособие / Н.Ю. Смуглова. - М.: КНОРУС, 2019. - 512 с.
28. Справочник кадровика: полное практическое руководство / под ред. А.В. Шалаева. - М. ГроссМедиа: РОСБУХ, 2020. - 35 с.
29. Убышева А.З. Финансы работников: Теория и практика: учебное пособие / А.З. Убышева. - М.: Дело, 2020. - 256 с.
30. Уваров, В.В. Комплексный оценка системы оплаты труда: учебное пособие / В.В. Уваров. - СПб.: Питер, 2018. - 432 с.
31. Ушвицкий Л.К. Работа и оплата: учебное пособие / Л.К. Ушвицкий. - М.: КНОРУС, 2018. - 688 С.
32. Ушакова, Г.В. Мотивация персонала: учебник / Г.В. Ушакова. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 330 с.
33. Утровская М.В. Организация трудовых процессов: учебник / М.В. Утровская. - М.: Проспект, 2018. - 624 с.
34. Чернов В.А. Премирование по результатам труда: учебное пособие / В.А. Чернов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. - 638 с.
35. Шкатулла В.И. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / под общ. ред. проф., к.ю.н. В.И. Шкатуллы. - М.: ГАРАНТ, 2020. - 275 с.