Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. В настоящее время государственная и муниципальная служба − центральное звено повышения эффективности и результативности системы государственного и муниципального управления в России, так как от результатов деятельности государственных и муниципальных служащих, их компетентности и профессионализма зависит качество реализации государственных решений.
Проблема пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих является наиболее острой в современных социально-экономических условиях. Становление и развитие государственной и муниципальной службы невозможно без формирования эффективной системы социальной защиты служащих. Пенсии для государственных и муниципальных служащих должны явиться гарантией для них, обеспечивая социальный статус государственных и муниципальных служащих.
Объект исследования – государственные и муниципальные служащие.
Предмет исследования – пенсионное обеспечение государственных и муниципальных служащих.
Цель курсовой работы – изучение пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих.
Задачи:
1) Уточнить сущность пенсионного обеспечения в России;
2) Раскрыть понятие и признаки государственных и муниципальных служащих;
3) Определить нормативно-правовое регулирование пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих;
4) Выявить особенности пенсионного обеспечения государственных служащих;
5) Рассмотреть особенности пенсионного обеспечения муниципальных служащих;
6) Выделить проблемы пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих и их решение.
При написании курсовой работы применялись такие методы исследования, как анализ литературы по проблеме работы, синтез, индукция и дедукция, системный, структурный методы.
Методологическая основа исследования. При написании курсовой работы использовались законодательные и нормативно-методические документы, справочная литература (Б.А. Разберг), исследовательская, научная литература, содержащая информацию о пенсионном обеспечении государственных и муниципальных служащих, в частности, учебные пособия А.Я. Кибанова, Ю.Е. Мелихова, Д.В. Ломакина.
Использованы публикации в журнале «Государственное и муниципальное управление», который целесообразно использовать в процессе изучения вопросов пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих.
Структура курсовой работы. Структура данной работы включает в себя введение, основную часть, состоящей из двух глав, заключение, список использованных источников и литературы.
1.Теоретические аспекты пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих
1.1. Пенсионное обеспечение в России и его сущность
Пенсионная система – совокупность правовых, финансовых, экономических и организационных институтов и норм [17, с. 56]. При определении понятия пенсионной системы необходимо добавлять «государство», где функционирует такая система (например, пенсионная система России). Основной смысл функционирования этой системы осуществляется через государственные механизмы регулирования. Отсюда понятие пенсионное обеспечение.
Пенсионное обеспечение – это государственная система правовых, экономических и организационно-административных мер по поддержке и защите категорий населения вследствие наступления старости, инвалидности, или потери кормильца [17, с. 57]. Сущность пенсионного обеспечения заключается в том, что оно направлено на создание нормальных жизненных условий для нетрудоспособных членов общества. Субъектами этих отношений являются: государство, пенсионеры, работающие члены общества, организации, отчисляющие (страховые) пенсионные взносы.
Пенсия является регулярной, пожизненной денежной выплатой нетрудоспособным гражданам со стороны государства, назначаемая: при достижении ими определенного пенсионного возраста; при установлении инвалидности; в случае смерти кормильца, в связи с длительной профессиональной деятельностью. Виды трудовых пенсий: пенсия по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца [12, с. 42].
По отношению к Российской Федерации, исходя из ее действующего законодательства, можно говорить о следующей трехуровневой структуре системы пенсионного обеспечения [12, с. 48]:
1) государственное пенсионное обеспечение (его финансирование осуществляется за счет федерального бюджета). Это социальные пенсии для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по обязательному пенсионному страхованию, или тех, кто имеет право на государственное обеспечение;
2) обязательное пенсионное страхование (его финансирование осуществляется за счет страховых взносов работодателей, перечисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также дотаций из бюджета). В этой системе выплачиваются трудовая пенсия по старости или инвалидности (в составе базовой, страховой и накопительной частей) и трудовая пенсия по случаю потери кормильца (в составе базовой и страховой частей);
3) негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение (страхование). За счет него выплачиваются негосударственные пенсии в рамках договоров с негосударственными пенсионными фондами (иными институтами), финансируемые за счет взносов работодателей и работников в свою пользу и дохода, полученного от инвестирования данных средств.
Негосударственное пенсионное обеспечение (страхование) в национальной пенсионной системе рассматривается как дополнительное по отношению к государственному и может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в страховых компаниях, банках или пенсионных фондах.
Организация и управление пенсионным обеспечением является важнейшей частью социальной функции государства, реализуемой в его социальной политике.
В большинстве развитых стран сложилась модель социально ориентированного государства. Именно на это государство была возложена функция по созданию условий для удовлетворения на достаточном уровне комплекса наиболее значимых потребностей всего населения, в том числе и касающихся вопросов пенсионного обеспечения.
Таким образом, пенсионное обеспечение является ключевым элементом политики любого государства, в том числе и России. Сущность пенсионного обеспечения заключается в том, что оно направлено на создание нормальных жизненных условий для нетрудоспособных членов общества. Субъектами этих отношений являются: государство, пенсионеры, работающие члены общества, организации, отчисляющие (страховые) пенсионные взносы.
1.2. Понятие и признаки государственных и муниципальных служащих
Базисом государственного аппарата страны являются государственные и муниципальные служащие, состав которых не признается однородным. Государственные и муниципальные служащие осуществляют свою трудовую деятельность в многообразных государственных (муниципальных) и негосударственных организациях, занимаются частной практикой, которая имеет государственный (муниципальный) характер. В РФ, на сегодняшний день, нет единого нормативно-правового акта, который бы включал в себе общее понятие служащего. Вся сложность трактовок обуславливается различными социальными функциями, которые выполняют служащие и многообразием нормативно-правовых актов, которые регулируют отдельные виды службы.
В целом, понятие «государственный служащий» можно изучать, как в широком, так и в узком смыслах. С точки зрения первого подхода, государственный служащий – гражданин РФ, который исполняет, согласно законам России, обязанности по замещаемой им государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, которое выплачивается за счет средств федерального бюджета или региональных бюджетных средств. В узком смысле – это лицо, занимающее должность в государственном органе.
Согласно Федеральному закону от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета [7].
Выделим следующие аспекты анализа понятия «государственный и муниципальный служащий» [11, с. 47]:
1. Государственно-правовая точка зрения: государственный и муниципальный служащий является «слугой» государства, и который наделен полномочиями разного характера и значения;
2. Административно-правовая точка зрения: государственный и муниципальный служащий обладает властными, организационно-распорядительными полномочиями. Он − представитель власти, который осуществляет юрисдикционные меры и полномочия и применяет административно-правовые санкции;
3. Уголовно-правовая точка зрения: государственный (муниципальный) служащий является особым субъектом уголовной и административной ответственности.
Профессиональная деятельность служащего определяется в качестве сложной, обладающей многими функциями, а также содержащая в себе исполнительскую, управленческую составляющую, ориентированную на поддержание стабильности в обществе, внедрения инновационного подхода, связанная с принятием нестандартных решений.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. - 1993 г. - №237. - Ст. 851.
2. Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2020. - № 24. - Ст. 475.
3. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О воинской обязанности и военной службе» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2021. - № 68. - Ст. 687.
4. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 08.12.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 31. - Ст. 452.
5. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 26. - Ст. 361.
6. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2021. - № 16. - Ст. 378.
7. Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (ред. от 26.05.2021) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2021. - № 10. - Ст. 436.
8. Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. 30.04.2021) «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2021. - № 10. - Ст. 436.
9. Указ Президента РФ от 19.11.2007 № 1532 (ред. 06.10.2020) «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2021. - № 17. - Ст. 582.
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.05.2017 г. № 436н «Об утверждении перечня документов, необходимых для установления пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, Правил обращения за указанной пенсией, ее установления, проведения проверок документов, необходимых для ее установления, и Правил выплаты пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих, осуществления контроля за ее выплатой, проведения проверок документов, необходимых для ее выплаты» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2017. - № 21. - Ст. 332.
11. Авдеев А.А. Государственное и муниципальное управление/А.А. Авдеев. – М.: Лига, 2017. – 312 с.
12. Алехин А. П. Административное право Российской Федерации: Учебник. — М.: ИКД «Зерцало-М», 2016. – 471 с.
13. Бахрах Д. Н. Административное право: Учебник для вузов. — 3-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2017. – 654 с.
14. Истомина Е.А. Актуальные проблемы пенсионного обеспечения за выслугу лет муниципальных служащих / Е.А. Истомина // Муниципалитет: экономика и управление. – 2018. - № 6. – С. 15-24.
15. Пенсионный возраст госслужащих в 2021 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pfr.gov.ru/branches/tver/news/~2021/05/24/225319 (дата обращения: 10.09.2021)
16. Смоленцева Э. Н. Особенности труда государственных служащих/Э.Н. Смоленцева //Государственное и муниципальное управление. – 2015. - № 4. – С. 24-26.
17. Старилов Ю. Н. Курс общего административного права: Государственная служба. Управленческие действия. Правовые акты управления. Административная юстиция. - М.: Издательство НОРМА, 2019. – 214 с.
18. Чистяков И. А. Правовое положение государственных гражданских служащих в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — №21. — С. 415-417.
19. Шевцова А.К. Государственная служба и ее особенности/А.К. Шевцова//Наука. – 2017. - № 6. – С. 16-18.
20. Шевцова А.К. Государственный гражданский служащий/А.К. Шевцова//Наука. – 2017. - № 8. – С. 29-36.