Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Термин первичное публичное размещение акций (IPO) был модным словом на Уолл-стрит и среди инвесторов на протяжении десятилетий. Голландцам приписывают проведение первого современного IPO, предлагая широкой публике акции голландской Ост-Индской компании. С тех пор IPO использовались компаниями как способ привлечения капитала от государственных инвесторов посредством выпуска государственных акций.
На протяжении многих лет IPO были известны как повышательными, так и понижательными тенденциями в области эмиссии. В отдельных секторах также наблюдаются как повышательные, так и понижательные тенденции в выпуске из-за инноваций и различных других экономических факторов. На пике бума доткомов число технологических IPO увеличилось, поскольку стартапы без доходов устремились к листингу на фондовом рынке.
Объект и предмет исследования. Объектом работы является IPO российских компаний, как метод привлечения инвестиций. Предметом работы является рекомендации по совершенствованию практики IPO российских компаний.
Цель и задачи исследования. Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию практики IPO российских компаний.
В соответствии с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1) изучить теоретические аспекты IPO компаний, как метода привлечения инвестиций;
2) провести анализ IPO российских компаний, как инструмента привлечения инвестиций;
3) разработать рекомендации по совершенствованию практики IPO российских компаний.
Методы исследования. Общенаучные, аналитические.
Структура исследования. Структура данного исследования состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты IPO компаний, как метода привлечения инвестиций
1.1 Природа и содержание IPO компаний
Развитие современной экономики предопределяет использование альтернативных источников финансирования компаний. Решение компании о выходе на публичный рынок говорит о том, что она способна перейти на более высокий и качественно новый уровень развития. Прохождение процедуры IPO (Initial public offering) открывает перед компанией не просто широкие возможности рынка, но и позволяет обрести ей рыночную капитализацию. Интересы участников пересекаются в достижении максимальной цены акций на вторичном рынке, которая является производной от хороших результатов деятельности, назначения адекватной цены IPO и высокой ликвидности акций на вторичных торгах. Ликвидность же на вторичном рынке, в свою очередь, зависит от числа акций в выпуске, рынков, на которых эти акции обращаются, и рыночных агентов (там, где они используются), занятых распространением данных акций [12].
Процедура проведения IPO на казахстанском рынке не такая обширная, как в Европе, США, на развивающихся рынках Бразилии, Индии и Китая. Причиной является передел собственности, стартовавший в 1990-х годах на фоне кризиса, следовательно, IPO не мог пользоваться популярностью среди инструментов привлечения инвестиционных ресурсов.
1. Понятие IPO, участники и цели
В современной литературе широко используется аббревиатура IPO, происходящая от англоязычного термина Initial public offering. Несмотря на то, что сам термин подразумевает первичное публичное размещение ценных бумаг, здесь частично может присутствовать вторичное предложение, что означает продажу уже принадлежащих акционерам ценных бумаг. Особенностями первичного размещения ценных бумаг являются: открытая подписка, а также размещение на организованных торгах [11].
Под первичным публичным размещением (IPO) следует понимать размещение простых и привилегированных акций нового выпуска на бирже либо иным способом (у финансового посредника) неограниченному кругу лиц.
Далее, необходимо рассмотреть основных участников процедуры IPO, каждый из которых преследует свои цели. В академической литературе чаще всего выделяют три ключевые заинтересованные стороны: компания, продавец и инвесторы. При этом цели участников могут пересекаться и дополнять друг друга.
Компания выступает главным заинтересованным участником данной процедуры, и роль руководства компании отражается на всех этапах: от стадии подготовки до завершения. Основная нагрузка по осуществлению желаний акционеров ложится на менеджмент, различные аналитические службы, представляющие собой главный инструмент, с помощью которого активизируется подготовка компании к данной процедуре [16].
Следующая группа участников процедуры IPO — организаторы размещения. К обозначенной группе участников относятся: биржи, букраннеры, андеррайтеры и другие участники, выполняющие функции поддержки и обеспечения организации торгов. Особая роль здесь отводится инвестиционному банку, который управляет сделкой или спонсирует ее в целях гарантии соблюдения сбалансирования интересов участников данного процесса. Поддержка размещения акций — это достаточно важная функция, поскольку здесь имеет место страховка инвестора для получения дополнительной ликвидности, иными словами, андеррайтер страхует акции от цепного отказа инвесторов [2] (Vdovichenko, 2012).
Третья группа участников — инвесторы, от предпочтений и настроения которых напрямую зависит успешность размещения. Волатильность рынка и спрос инвесторов сказываются на динамике спроса на акции. Благоприятная ситуация в отрасли, инвестиционная привлекательность определяют успешность размещения. При планировании выхода на биржу необходимо учитывать тот факт, что цикличность рынка отражается на спросе акций какой-либо отрасли.
2. Преимущества и недостатки процедуры IPO
Рассмотрим положительные и отрицательные последствия, с которыми может столкнуться компания при проведении процедуры первичного публичного размещения акций.
Среди положительных результатов от проведения рассматриваемой процедуры привлечения капитала можно выделить:
1. Увеличение долгосрочного капитала компании.
Фондирование компании является необходимым шагом в процессе деятельности для достижения различных целей, связанных как с осуществлением капиталовложений, так и проведением научных исследований, внедрением высокотехнологичных средств производства, а также в некоторых случаях со снижением налоговой нагрузки [7].
2. Повышение ликвидности.
Выход компании на рынок публичного капитала позволяет получить ей рыночную капитализацию, которая в большинстве случаев выше стоимости закрытых, частных фирм. При первичном публичном размещении акций их ликвидность повышается, следовательно, повышается стоимость компании. Для держателей акций это является несомненным плюсом, поскольку они могут получить выгоду от продажи своих акции в любое время или использовать их в качестве залога для обеспечения кредитов [7].
3. Получение справедливой оценки стоимости бизнеса.
Любая компания при выходе на IPO обретает рыночную стоимость, что является следствием наличия информации в открытых источниках, которая позволяет легко оценить рыночную стоимость компании, являющуюся более высокой по сравнению с частными компаниями, не проводящими процедуру IPO, а также способствует повышению доверия со стороны участников рынка [7]. При этом сам вопрос привлечения капитала в фирму напрямую зависит от рыночной ситуации, то есть возможности организовать бизнес со сверхприбылью при согласованной возможности ее расширения и роста при различных условиях [5] (Chupanova, 2020).
4. Появление средств для проведения слияний и поглощений.
После вывода на биржу акции, находящиеся в свободном обращении на рынке ценных бумаг, могут использоваться как своего рода валюта для приобретения других компаний. Помимо этого, компания может успешно осуществлять внедрение научных и опытно-конструкторских разработок с последующим отражением их в качестве нематериальных активов на балансе.
5. Улучшение имиджа, повышение прозрачности, улучшение корпоративного управления [1].
Выбор биржи во многом влияет на имидж компании, так, например, компания может приобрести широкую известность и стать узнаваемой благодаря признанию на международном уровне, что, несомненно, в целом повысит доверие со стороны инвесторов.
Привлеченный капитал способствует быстрому расширению бизнеса, поглощению, обновлению технологической базы, не требующих возникновения долгосрочных обязательств [3] (Kondratova, 2005). Однако наряду с указанными преимуществами имеется ряд недостатков, свойственных для большинства компаний, проводящих процедуру IPO. Они вытекают во многих случаях из несоответствия поставленным целям и, как следствие, нерационального и неоправданного выбора источника фондирования. Итак, рассмотрим поподробнее основные недостатки IPO.
1. Высокие издержки на проведение процедуры размещения акций.
Данный недостаток является ожидаемым вследствие необходимости осуществления затрат, связанных с подготовкой и проведением размещения, включая оплату услуг внешних консультантов для сопровождения листинга и содействия в соблюдении законодательных требований, а также подготовки качественной и регулярной отчетности, общения с инвесторами, что, соответственно, требует значительных денежных и временных затрат [7].
2. Более жесткие требования к отчетности и раскрытию информации.
Ряд требований к раскрытию информации касаются вопросов результатов деятельности по продуктам или сегментам: выплата вознаграждений высшему руководству, а также раскрытие информации о долях в капитале членов высшего руководства и основных акционеров [8].
3. Относительное снижение контроля за компанией и ограничение свободы действий руководства.
Появление в компании акционеров и совета директоров влечет необходимость согласования ряда основных вопросов. Если раньше владелец бизнеса мог вести деятельность так, как считает нужным, то теперь у него появляются партнеры в лице акционеров и нужно периодически перед ними отчитываться [6] (Shvaygert, 2015). Также нужно отметить, что управленческая система в целом становится менее устойчивой в связи постоянной трансформацией финансовых и производственных данных.
4. Проблематичность отмены проведенного IPO.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лукашов А.В., Могин А.Е. IPO от I до O: пособие для финансовых директоров и инвестиционных аналитиков. М.: Альпина Бизнес Букс, 2018. 370 с.
2. Бархатов И.В. Особенности IPO российских компаний на фондовом рынке // Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 9. С. 98–101.
3. Ibbotson R.G. Price Performance of Common Stock New Issues // Journal of Financial Economics. 2021. № 2. P. 235–272.
4. Rock K. Why New Issues are Underpriced // Journal of Financial Economics. 2020 № 15. P. 187–212.
5. Benveniste L.M., Spindt P.A. How Investment Bankers Determine the Offer Price and Allocation of New Issues // Journal of Financial Economics. 2019. No 24. P. 343– 362.
6. Hanley K. The Underpricing of initial public offerings and the partial adjustment phenomenon // Journal of Financial Economics. 2020. № 34. P. 231–250.
7. Ивашковская И.В., Харламов Л.С. Эффективность ценообразования российских IPO // Корпоративные финансы. 2018. № 3. С. 53–63.
8. Ritter J.R. The Long-Run Performance of Initial Public Offerings // The Journal of Finance. 2020. Vol. XLVI. № 1. P. 4–5.
9. Schultz P. Pseudo Market Timing and the Long-Run Underperformance of IPOs // Journal of Finance. 2019. Vol. LVIII. № 2. P. 483–517.
10. Абрамов А.Е. Проблемы IPO-SPO российских компаний // Экономическое развитие России. 2019. Т. 19. № 11. С. 34–39.
11. Choe H., Masulis R.W., Nanda V. Common Stock Offerings across the Business Cycle: Theory and Evidence // Journal of Empirical Finance. 2020. Vol. 1. № 1. P. 3–31.
12. Ritter J.R., Welch I. A Review of IPO Activity, Pricing, and Allocations // Journal of Finance. 2020. Vol. LVII. № 4. P. 1795–1828.
13. Lowry M., Schwert W. IPO Market Cycles: Bubbles or Sequential Learning // Journal of Finance. 2021. Vol. 57. № 3. P. 1171–1200.
14. Boeh K., Dunbar C. IPO waves and the issuance process // Journal of Corporate Finance. 2014. Vol. 25. P. 455– 473.
15. База данных IPO/SPO // PREQVECA: информационно-аналитический портал. URL: preqveca.ru/placements/.
16. Биржевая торговля акциями // Finanz.ru: финансовые новости: статьи, оценки, аналитика мирового финансового рынка, котировки валют и котировки акций в реальном времени. URL: finanz.ru/aktsii.
17. Рубцов Б.Б., Напольнов А.В. Мировой и российский рынки IPO: анализ тенденций и перспектив развития // Эффективное антикризисное управление. 2019. № 5. С. 60–69.
18. IPO Watch Europe. Отчет за первый квартал 2021 года // PWC Россия. URL: pwc.ru/ru/publications/ipo-watcheurope.html.