Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы не вызывает сомнения. По поводу предмета отрасли права социального обеспечения в науке, несмотря на многообразие имеющихся определений, между учеными нет существенных разногласий. В самом общем виде в него включаются общественные отношения, связанные с удовлетворением алиментарных потребностей нуждающихся граждан за счет общественных и обобществленных средств. В зависимости от способов и форм такого удовлетворения выделяются следующие виды социального обеспечения: пенсии, пособия, социальные и медицинские услуги, льготы, компенсации и предметы первой необходимости.
Степень научной разработанности темы. Проблема предмета отрасли права социального обеспечения представляет собой одно из недостаточно исследованных направлений в отечественной юридической науке.
И это, очевидно, является печальным фактом, потому что данная тема имеет огромнейшее значение и влияние на нашу жизнь и остро стоит проблема в научной разработанности и изучении этой темы.
В научной литературе, как правило, рассматриваются лишь понятие и сущность права социального обеспечения, относящиеся к общей теории права социального обеспечения. Эти проблемы оказывались предметом исследования таких видных ученых, как Баглай М.В., Добрынин Н.М., Козырев Г.И., Мицкевич А.В., Никулин В.В., Червонюк В.И. и другие авторы.
Комплексный анализ проблем права социального обеспечения и предмета права социального обеспечения, проведён в работах таких авторов как Амрахов Н.И., Андриченко Л.В., Антипьева Н.В., Банникова И.Г., Белянинова Ю.В., Гурина О.А., Захарова Н.А., Кузнецова О.В., Слесарев С.А., Васильева Ю.В., Крикунова А.А., Шевнина Л.Е. и ряда других.
Следует отметить, что проблемой, с которой пришлось столкнуться в процессе изучения научных трудов российских ученых, и раскрытия темы работы является то, что в основном в современной научной литературе даются лишь общие понятия и положения предмета права социального обеспечения в Российской Федерации.
Цель работы состоит в рассмотрении предмета права социального обеспечения.
Цель данной работы достигается путем решения следующих задач:
1. Рассмотреть общую характеристику предмета права социального обеспечения.
2. Изучить социальную услугу как предмет договорного регулирования в праве социального обеспечения.
Объектом исследования является предмет права социального обеспечения.
Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе правовгого регулирования предмета права социального обеспечения в Российской Федерации.
Теоретико-методологической основой исследования являются принцип системного подхода к изучаемому процессу, а также методы сравнительного и логического анализа, научной классификации, обобщения, экспертных оценок, статистический метод.
В работе использованы труды отечественных ученых, в которых содержатся идеи и концепции, посвящённые предмету права социального обеспечения в Российской Федерации.
Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ ; международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права; федеральные законы; нормативные правовые акты Президента РФ; нормативные правовые акты Правительства РФ; ведомственные нормативные правовые акты; конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ; нормативные правовые акты органов местного самоуправления; локальные нормативные правовые акты и другие документы.
Структура работы. Структуру работы определяют цели и задачи исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Глава 1 Общая характеристика предмета права социального обеспечения
В советский период вопросы о предмете отрасли права социального обеспечения дискутировали в ключе от «узкого до широкого» подхода. Современными сторонниками широкого подхода к предмету отрасли и последователи позиции Т. В. Иванкиной (М. В. Филиппова и др.), скорректирована позиция с действующим законодательством, и они включили в предмет отрасли не только социальные обеспечительные отношения, но так же отношения в области бесплатного предоставления образовательных услуг в государственном и муниципальном образовательном учреждении, в том числе дошкольном учреждении, а помимо этого предоставление жилищной субсидии за счет бюджета. В роли критериев отнесения указанных отношений к социальным обеспечительным назвали социальную алиментарность. Стоит согласиться, что субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, это объект социальных обеспечительных отношений, а значит отношений в области государственной социальной помощи и государственного социального обеспечения .
Данную выплату предоставляют при помощи бюджета, на основании совокупного дохода семьи исходя из регионального стандарта. Подобная ситуация с отраслевой принадлежностью сложилась с выплатой жилищной субсидии на приобретение жилого помещения отдельной категорией граждан в пределах отношений по государственному социальному обеспечению.
Иначе оценивают образовательные отношения. Отношения между образовательными учреждениями и обучающимися в области получения образовательных услуг бесплатно, это предмет конституционного права, а также административного права, а платных образовательных услуг – еще и гражданского права. Социальная образовательная льгота, которой может воспользоваться инвалид, ребенок-сирота и так далее во время поступления в образовательное учреждение, а также получение социальной стипендии, это предмет (объект) социально-обеспечительных отношений.
Другие сторонники «широкого» подхода (С. М. Ковалевский, Н. Н. Никифорова и др.) вслед за советским ученым М. И. Полупановым включают в предмет отрасли отношения, возникающие в связи с формированием фондов социального обеспечения, и отношения по организации управления социальным обеспечением. Как отмечает Н. Н. Никифорова, проникновение гражданско-правовых элементов в социальное страхование, переход на смешанную систему страхования, усиление зависимости собственно распределительных отношений по социальному обеспечению от предшествующих отношений по сбору и управлению этими средствами делают бессмысленными все попытки сохранить в неизменном виде представление о праве социального обеспечения как самостоятельной отрасли права, регулирующей только распределительные отношения. Решение проблемы названный автор видит в формировании комплексной отрасли права социального обеспечения. Не вдаваясь здесь в дискуссию о комплексных отраслях права, отметим, что мы считаем перспективным создание комплексных отраслей законодательства, а не обоснование комплексных отраслей права.
Данная позиция по расширению предмета отрасли при помощи отношений по формированию фонда социального обеспечения, а также управлению данными средствами может найти поддержку при соблюдении условия изменения позиции российского законодателя. На основании действующего законодательства отношения в области формирования фонда социального обеспечения регулируют финансовым правом, а именно его подотраслями – бюджетным правом и налоговым правом. В экономической и юридической литературе высказываются критические замечания по поводу налогового режима формирования внебюджетных социально-страховых фондов и огосударствления средств этих фондов и самой их организации, а также отсутствия «взносов» самих работников в названные фонды. В частности, предлагается возвратить им первоначальную «страховую природу», средства же этих фондов не причислять к государственной собственности, а признавать собственностью названных фондов. Более того, предлагается формировать эти фонды за счет не только средств работодателей (единый социальный налог, пенсионный страховой взнос), но и личных средств работников (страховые взносы работников).
Приверженцы «узкого», традиционного подхода к предмету отрасли ограничивают его отношениями, складывающимися в рамках государственной системы распределения материальных социальных благ (пенсий, пособий, иных денежных выплат и натурального содержания), подчеркивая публичный характер отрасли права социального обеспечения. Иными словами, в современных исследованиях сохранен в целом сложившийся подход к предмету отрасли права социального обеспечения как публичной отрасли. В учебной литературе по праву социального обеспечения безапелляционно заявляется о том, что добровольные и полностью оплачиваемые виды социального обеспечения (платные социальные услуги, добровольное медицинское страхование, платные медицинские услуги, добровольное пенсионное страхование, платные образовательные услуги) регулируются нормами гражданского права . Так, М. В. Филиппова по этому поводу пишет, что в основу отношений, функционирующих в области негосударственного социального обеспечения, положены начала добровольности, а значит и равенства субъектов и договорных оснований существования.
Деятельность этих субъектов и их взаимоотношения с обеспечиваемыми лицами регламентируется гражданско-правовыми
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Закон ЯО от 19.12.2008 № 65-з «Социальный кодекс Ярославской области» // Губернские вести. 2008. 20 дек., № 116.
2. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» // Российская газета. 2012. 11 июля, № 156.
3. Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 18.12.2014 N 33-17194/2014 // СПС «КонсультантПлюс».
4. Барков А. В. Творческое развитие идеи А. Г. Быкова о социальном предназначении предпринимательства в концепции правового регулирования рынка социальных услуг // Предпринимательское право. 2013. № 3. С. 9–13.
5. Барков А. В. К дискуссии о тенденциях развития правового института социального обслуживания и его соотношении со смежными отраслями права // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2014. Вып. 3(21). С. 17–26.
6. Бутенко Е.И. К вопросу об определении предмета права социального обеспечения // под редакцией В. М. Лебедева, Г. Л. Осокиной, С. К. Соломина, В. С. Аракчеева, Н. Д. Титова. Томск, 2013. С. 89-90.
7. Буянова М.О., Кобзева С.И., Кондратьева З.А. Право социального обеспечения // Учебник / Москва, 2017. 679 с.
8. Благодир А.Л. К вопросу о понятии предмета и объекта науки права социального обеспечения // Российский ежегодник трудового права. 2014. № 9. С. 531-544.
9. Васильева Ю. В. Сочетание государственного и договорного регулирования в сфере социального обеспечения // Сочетание государственного и договорного регулирования в сфере наемного труда и социального обеспечения: материалы VIII Международной научно-практической конференции / под общ. ред. К. Н. Гусова. М.: Проспект, 2012. С. 24–31.
10. Захарова Н.А. Право социального обеспечения [Электронный ресурс]: учебное пособие / Захарова Н.А., Горшков А.В. - Электрон. текстовые данные. - М.: Омега-Л, Ай Пи Эр Медиа, 2015. - 121 c.
11. 10. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (постатейный) / под ред. Э. Р. Курманова // СПС КонсультантПлюс, 2014.
12. Право социального обеспечения /под ред. Е. Е. Мачульской. М., 2014. 576 с.
13. Субботин Г. В. Социальная услуга как проблема общей теории государства и права // Адвокат. 2011. № 2. С. 52–59.
14. Гусева Т. С. Социальный патронат как форма социального обслуживания семей с детьми // Социальное и пенсионное право. 2014. № 2. С. 22–28.