Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Тема данного исследования на сегодняшний день является достаточно актуальной. Приоритетным направлением государственной политики государства является сохранение и укрепление здоровья нации. Однако статистические данные указывают на тенденцию к ухудшению состояния здоровья и снижение уровня физической подготовленности детей и молодежи с годами и в процессе получения школьного образования.
По мнению ученых, это явление связано с высоким уровнем гиподинамии молодого поколения, увеличением учебной нагрузки, низкой мотивацией к занятиям спортом, несоблюдением основных принципов здорового образа жизни, воздействием неблагоприятных экологических и социально-экономических условий жизнедеятельности и т. д.
Наряду с указанными факторами специалисты отрасли физической культуры и спорта акцентируют внимание на недостаточной эффективности системы физического воспитания в школе, которая способствовала бы повышению уровня физического здоровья, физической подготовленности, функциональных возможностей организма школьников и их интереса к занятиям спортом.
Одним из направлений повышения эффективности привлечения детей и молодежи к спорту является спорт школьников.
На сегодня экспериментально подтверждена эффективность программ в основу которых положены средства футболa, настольного тенниса, плавание, силовой направленности.
Проведенный анализ литературных источников свидетельствует, что школьный спорт имеет значительный оздоровительный и профессионально - прикладной потенциал, поскольку способствуют улучшению функционирования кардиореспираторной системы, укреплению мышц и связок нижних конечностей, скорости в действиях и мышлении, более эффективному развитию физических качеств, особенно выносливости.
Объект: школьный спорт
Предмет: особенности занятия спортом детей школьного возраста.
Цель курсовой работы – на основе теоретического анализа учебно-методологической литературы обосновать целесообразность занятий спортом детей школьного возраста.
Задачи:
1. Раскрыть характеристику и оценку функционального состояния детей школьного возраста, занимающихся спортом.
2. Рассмотреть спортивно-оздоровительную подготовку детей школьного возраста к занятиям различными видами спорта.
3. Проанализировать школьный спорт в Российской Федерации: проблемы и пути развития.
Теоретическая база представлена конгломератом научной литературы таких ученых, как Ж.К. Холодов [16], М.А. Пятых [15], В.М. Выдрин [7] и других ученых, занимающихся исследованием рассматриваемой в работе проблемы.
Методология. Работа написана исключительно на основании актуальных материалов, размещенных на интернет ресурсах, в научных статьях, в научно-методической литературе, включающих исследования по теме работы российских экспертов.
Особенности структуры. Работа выполнена на кафедре ______________________________факультета, состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы.
Данная структура позволила провести углубленный анализ заявленной проблемы исследования.
Глава 1. Характеристика и оценка функционального состояния детей школьного возраста, занимающихся спортом
В современном глобализирующемся мире воздействие экологических факторов, ритм современной жизни, появление гаджетов, компьютеров, нагрузка в школе; переутомление, влияние многочисленных электроприборов, окружающих ребенка вместо цветов и деревьев, элементарное отсутствие прогулок на свежем воздухе - ослабляют здоровье детей. [7, 14]
Поэтому важно укреплять защитные силы организма профилактическими мероприятиями, направленными на усиление иммунитета с помощью физической активности.
Чем раньше начать заниматься спортом, тем больше будет пользы для физического и психологического здоровья.
Организм ребенка отличается от взрослого целым рядом существенных особенностей. Важнейшей особенностью детского организма является его бурный рост и развитие. Бурные темпы развития ребенка определяются не только генетическими, наследственными факторами, но и теснейшим образом связаны с условиями внешней среды.
Зависимость роста и развития детского организма от условий, в которых растет ребенок, также составляет существенную особенность детского возраста. Физические упражнения, подвижные игры, а затем и занятия спортом при соблюдении принципа последовательности и постепенности содействуют физическому развитию детей и подростков.
Физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Они вызывают изменения не только в мышцах, суставах, связках, но и во внутренних органах и их функциях. Под влиянием физической работы и однократных физических упражнений резко (в 8-10 раз по сравнению с состоянием покоя) возрастает потребление тканями кислорода. Повышенная потребность тканей в кислороде при мышечной работе рефлекторно вызывает значительные изменения в деятельности дыхательной и сердечнососудистой систем; частота дыхания увеличивается в 2-2,5 раза, пульса – в 2-3 раза.
Резко возрастает выделение углекислоты с выдыхаемым воздухом и продуктов обмена веществ с потом и мочой. Однако оздоровительное влияние на организм оказывают не однократные, а многократные повторения физических упражнений.
Установлено, что ежедневные, правильно выполняемые физические упражнения благоприятствуют физическому развитию детей и подростков. У них отмечается несколько большая, чем присущая данному возрасту, годичная прибавка массы, длины тела, окружности и 288 экскурсии грудной клетки, жизненной емкости легких и силы мышц.
Важнейшим показателем здоровья индивида является состояние его сердца и сосудов. Занимаясь физическими упражнениями, индивид сможет увеличить размер и массу сердца. Этот процесс происходит в результате утолщения стенок увеличением его объема. Этот процесс повышает у человека силу и дает возможность еще больше работать сердечной мышце, увеличивается ударный и минутный объем крови, снижается частота сердечных сокращений в покое и после физических нагрузок.[5]
Ежедневные тренировки позволяют увеличить число эритроцитов и гемоглобина в крови, а результатом будет повышение кислородной емкости крови. Также регулярные физические тренировки раскрывают обеспечивают расширение кровеносных сосудов, приходит в норму их тонус.[7]
Работа мышц проводит своеобразный массаж сосудистых стенок за счет гидро-динамической волны от убыстрения частоты сердечных сокращений и увеличения скорости кровяного тока. Этот процесс позволяет обеспечить своеобразную функцию очищения сосудов от липидных отложений, при этом сохраняя и улучшая эластичность их стенок, обеспечивая надежность доставки кислорода и питательных веществ к клеткам организма.
Средние показатели физического развития юных спортсменов выше, чем аналогичные показатели у их сверстников, не занимающихся спортом. У юных спортсменов рост больше на 5-6 см, масса тела на 7-9,5 кг, окружность грудной клетки на 5,7-6,1 см и жизненная емкость легких на 1100 мл. В живом организме все время происходят процессы обмена веществ и энергии. При движении человека эти процессы усиливаются. Всякое движение нашего тела сопровождается сложными химическими и физическими явлениями в мышцах.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Научная литература
3. Алеева, Ю.В., Попова, Н.В. Педагогические условия формирования мотивации студентов к занятию физической культурой /Ю.В. Алеева, Н.В. Попова // Мир науки, культуры, образования. – 2015. - № 2 (51). – С. 7-10.
4. Ахметзянова, Ф. И. Cпорт в школе / Ф. И. Ахметзянова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 4 (9). — С. 26-27. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/39/1220/ (дата обращения: 13.10.2021).
5. Белова, Н.И. «Здоровый образ жизни и здоровый стиль жизни»: общность и различия /Н.И. Белова //Казанская наука.-2013.-№11.-с.342.
6. Березина, Т.Н. Здоровый образ жизни как фактор индивидуальной продолжительности жизни /Т.Н. Березина //Психология обучения.-2017.-№6.-с.143.
7. Выдрин, В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры: Учеб. пособие / СПб ГАФК им. П.Ф. Лесгафта. – СПб., 2001. – 76 с.
8. Камилова, Р.Т., Исакова Л.И., Камилов А.А. Влияние систематических занятий спортом на состояние здоровья детей и подростков: монография / Р.Т. Камилова, Л.И. Исакова, А.А. Камилов. – М.: Издательский дом Академии Естество знания, 2020. – 164 с.
9. Кириллова, Е. С. Влияние физической культуры и спорта на гармоничное развитие личности // В сборнике: Научное сообщество студентов. Междисциплинарные исследования Электронный сборник статей по материалам XXIV студенческой международной научно-практической конференции. 2017. С. 269-272.
10. Маркушина, Н. Ю. Коронавирус и спорт: проблема отмены крупнейших международных спортивных соревнований. / Н. Ю. Маркушина, Н. М. Тимченко; Н. А. Точицкий — Текст: непосредственный // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2020. — С. 308-312. — URL : https://clck.ru/RivrW
11. Овчинников, Ю.Д. Флорбол как школьный вид спорта: приоритеты развития /Ю..Д. Овчинников, Е.М. Свиридова //Инновационные проекты и программы в образовании.-2018.-№6.-С.53.
12. Перькова, Е. Ю. Влияние эпидемии коронавируса на экономические аспекты развития спорта. / Е. Ю. Перькова— Текст: непосредственный // Азимут научных исследований: экономика и управление. — 2020. Т. 9 — № 2(31) — С. 269-272.
13. Попова, Н.В. Практические аспекты совершенствования физкультурно-спортивной деятельности /Н.В. Попова // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2018. - № 4. - С. 226- 231.
14. Попова, Н.В., Ельников, А.В. Организация воспитательной работы с детьми в условиях детско-юношеской спортивной школе /Н.В. Попова, А.В. Ельников// Вестник Алтайского государственного педагогического университета. – 2016. - № 3 (28).
15. Пятых, М.А. Спортивно-оздоровительный и начальный этап спортивной подготовки – фундамент будущих успехов, физиологический аспект адаптации детей к физическим нагрузкам /М.А. Пятых, С.С. Уделов, Е.В. Быков //Актуальный проблемы спортивной подготовки, оздоровительной физической культуры, рекреации туризма. Адаптивная физическая культура и медицинская реабилитация: Инновации и перспективы развития. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию УралГУФ. 2020.-С.217.
16. Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Изд. центр «Академия», 2016. – 480 с.