Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Народничество является составляющей идеологии в российском освободительном движении. Период функционирования организации «Народная воля» 1879-1881 гг. является наиболее революционной из всех эпох в жизни русской интеллигенции. Интерес к этому процессу сохраняется и в наше время по совокупности разных причин:
- основы народничества, которые были заложены в тот период постоянно дополнялись и уточнялись согласно требованиям времени;
- рассматриваемый период – это практические действия и тактика народничества, период непрерывного подъёма демократии;
- это вершина растущего в течение нескольких лет демократического подъёма, раскрытия и крушения народничества как революционной доктрины.
Проблема народничества является одной из самых спорных и сложных в исторической науке. Определение народничества противоречиво, выражает самые невероятные и необычные сочетания, одни из которых можно определить, как сверх революционные, другие реакционные, третьи – либеральные. Соответственно, рассматриваемый процесс является значимым и актуальным для дальнейшего изучения.
Основой курсовой работы послужили исследования таких авторов, как А.Н. Желябов, С.С. Волк, М.Д. Карпачев, Н.А. Троицкий, М.Г. Седов, В.Н. Фигнер и др.
Основные методы исследования, которые были использованы в работе:
- метод анализа;
- метод классификации и синтеза;
- метод сравнения и обобщения.
Объектом изучения в данной работе является организация «Народная воля».
Предметом – изучение политической платформа народовольцев в 1879-1881 гг.
Целью курсовой работы – исследовать деятельность организации «Народная воля».
В связи с поставленной целью основными задачами в работе являются:
- изучить историю появлении организации «Народная воля»;
- определить основы деятельности организации «Народная воля» в трудах различных авторов;
- проанализировать программу и цели движения организации;
- выделить организацию «Народная воля» в ракурсе рождения политического террора в России.
Практическая значимость заключается в том, что сформулированные по результатам исследования выводы могут быть полезны студентам и работникам социально-исторической отрасли для дальнейшего изучения.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
1. ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ «НАРОДНАЯ ВОЛЯ»
1.1 История появлении организации «Народная воля»
Организация возникла вследствие раскола «Земли и воли». Ее представители разделились на тех, кто видел смысл борьбы в просвещении населения, и тех, кто планировал полное устранение самодержавия радикальными методами. Радикалы организовали «Народную волю». Датой начала существования организации считается август 1879 г.
Родоначальником будущей «Народной воли» первоначально были относительно безобидные «нигилистические» собрания и кружки, объединявшие молодых радикалов, готовых «деконструировать» принятые моральные нормы и общественные порядки, не имеющие рационального основания и практической пользы. То, что социалистические идеи в отношении организации общества увлекли их так же, как идеи Чарльза Дарвина в отношении объяснения законов животного царства, соответствовало духу времени и было естественно для молодых людей подобного склада. Тем более что в «социалистический пакет» укладывались тогда и идеи борьбы за равноправие женщин, и народное просвещение, и здоровая организация труда, и другие вопросы, которые в том или ином виде до сих пор существуют в актуальной повестке не только России, но и всего мира .
Разумеется, не стоит говорить, что образовавшиеся в первое десятилетие царствования Александра кружки и организации были полностью мирным и безопасным явлением. Созданная Ишутиным организация «Ад» и знаменитая нечаевская «Народная расправа» действительно строили достаточно авантюрные планы революции и были готовы действовать, используя достаточно сомнительные средства. Они допускали возможность террора и покушение на монарха. Одним из итогов этих допущений оказалась самостоятельная попытка Николая Каракозова убить Александра II в 1866 году (революционер страдал мучительными желудочными болями и посчитал, что убийством царя с пользой пожертвует жизнью, ставшей для него невыносимой).
Дело членов нечаевской организации «Народная расправа», организовавших убийство своего товарища, которое легло в основу романа Достоевского «Бесы», произвело крайне тягостное впечатление на многих молодых людей, разделявших тогда революционно-демократические убеждения. Именно поэтому уже с начала 1870-х увлеченная идеями социализма и переустройства России молодежь с крайним неодобрением стала смотреть на всякого рода заговоры и планы покушений. Главным направлением признана была непосредственная работа с «народом», то есть с массой деревенского населения, членов крестьянской общины, которую русские социалисты тех лет считали готовой к безболезненному преобразованию в социалистическое хозяйство (а значит, к началу социалистического переустройства России в целом). «Хождение в народ» прочно заняло свое место в коллекции образов, созданных российским освободительным движением, как символ наивного и прекраснодушного действа, предпринятого без всякого понимания и представления о том, с каким «народом» придется иметь дело.
В «безумное лето» 1874 года тысячи юношей и девушек отправились искать «сближения» с народной средой и под видом торговцев, бродячих мастеров и прочих представителей профессий, позволяющих передвигаться по деревням, предприняли попытку пропаганды своих идей в крестьянской среде . Само движение не имело координаторов и четкого направления. Некоторые агитаторы пытались склонить крестьян к бунту, другие выступали, скорее, с попытками просветительских бесед. Так или иначе, попытка такой агитации кончилась полным и закономерным провалом. Крестьяне с подозрением и непониманием отнеслись к появлению чужаков, выступавших со странными предложениями и рассказами. Тот же прокурор Муравьев на процессе над террористами, убившими Александра II, напоминал, «каким непониманием, смехом или враждою встречали их в любой избе». Напоминание было сделано не случайно: практически все подсудимые, так же как и большинство основателей «Народной воли», принимали участие в «Хождении в народ» как в 1874-м, так и в последующие годы. Связывать провал наивного похода в деревню и последующее желание метнуть бомбу в царя довольно удобно. Однако из схемы, в которой разочаровавшиеся наивные революционеры становятся жестокими и озлобленными цареубийцами из-за собственного бессилия и неудач выпадает главный элемент: как реагировала на агитацию народников власть .
1.2 Организация «Народная воля» в трудах различных авторов
Деятельность и идеологию организации «Народная воля» рассматривали и продолжают изучать многие авторы. Рассмотрим некоторых из них далее. С.С. Волк сделал попытку детально разобраться во внутреннем содержании всех лозунгов, выдвигавшихся народовольцами, для чего глубоко изучил труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, проанализировал большой фактический, в основном архивный, материал, что позволило ему по-новому раскрыть, ряд сторон деятельности «Народной воли».
Автор поместил в книге карту городов, в которых имелись народовольческие кружки. В критике народовольческой идеологии С. С. Волк исходит из положения об эклектическом характере народовольческого мировоззрения. Писатель подчеркивает, что народовольцы, с одной стороны, ставили новые вопросы теории и практики, а с другой – сохраняли основы народнической идеологии. По его мнению, народовольцы не смогли создать столь же оригинального и цельного мировоззрения, как Н: Т. Чернышевский, Н. А. Добролюбов и А. И. Герцен, а в некоторых случаях, решая задачи революционной борьбы, сделали даже шаг назад (заговорщическая тенденция) от традиций, скажем, «Земли и воли» .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Архив «Земли и воли» и «Народной воли». М., 1932.
2. Волк С. С. Народная воля. 1879-1882 гг. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01006127078
3. Желябов А.Н. Материалы для биографии. М., 1930.
4. Карпачев М. Д. Очерки истории революционно-демократического движения в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01001278801
5. Литература партии «Народная воля». М., 1930.
6. Морозов Н. А. Повести моей жизни. М., 1947.
7. Народная воля в документах и воспоминаниях. М., 1930.
8. Народная воля и «Черный передел». Л., 1989.
9. Народная воля организация [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ote4estvo.ru/sobytiya-xviii-xix/174795-narodnaya-volya-organizaciya.html
10. Народная воля» и политический террор [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://postnauka.ru/faq/96817
11. Народовольцы после 1 марта 1881 г. М., 1928.
12. Революционное народничество 70-х гг. XIX в.: Сб. документов и материалов. М., 1965.
13. Седов М. Г. Героический период революционного [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01008393600
14. Суд над цареубийцами. Дело 1-го марта 1881 года. С-Пб., 2014.
15. Троицкий Н.А. «Безумство храбрых. Русские революционеры и карательная политика царизма 1866-1882 гг.», М., 1978, С. 135-152.
16. Фигнер В. Н. Запечатленный труд. Воспоминания. М., 1964. Т. 1–2.
17. Шубин А.В. Народная воля [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://w.histrf.ru/articles/article/show/narodnaia_volia_shubin