Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Расходы на продажу – это один из важнейших оценочных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий. К расходам на продажу относятся расходы, связанные с приобретением и продажей товаров, изготовлением и продажей продукции. К ним так же относятся расходы, осуществление которых связано с оказанием услуг, выполнением работ.
Состав расходов на продажу очень разнообразен и зависит от сферы деятельности организации, условий договоров, на основании которых осуществляется поставка товаров, оказание услуг, выполнение работ.
Ведение правильного учета расходов на продажу в настоящее время является очень актуальной проблемой для многих организаций. Торговля, в различных ее проявлениях, занимает все большее место в предпринимательской деятельности экономических субъектов. Появляется множество разнообразных торговых и снабженческо-сбытовых предприятий. Кроме этого, закупкой и продажей товаров занимаются не только организации сферы торговли. Рост оборота денежных и материальных ресурсов в данной отрасли хозяйствования приводит к увеличению внимания со стороны органов контроля к правильности постановки организации и ведения бухгалтерского учета товарных операций, среди которых большое значение имеют расходы на продажу.
В экономической литературе вопросам учета расходов на продажу посвящены разделы учебно-методической литературы таких авторов как: Л.И. Куликовой [17], А.С. Алисенова [13], П.Г. Пономаренко, Г.С. Клычовой [14], статьи в периодических журналах: Л.Т. Яхиной [29], Р.Ф. Валиева [19], А.Р. Закировой [14] и других авторов.
Тем не менее, для каждого отдельного хозяйствующего субъекта, в том числе для сельскохозяйственного предприятия, существуют свои открытые вопросы в области учета расходов на продажу.
Предметом исследования является бухгалтерский учет расходов на продажу. Объектом исследования является бухгалтерский учет расходов на продажу в ЗАО «Бирюли» Высокогорского района РТ.
Целью настоящей работы является комплексное исследование организации бухгалтерского учета расходов на продажу. Для достижения этой цели нужно решить следующие задачи: рассмотреть теоретические основы бухгалтерского учёта расходов на продажу, а также само содержание бухгалтерского учёта расходов на продажу, выявить проблемы и предложить пути решения.
При написании курсовой работы использовались следующие методы исследования: логический метод, анализ, синтез, метод сравнения, теоретический метод.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА РАСХОДОВ НА ПРОДАЖУ
1.1 Понятие и классификация расходов на продажу
Согласно ПБУ 10/99 расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению собственников имущества [8].
Условия признания расходов:
- Расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;
- Сумма расходов может быть определена;
- Имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации (то есть, когда организация передала актив либо отсутствует неопределенность в отношении передачи активов).
Построение системы счетов учета затрат в организации зависит от многих факторов:
- технологии производственного процесса
- организационной структуры предприятия
- осуществляемой деятельности
- видов выпускаемой продукции (работ, услуг)
- варианта сводного учета затрат.
В учебных пособиях Алексеевой Л.Ф. [12], Л.И. Куликовой [17], А.С. Алисенова [13] посвященной бухгалтерскому финансовому учету рассматриваются отдельные вопросы учета расходов на продажу. В учебном пособии по бухгалтерскому учету, анализу и аудиту П.Г. Пономаренко рассматриваются также понятие расходов на продажу. В трудах Г.С. Клычовой и А.Р. Зариповой рассматривались вопросы аудита в целом, а также методика учета затрат в калькулировании себестоимости продукции в сельском хозяйстве [14]. Яхиной Л.Т. рассматривались отдельные вопросы организации и методики учета в сельскохозяйственных организациях [30]. Статья Валиева Р.Ф, посвящена особенностям проведения аудиторской проверки и учета готовой продукции в сельском хозяйстве [19].
К расходам на продажу относят расходы, которые связаны с продажей продукции (работ, услуг), оплачиваемые поставщиком. Расходы на продажу вместе с производственной себестоимостью образуют полную себестоимость проданной продукции.
Среди расходов на продажу выделяют:
1) расходы организации, непосредственно связанные с торговой деятельностью, которые не подлежат лимитированию и в полном объеме относятся на издержки обращения;
2) лимитируемые расходы, связанные с торговой деятельностью, которые полностью относятся на издержки обращения, но при расчете налога на прибыль подлежат корректировке в пределах лимитов, норм и нормативов. К ним относятся:
- представительские расходы, которые связаны с коммерческой деятельностью торговой организации;
- расходы на обучение по договорам с учебными заведениями, подготовку и повышение квалификации кадров;
- расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции;
- расходы на транспортировку продукции до потребителя;
- погрузочно-разгрузочные расходы;
- комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;
- затраты на рекламу и другие расходы, которые обусловлены сбытом продукции;
- по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов на предприятиях, которые заняты в сельскохозяйственном производстве;
- скидки, которые предоставляются поставщиками торгующим организациям на потери товара и на дополнительные транспортные расходы;
- расходы на эксплуатацию машин и механизмов, которые непосредственно заняты на выполнении погрузочно-разгрузочных работ;
- потери товаров при хранении, перевозках, продаже, технологические отходы, оплата процентов по ссудам, превышающим установленные лимиты. Потери товаров и технологические отходы включают: потери товаров и продуктов при железнодорожных, автомобильных, воздушных и гужевых перевозках, хранении и продаже в пределах действующих норм естественной убыли;
- нормируемые отходы, которые образовались при подготовке к розничной продаже колбас, мясокопченостей и рыбы;
- потери от зачистки сливочного масла, крошения карамели обсыпной и сахара-рафинада; - убытки от недостачи и потери от порчи товаров сверх норм естественной убыли, когда виновные лица не установлены;
Для обобщения информации о расходах, которые связаны с продажей продукции, товаров, работ, услуг Планом счетов и Инструкцией по его применению предусмотрен счет 44 «Расходы на продажу».
В организациях, осуществляющих промышленную и другую производственную деятельность, на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены, в том числе, следующие расходы:
- на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, погрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства;
- комиссионные сборы (отчисления), которые уплачиваются сбытовым и другим посредническим организациям; по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством;
- на рекламу;
- на представительские расходы;
- другие подобные по назначению расходы.
В организациях, которые осуществляют торговую деятельность, на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены, в том числе, такие расходы:
- на перевозку товаров;
- на оплату труда;
- на аренду;
- на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря;
- по хранению и подработке товаров;
- на рекламу;
- на представительские расходы;
- другие аналогичные по назначению расходы.
В организациях, которые заготавливают и перерабатывают сельскохозяйственную продукцию (свеклу, молоко, шерсть, хлопок, кожевенное сырье, лен, скот, птицу и другое), на счете 44 "Расходы на продажу" могут быть отражены следующие расходы: прочие расходы; общезаготовительные расходы; на содержание заготовительных и приемных пунктов; на содержание скота и птицы на базах и в приемных пунктах.
Расходы на продажу присоединяют к производственной себестоимости отдельных видов реализованной и отгруженной продукции по прямому признаку. И лишь в той их части, которая не может быть отнесена по прямому признаку, она распределяется между отдельными видами реализованной и отгруженной продукции пропорционально ее массе, объему и производственной себестоимости или стоимости по отпускным ценам. В связи с этим в текущем учете коммерческие расходы необходимо подразделять на прямые расходы, относимые на отдельные виды продукции по прямому признаку, и косвенные, распределяемые между отдельными видами продукции пропорционально той или иной условной базе. При этом база для распределения различных видов косвенных расходов, как правило, не может быть одинаковой, поэтому они должны распределяться по каждой статье коммерческих расходов в отдельности.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая. [Федер.закон: Принят Государственной Думой 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ].
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. [Федер.закон: Принят Государственной Думой 26 января 1996 г. № 14-ФЗ].
3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. [Федер.закон: Принят Государственной Думой 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ].
4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. [Федер.закон: Принят Государственной Думой 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ].
5. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ МФРФ от 31.10.2001 № 94н)
7. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (утверждено приказом МФ РФ от 06.07.1999 N 43н).
8. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утверждено приказом МФ РФ от 06.05.1999 г. № 33н).
9. Приказ Минфина РФ «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» от 29 июля 1998 г. № 34н.
10. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (Документ утрачивает силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год в связи с изданием Приказа Минфина РФ от 22.09.2010 N 108н.).
11. Федеральный стандарт бухгалтерского учета 5/2019 (утверждено приказом МФ РФ от 15.11.2019 г. № 180н).
12. Алексеева Л.Ф. Бухгалтерский (финансовый) учет: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2017. – 163 с.
13. Алисенов, А. С. Бухгалтерский финансовый учет: учебник и практикум для СПО / А. С. Алисенов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 464 с.
14. Аудит // Клычова Г.С., Леонтьева Ж.Г., Осипов М.А., Закирова А.Р., Заугарова Е.В., Клычова А.С., Табакова М.В. учебник / Издательство: Санкт-Петербургский государственный экономический университет Санкт-Петербург. – 2017. – 332 с.
15. Баканова М.И. Шеремет А.Д. «Экономический анализ», Москва «Финансы и статистика», 2013.
16. Бахолдина, И. В. Бухгалтерский финансовый учет : учебное пособие / И.В. Бахолдина, Н.И. Голышева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2022. — 277 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — DOI 10.12737/1121598. - ISBN 978-5-16-016380-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1121598 (дата обращения: 20.10.2021). – Режим доступа: по подписке.
17. Бухгалтерский финансовый учет. Конспект лекций / Л.И.Куликова, Л.П.Белоглазова, П.А.Алеткин, Г.Г.Ахмадиева, А.В.Гошунова; Каз.федер.ун-т. – Казань, 2014. –97с.
18. Бухгалтерский (финансовый) учет : учебно-практическое пособие / Н. Т. Лабынцев, Е. Н. Макаренко, И. А. Кислая [и др.]. - Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2021. - 1032 с. - ISBN 978-5-369-01862-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1204597 (дата обращения: 20.10.2021). – Режим доступа: по подписке.
19. Валиев Р. Ф. Особенности проведения аудиторской проверки готовой продукции сельскохозяйственного предприятия // Молодой ученый. — 2018. — №27. — С. 63-67.
20. Жарылгасова Б.Т., Савкуров Н.Т. «Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности», Москва, 2014.
21. Козлова Е.П., Бабченко Т.Н., Галанина Е.Н. Бухгалтерский учет в организациях. 2_е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2015.
22. Керимов, В. Э. Бухгалтерский финансовый учет / Керимов В.Э., - 6-е изд. - Москва :Дашков и К, 2018. - 688 с.: ISBN 978-5-394-02182-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/415056 (дата обращения: 20.10.2021). – Режим доступа: по подписке.
23. Лабынцев Н.Т. Бухгалтерский учёт: финансовый и управленческий: Учебник. М.: Финансы и статистика, 2010.
24. Николаева С.А. Учетная политика организации: Принципы формирования, содержание, практические рекомендации, аудиторская проверка. М.: Аналитика-Пресс, 2014.
25. Никандрова, Л. К. Бухгалтерский финансовый учет : учебник / Л.К. Никандрова, М.Д. Акатьева. —М. : ИНФРА-М, 2018. — 277 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/5324. - ISBN 978-5-16-010043-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/978198 (дата обращения: 20.10.2021). – Режим доступа: по подписке.
26. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / 3-е изд., перераб. И доп. - М: ИНФРА - М., 2015.
27. Стаселович В. А. Экономическое содержание понятия «реализация» как процесса бухгалтерского учета выручки // Молодой ученый. — 2018. — №17. — С. 463-468.
28. Стенникова М., Шегурова В.П. Особенности учета готовой продукции в сельском хозяйстве // Агропродовольственная экономика. – 2018. - №5. – С.76
29. Шеремет А.Д., Сайфуллин Р.С. «Методика финансового анализа». Москва ИНФРА_М, 2011.
30. Яхина Л.Т. Организация и методика аудита сельскохозяйственных организаций: Дисс. ... канд. экон. наук : 08.00.12 : Казань, 2018. – 201 c.