Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Исследование теоретических основ управления спросом и предложением на рынке труда показывает, что в системе рыночных отношений он занимает важное место, фактически являясь основой всего экономического определения. Область труда - значительная и многоплановая отрасль экономической и социальной жизни общества. Она включает как рынок рабочей силы, так и использование трудовых ресурсов в общественном производстве. На рынке труда присуждается оценка стоимости рабочей силы, определяются требования ее найма, также величина заработной платы, условия труда, допустимость получения образования, профессионального роста, гарантии занятости и т.д. Рынок труда отражает главные тенденции в динамике занятости, ее основных структурах, в общественном распределении труда, а также мобильность рабочей силы, масштабы и динамику безработицы. Отношения, сформировавшиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают потребности большинства населения страны.
Объектом исследования является рынок труда. Предмет исследования – функционирование рынка труда с точки зрения спроса в лице фирмы-работодателя.
Цель работы – характеристика поведения фирмы на рынке труда как стороны спроса.
В соответствие с целью сформулированы задачи работы:
1. Определение основных процессов на рынке труда.
2. Характеристика конкуренции на рынке труда со стороны спроса.
3. Анализ внешних факторов, влияющих на поведение работодателей на рынке труда.
Глава 1. Работодатель (фирма) как сторона спроса на рынке труда
Основными элементами рынка труда являются спрос и предложение.
Рынок труда, как любой товарный рынок, развивается по законам спроса и предложения.
Спрос - это количество рабочей силы, которое готовы нанять производители в определенный момент при заданном уровне зарплаты.
Рассматривая виды спроса можно выделить такие, как: 1) индивидуальный - это спрос на один товар или одного покупателя; 2) рыночный - это спрос множества товаров и множество покупателей; 3) реализованный - когда потребности совпадают с возможностями; 4) отложенный - когда покупка отложена до определенного времени.
Спрос на труд, который предъявляется на рынке фирмами, зависит от двух факторов: во - первых, от придельной производительности труда и, во - вторых, от предложения других факторов производства.
Руководитель фирмы, желающий нанять работника, увеличивает спрос на труд до тех пор, когда заработная плата предельного рабочего не будет равна получаемой фирмой от его использования выручке .
Таким образом, производительность предельного работника определяет не только его зарплату, но и зарплату остальных.
Спрос на рабочую силу отражает потребность экономики в определенном количестве работников на каждый данный момент времени. Обычно эта потребность выражается в физических лицах или в среднегодовом исчислении. Общий спрос количественно должен быть равен численности занятых плюс имеющиеся вакансии. Спрос на труд является показателем, в котором скрыто множество экономических явлений и процессов, порождающих этот спрос, и возникает в силу наличия рабочих мест.
Спрос на рабочую силу формируется по отраслям и в количественном выражении должен совпадать с общей дополнительной потребностью предприятий и организаций в работниках (вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности). При расчете спроса на рабочую силу определяются потребность предприятий в новых работниках и потребность предприятий в работниках, необходимых для замены выбывающих (вне зависимости от причин). Таким образом, удается установить численность лиц, которые могут быть трудоустроены.
Другой силой, определяющей спрос на труд, является предложение других факторов производства, прежде всего капитала. Чем больше предложение капитала, тем при прочих равных условиях ниже его цена. В результате этого спрос на труд может либо сокращаться, так как предприниматели замещать труд капиталом (эффект замены), либо увеличиваться, поскольку для обслуживания возросших объемов капитала потребуется дополнительная рабочая сила (эффект обмена).
Исследование показывает, что на развитие рынок труда существенное влияние оказывает и предложение. Предложение на рынке труда - это то количество блага, который продавец (производитель) готов и может предложить (продать) покупателю .
Предложение рабочей силы - это потребность различных групп трудоспособного населения в получении работы по найму на этой основе - источника существования. Предложение труда обуславливается следующими факторами: - численностью населения, прежде
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Бочарова И. Ю. Снижение длительной безработицы и программы профилирования // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 25. - С. 2-7.
2. Бреев Б.Д. Безработица в современной России. - М.: Наука, 2015. - 136 с.
3. Гуртов В. Н. Цикличность в динамике численности безработных граждан //Человек и труд. - 2010. - № 6. - С. 34-38.
4. Иохин В.Я. Экономическая теория. - М.: Юристь, 2012. - 861 с.
5. Карташов, С. А. Отражение научных положений функционирования рынка труда //Аудит и финансовый анализ. - 2010. - № 6. - С. 377-384.
6. Костаков В. Г. Безработица - зло или благо? //Вопросы статистики. - 2012. - № 12. - С. 21-26.
7. Мельникова Ю.В. Файлузин Е.Ф. Анализ современных элементов кризисоустойчивого управления микроэкономической системой: управленческий, экономический и финансовый аспекты//Современная наука. Актуальные вопросы теории и практики. Серия «Экономика и право».2015. №5-6.
8. Мельникова Ю.В., Михасева Е.Н. Анализ кредитных отношений и ключевые принципы кредитования// Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем. 2017.С.26-29.
9. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. - М.: Московский государственный университет, 2014. - 367 с.
10. Полевой И. Демография и миграция - важнейшие факторы формирования трудовых ресурсов в современной России // Человек и труд. - 2012. - №11. - С. 55-61.
11. Рощин С.Ю. Экономика труда. - М.: Инфра-М., 2011. - 400 с.