Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Современная организация очень часто испытывает потребность в новом персонале, что вызвано текучестью кадров, или наращиванием объемов продаж, расширением сети. Нехватка персонала может сильно повлиять на деятельность организации. Процесс поиска сотрудников бывает затруднен отсутствием информации о кандидатах, о несоответствии их требованиям предприятия, нехватки ресурсов на поиск, что в результате приводит к длительности поиска нужного персонала.
Целью данной работы является совершенствование управления маркетингом персонала в компании.
Для достижения поставленной цели в работе определены следующие задачи:
изучить особенности маркетинга персонала;
проанализировать существующую систему управления маркетингом персонала в компании;
дать рекомендации по совершенствованию управления маркетингом персонала в компании.
Объект исследования – АО «ЭК «ВОСТОК».
Предмет исследования – система маркетинга пероснала.
Теоретической основой исследования данной темы являются ведущие принципы менеджмента и управления человеческими ресурсами, изложенные в трудах таких отечественных и зарубежных ученых и специалистов, такие как А.Н. Прошина, А.Р. Альвердов, Р.Ф. Винокур, А.В. Дейнека, А.П. Егоршин, Жарова Е.Ю., Н.А. Зайцева, А.Я. Кибанов, Е.В. Куприянчук, О.Ю. Патласов, В. Разгуляев, П.Э. Шлендер и др.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГОМ ПЕРСОНАЛА
1.1.Понятие маркетинга персонала
Маркетинг персонала – это одно из направлений деятельности кадрового подразделения компании, имеющее целью определить потребность в квалифицированных специалистах и разработать систему мероприятий, направленных на удовлетворение данной потребности. Качество услуг и технологию производства продукции стараются постоянно совершенствовать, однако не нужно забывать и о кадровых ресурсах организации [11, с. 25].
Отдел маркетинга в компании: ключевые задачи и функции Маркетинг персонала предприятия реализовывается как определение потребности этой компании в трудовых фондах как в количественном (сколько мест на вакантные должности выдвигает компания на рынок занятости), так и в качественном отношении (какие параметры работников по специализации, образованию, навыкам удовлетворили бы кадровые нужды компании).
Для создания эффективной системы маркетинга персонала должны периодически подвергаться анализу такие сопутствующие факторы, как: внешние, которые напрямую влияют на маркетинг персонала – обстановка на рынке вакансий, уровень развития технологий, общественные потребности, особенности трудового и гражданского правового поля, политика маркетинга персонала компаний-конкурентов; внутренние факторы маркетинга персонала, определяющие его стратегию – ключевые задачи компании, размеры ее финансовых и кадровых ресурсов, методы нахождения интересующих кадров.
Основные составляющие маркетинга персонала:
формирование системы требований к сотрудникам; анализ качественного и количественного состава кадрового ресурса компании;
определение затрат, необходимых для формирования и применения человеко-ресурса;
определение методов погашения потребности в кадровом ресурсе; установление качественных характеристик наемных работников;
оценка эффективности распределения трудового потенциала компании по списку должностей и осуществление контроля над ней[8, с. 15].
Маркетинг персонала – это: вид стратегического и тактического планирования в кадровой политике компании; информационная основа для управления кадрами, построенная на анализе внешнего и внутреннего рынков занятости; метод формирования имиджа компании-работодателя.
Различают два основных принципа, определяющих построение целей маркетинга персонала: в основе первого лежит понимание маркетинга персонала в его широком смысле, т. е. как философии и как системы методов управления человеко-ресурсами. Все кадры, числящиеся в штате компании или являющиеся ее сотрудниками в перспективе, выступают тут как внешние/внутренние клиенты этой организации; второй принцип основывается на определении маркетинга персонала как одного из направлений деятельности кадровой службы[15, с. 32].
Отличие в указанных принципах маркетинга персонала заключается в том, что в широком смысле этот термин понимается как одно из звеньев системы управления трудовыми фондами, которое осуществляется посредством решения различных задач: исследование потребностей, определение целей, деловая оценка кадров, построение карьерной иерархии, методы мотивации и т. д.
Узкая трактовка термина «маркетинг персонала» – это работа HR-службы: оценка внешнего и внутреннего влияния на маркетинговую работу; планирование маркетинга и непосредственно маркетинг в действии.
Цель маркетинга персонала состоит в полном контроле над ситуацией на рынке занятости для того, чтобы с максимальной эффективностью удовлетворять потребности компании в кадровом ресурсе и таким образом достигать решения ее корпоративных задач. Задачи маркетинга персонала: Анализ ситуации на рынке кадров с целью определения, в каком качестве и количестве человеко-ресурс требуется компании, как в настоящий момент, так и на перспективу[17, с. 11].
Исследование перспектив развития компании для своевременного предоставления новых должностных мест и формирования системы требований к персоналу. Подбор кадров по надлежащим критериям.
Маркетинг персонала также считается частью общего бизнес-управления в сфере контроля над человеко-ресурсами компании и состоит из таких понятийных элементов, как: управление маркетингом персонала в организации, нацеленное на систему экономических отношений; мероприятия по решению группы вопросов о стратегии и о практической реализации маркетинга персонала. Поиск решений осуществляется посредством применения современных методик анализа рынка и формирования соответствующей информационной базы; мероприятия по увеличению конкурентоспособности.
Маркетинг персонала, цели которого сочетают в себе коммуникацию с потребителем и удовлетворение его потребностей предложением компании, способствует формированию конкурентных преимуществ данной организации и поднимает ее деловой имидж. С позиции маркетинга персонала, рабочее место есть товар, предложенный по определенной стоимости на рынке занятости.
В этом ключе определяются основные задачи кадрового менеджмента: маркетинг персонала – это направляющая, по которой осуществляется стратегическое и тактическое планирование кадровой политики предприятия; маркетинг персонала – это информационный базис для управления кадрами, построенный на исследованиях влияния внешнего и внутреннего рынков занятости; маркетинг персонала есть метод формирования имиджа компании-работодателя посредством связи с целевыми участниками рынка трудовых отношений.
1.2.Основные функции маркетинга персонала в организациях
Информационная функция маркетинга персонала. Суть ее раскрывается в формировании информационной платформы для осуществления планирования в HR-политике.
Данная функция реализуется посредством следующих источников: ориентиры на выпускников-специалистов учебных заведений; программы получения дополнительного образования в коммерческих учебных организациях и курсы переобучения при службах занятости; публикации, выложенные в различных источниках государственными ведомствами, контролирующими занятость населения, в том числе подготовленные по заявкам иных субъектов рынка труда; информация, предоставленная биржами труда; специализированные публикации и иные материалы, раскрывающие вопросы занятости и решения проблем, связанных с кадровой политикой организаций; рекламная информация иных субъектов рынка труда, особенно компаний-конкурентов; собеседования, проведенные HR-менеджерами с кандидатами на вакантные должности компании, а также с представителями компаний-партнеров, с собственными сотрудниками предприятия и т. д. [19, с. 25]
Формирование маркетинга персонала с информационной функцией реализуется созданием информационной платформы, в основе которой лежат следующие виды исследований: изучение специальностей и профилей квалификаций; анализ содержания и поведения объектов изучения специальностей, профессиональных группировок и динамики их развития; анализ окружающих внешних факторов; изучение экономических, социальных и культурных внешних факторов, оказывающих влияние на деятельность персонала компании и его деловое поведение; анализ спроса и предложения на рынке занятости; исследование HR-репутации компании; анализ и создание HR-образа компании во внутренней и внешней сферах труда и занятости.
Коммуникационная функция маркетинга персонала. Направлена на разработку методов поиска и приобретения кадрового потенциала, их реализацию, а также повышение HR-репутации компании. Коммуникационное пространство формируют: персонал компании, который не только ее представляет, но и является ее прообразом; внешний источник нахождения кадров, являющихся потенциальными сотрудниками компании; общественное мнение. Коммуникативная роль маркетинга персонала реализуется четырьмя видами мероприятий: сегментирование; система внутренней коммуникации; рекламные или презентационные кампании; PR-мероприятия.
. Сегментирование рынка занятости в маркетинге персонала на отдельные направления повышают эффективность управления кадрами
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 30.12.2016) //Российская газета. – 2017. – № 256
2. Аблязова Н.О. Управление социальным развитием организации: Учебник / Н.О. Аблязова, М.Г. Аверкин и др.; Под ред. А.П. Егоршина. – М.: НИЦ Инфра-М, 2013. – 416 с.
3. Адаптация персонала в российских организациях: социально- управлен. анализ (на примере работников с огранич. возможн.): Моногр./А.Н.Прошина – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 124 с.
4. . Альвердов, А. Р. Управление персоналом [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. Р. Алавердов, Е. О. Куроедова, О. В. Нестерова и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013.
5. Асалиев А.М. Развитие трудового потенциала / А.М. Асалиев, Ф.И. Мирзабалаева, П.Р. Алиева. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 320 с.
6. Бакирова Г.Х. Психология эффективного стратегического управления персоналом [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Психология», «Менеджмент организации», «Управление персоналом» / Г. Х. Бакирова. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2012. – 591 с.
7. Беликова И.П. Управление персоналом [Электронный ресурс]: учебное пособие (краткий курс лекций) / И. П. Беликова; Ставропольский гос. аграрный ун-т. – Ставрополь, 2014. – 64 с.
8. Беляцкий Н.П. Управление персоналом: Учеб. пособие для студ. экон. специальностей вузов / Н.П.Беляцкий, С.Е.Велесько, П.Ройш. — Минск : Экоперспектива, 2014 .— 260 с.
9. Богомолова И.1Т. Роль адаптации работника в адаптивном развитии предприятия на основе внедрения инноваций / И.П. Богомолова, Е.И, Кривенко // Управление персоналом. – 2009. – №10 (212). – С. 45-46.
10. Большой толковый словарь В.Чернышова [Электронный ресурс] / Проект издат. дома «Глобус Стиль» и интернет агентства «Веб Оптима». Режим доступа: http://www.e-slovar.ru/dictionary/22/21508/. Дата обращения: 10.10.2016.
11. Бурякова Е. Модель профессиональных компетенций сотрудников как инструмент работы с персоналом [Электронный ресурс] / Е. Бурякова // Нг-journal.ru – Журнал «Работа с персоналом». – 2016. – Режим доступа: http://www.hr-journal.ru/archive/aiticle.shtml7model.
12. Вельков А.И. Целеполагание: умение добиваться своего. Центр дистанционного образования Elitarium. [Электронный ресурс] / А.И. Вельков. – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2004/07/01/celepolaganie _umenie_dobivatsja_svoego.html.
13. Винокур Р.Ф. Адаптация новых сотрудников в подразделениях бэк- офиса // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2012. - № 22. - С. 69 – 79.
14. Винокур Р.Ф. Первичная адаптация нового сотрудника операционного подразделения банка // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2013. - №2 - С. 66 – 74.
15. Герш М.В. Адаптация персонала: из новичка – в грамотного специалиста // Руководитель автономного учреждения. 2014. - № 22 - С. 72 – 78.
16. Горбенко А.О. Система интенсивного обучения в высших учебных заведениях. Теория и практика: Монография / А.О. Горбенко, А.В. Мамасуев. – М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 240 с.
17. Дейнека, А. В. Управление персоналом организации [Электронный ресурс]: Учебник для бакалавров / А.В. Дейнека. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. – 288 с.
18. Егоршин А.П. Организация труда персонала: Учебник / А.П. Егоршин, А.К. Зайцев. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 320 с.
19. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учебное пособие / А.П. Егоршин. – 4-e изд., перераб. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 352 с.
20. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: Учебное пособие / А.П. Егоршин. – 4-e изд., перераб. и доп. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. – 352 с.
21. Жарова Е.Ю. Адаптация нового сотрудника в организации // Отдел кадров коммерческой организации. 2013. - №12 - С. 53 – 60.
22. Зайцева Н.А. Управление персоналом в гостиницах: Учебное пособие / Н.А. Зайцева. – М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 416 с.
23. Зайцева Н.А. Управление персоналом в гостиницах: Учебное пособие / Н.А. Зайцева. – М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 416 с.
24. Иванов Н. Человеческий капитал и глобализация / Н. Иванов // МэиМО. – 2014. – №9. – С. 19-31.
25. Карпова Т. Обучение новичков: разрабатываем эффективную систему // Кадровая служба и управление персоналом предприятия. 2014. № 7. С. 67 – 72.
26. Карцев А. Проблема и механизмы адаптации автора в литературной среде. Литературное общество «ПИИТЕР» [Электронный ресурс] / А. Карцев. – СПб. – Режим доступа: http://www.piiter.m/view.php?cid=6&pid=40.
27. Кибанов А.Я. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом: Монография / А.Я.Кибанов, Е.А.Митрофанова и др. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014 – 156 с.