Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
1. Семантика понятия «дерево» 5
2. Классификация фразеологизмов с семой «дерево» 10
3. «Пермский стиль» во фразеологизмах с семой «дерево» 15
Заключение 18
Список литературы 20
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что большинство людей не имеют достаточного представления о природе и семантике некоторых общеупотребительных выражений, которые они используют в разговорном языке в быту.
Отсюда возникают такие ситуации, когда человек, применяя тот или иной фразеологизм, не понимает его значения, а потому употребляет его не к месту, вызывая путаницу в восприятии смыслового назначения его речи.
В связи с этим, важно популяризировать знания о происхождении различных семантических групп фразеологизмов и других общеупотребительных выражений, что важно для сохранения чистоты и логичности русского разговорного языка и общего развития российского населения.
Степень изученности проблемы. Вопросом изучения фразеологизмов с различными семами, связанными с природными явлениями, занимался ряд авторов, но ни в одной из работ не было обнаружено целостной и логичной классификации семантических групп, что делает данную работу еще более актуальной и практически значимой.
Цель исследования – проанализировать и классифицировать фразеологизмы сравнения с семой «дерево» в общеупотребительном языке и пермском диалекте.
Объект исследования – фразеологизмы сравнения с семой «дерево».
Предмет исследования – использование фразеологизмов сравнения с семой «дерево» в общеупотребительном языке и пермском диалекте.
Задачи исследования:
1. Проследить семантику понятия «дерево».
2. Разработать классификацию фразеологизмов с семой «дерево».
3. Проанализировать «пермский стиль» во фразеологизмах с семой «дерево».
Методы исследования: анализ научной и словарной литературы, описательный, сравнительный, обобщение, классификация.
База исследования: фразеологические словари русского языка.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы.
1. Семантика понятия «дерево»
В русском языке понятие «дерево» является достаточно распространенной семантической группой, к которой неоднократно обращались различные исследователи.
Современные ученые рассматривают сему «дерево» с двух основных точек зрения :
– образные ассоциации, связанные с семой «дерево» как гиперонимическим наименованием большого класса многолетних растений;
– образный потенциал конкретных деревьев, которые являются типичными представителями ландшафта той или иной местности: в этой ситуации объектами исследования ученых выступают гипонимы, т.е. названия конкретных видов деревьев – клен, береза, дуб, липа и т.д.
Некоторые исследователи изучают так называемые арбонимы, которые созданы на основе образа древесины (пень, доска, палка) и т.д. Данным понятием присваиваются образные значения, которые используются как в литературном языке, так и в разговорной речи, для формирования сравнительных характеристик с другими объектами .
«Дерево» как семантическая группа относится к концептам древних славян. Это одно из старейших лингвокультурологических понятий. Именно этим объясняется особая распространенность данной семантической группы в различных сферах применения языка, в частности :
– фольклорные произведения (сказки, былины, загадки, частушки и т.д.);
– устойчивые выражения (фразологизмы, идиомы);
– авторская поэзия, в которой многие поэты обращаются к различным вариантам понятий и слов семантической группы «дерево».
Каждый представитель древесного мира имеет свое символическое значение, которое выработано веками и широко применяется в языке. Так, например, береза символично характеризует тонкость, чистоту, наивность (это единственное дерево, которое имеет белую кору), дуб – с одной стороны мудрость и долголетие, с другой – упрямство и глупость, клен – нестабильность и эмоциональную неустойчивость в связи с особенностью данного дерева быстро сбрасывать листья осенью .
Ряд ученых указывают на амбивалентность семантической группы «дерево», которая закрепилась в русском литературном и разговорном языках. С одной стороны дерево выступает как растение, живой организм, который имеет свою жизнь, характерные особенности, удобные для сравнения с человеческими качествами. С другой – не менее часто применяются и те варианты семы как «мертвое дерево», которое уже не может выступать в качестве субъекта – «доска», «палка», «бревно», «коряга» и т.д.
Другие исследователи обращают внимание на понятие «дерево» как на явление материальной культуры общества, называя его «вещественным кодом культуры» . Именно в этом ключе можно рассматривать применение данной семантической группы в устойчивых выражениях сравнения, что и является предметом данной курсовой работы
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авраменко, Л.В., Заврагина, С.С., Пилецкая, А.А. Принципа отбора языкового материала для изучения проблемы формирования устойчивых выражений в русском языке (на примере фразеологических единиц семантического поля «дерево») [Текст] / Л.В. Авраменко, С.С. Заврагина, А.А. Пилецкая // Материалы международной научно-практической конференции «Современные проблемы изучения языковой картины мира в научных исследованиях». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2021. – С. 100–116.
2. Алефиренко, Н.Ф. Фразеология в свете современных лингвистических парадигм [Текст] / Н.Ф. Алефиренко. – М.: Эллипс, 2008. – 271 с.
3. Борисова, Л.В. Концепт «дерево» как лингвокультурный код [Текст] / Л.В. Борисова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Филологические науки. – 2014. – № 1. – С. 34–45.
4. Велигодская, П.С., Сорокин, Н.В. Семантическое поле понятия «дерево» в русской разговорной речи [Текст] / П.С. Велигодская, Н.В. Сорокин // Язык и слово. – 2020. – № 4. – С. 142–154.
5. Жуков, А.В., Жукова, М.Е. Словарь современной русской фразеологии [Текст] / А.В. Жуков, М.Е. Жукова. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2015. – 416 с.
6. Золотых, Л.Г. Фразеологическое значение и его смысловая реализация в речи. Дисс. на соиск. уч. ст. к. филолог. н. [Текст] / Л.Г. Золотых. – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2000. – 264 с.
7. Коралова, А.Л. Характер информативности фразеологических единиц [Текст] / А.Л. Коралова // Сборник научных трудов Московского государственного педагогического института иностранных языков им. М. Тореза, 1980. Вып. 168. – С. 38–59.
8. Красс, Н.А. Концепт «дерево» в славянской мифологии и поэзии А.С. Пушкина [Текст] / Н.А. Красс // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Русский и иностранные языки и методика их преподавания». – 2004. – № 1 (2). – С. 50–55.
9. Кропотухина, П.В. Концептосфера «Мир растений» как объект лингвистических исследований [Текст] / П.В. Кропотухина // Педагогическое образование в России. – 2014. – № 6. – С. 35–39.
10. Кузнецов, А.М., Мелерович, А.М., Мокиенко, В.М. Современная русская фразеология (семантика – структура – текст) [Текст] / А.М. Кузнецов, А.М. Мелерович, В.М. Мокиенко // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Реферативный журнал. – 2013. – № 1. – С. 162–170.
11. Оботнина, Е.В., Иванова, Е.В. Фразеологическая семантика как полиструктура [Текст] / Е.В. Оботнина // Вестник Томского государственного педагогического университета. Языкознание и литературоведение. – 2017. – № 6 (183). – С. 71–74.
12. Огольцева, Е.В. Компонент «дерево» в семантической структуре устойчивых сравнений русского языка [Текст] / Е.В. Огольцева // Neophilology. – 2021. – Т 7. № 25. – С. 40–50.
13. Подюков, И.А. Русская диалектная фразеология Прикамья в финно-угорском освоении [Текст] / И.А. Подюков // Вестник Пермского университета. Русская и зарубежная филология. – 2012. – Вып. 4 (20). – С. 7–14.
14. Полякова, Е.Н. От араины до яра: русская народная географическая терминология Пермкой области. – Пермь: Статут, 1988. – 348 с.
15. По-пермски говоря. Словарь. – [Электронный ресурс] https://www.manhunter.ru/other/899_slovar_po_permski_govorya.html (Дата обращения: 20.10.2021).
16. Почуева, Н.Н. Семантика фразеологических единиц (на примерах фразеологизмов из сферы искусства) // Вестник Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого. – 2019. – № 3. – С. 53–62.
17. Прокошева, К.Н. Фразеологический словарь пермских говоров [Текст] / К.Н. Прокошева. – Пермь: Диамант, 2002. – 431 с.
18. Русинова, И.И. Пермская диалектная лексикография: результаты и перспективы [Текст] / И.И. Русинова // Вестник Пермского государственного университета. Российская и зарубежная филология – 2010. – Вып. 1 (7). – С. 106–110.
19. Рябинина, М.И., Рябинина Н.В. Национально-культурная специфика фразеологизмов с компонентами «дерево»: название дерева в русском, английском и немецком языках [Текст] / М.И. Рябинина, Н.В. Рябинина. – Хабаровск: Издательство Тихоокеанского государственного университета, 2014. – 137 с.
20. Телия, В.Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты [Текст] / В.Н. Телия. – М.: Школа «Языки русской литературы», 1996. – 288 с.
21. Телия, В.Н. Семантика идиом в функционально-параметрическом отображении [Текст] / В.Н. Телия // Фразеография в Машинном фонде русского языка. Сборник статей. – М.: Наука, 1990. – С. 40–43.
22. Трафименкова, Т.А. Фразеологизмы и устойчивые сравнения с компонентом-фитонимом как средство аксиологической характеристики человека [Текст] / Т.А. Трафименкова // Известия Смоленского государственного университета. – 2001. – № 2. – С. 218–227.
23. Федоров, А.И. Фразеологический словарь русского литературного языка [Текст] / А.И. Федоров. – М.: АСТ, 2001. – 721 с.
24. Черемисина, Н.В. Языковые картины мира и их семантическое взаимодействие в художественном тексте [Текст] Н.В. Черемисина // Материалы международной научно-практической конференции «Человек. Язык. Искусство». – М.: Московский государственный педагогический университет, 2002. – С. 12–24.
25. Хайруллина, Р.Х. Картина мира во фразеологии: от мировидения к миропониманию [Текст] / Р.Х. Хайруллина. – Уфа: Издательство Бурятского государственного педагогического университета, 2000. – 285 с.
26. Шаймарданова, Г.М. Этнокультурная семантика фразеологизмов с названиями растений в русской башкирской языковой картине мира [Текст] / Г.М. Шаймарданова // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. – 2019. – № 2. – С. 134–137.