Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Работа в рыночной экономике требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффек-тивных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы и т.д.
Собственникам предприятия не безразлично, с какими затратами был получен финансовый результат, другими словами, насколько эффек-тивно организация использует тот капитал, который ей удалось мобилизо-вать на осуществление своей уставной деятельности. Оценить эффектив-ность деятельности организации можно на основе анализа абсолютных и относительных показателей, характеризующих финансовые результаты организации.
Показатели результативности являются важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий. Они характе-ризуют степень его деловой активности и финансового благополучия. По уровню финансового результата определяются уровень отдачи авансиро-ванных средств и доходность вложений в активы данного предприятия. Значение финансового результата и результативности предприятия в ры-ночной экономике во многом носит вероятностный характер, так как опре-деляется состоянием рыночной конъюнктурой, динамикой цен и затрат предприятия.
Сложности определения финансового результата и результативности организации заключается в многообразии факторов, влияющих на резуль-тат производственного процесса, существенной зависимости его как от внешних, так и от внутренних факторов. Производственный процесс пред-ставляет собой сложную вероятностную систему с динамичным характе-ром развития, ориентированным на получение максимального дохода – прибыли.
Исходя из вышеизложенного, управление результативностью опера-ционной деятельностью организации является актуальным для развития рыночных отношений и повышения эффективности данной сферы деятель-ности.
Объектом исследования представленной работы является предприя-тие ООО «Мурманский Центр Управления Недвижимостью», осуществля-ющее производственно-коммерческую деятельность в области коммерче-ской недвижимости.
Предметом представленной работы является эффективность осу-ществления основной операционной деятельности и экономические отно-шения по поводу формирования финансового результата на предприятии.
Цель представленной работы - на основе анализа показателей ре-зультативности вскрыть основные факторы, определяющие динамику ее изменения и предложить мероприятия, направленные на повышение ре-зультативности организации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть сущность, цели и задачи управления эффективно-стью деятельности предприятия;
рассчитать систему показателей для оценки результативности управления активами организации;
выполнить анализ результативности деятельности организации, факторный анализ финансового результата;
предложить мероприятия, обеспечивающие повышение резуль-тативности организации на основе оптимизации управления.
Информационную базу исследования составляют данные бухгалтер-ской и финансовой отчетности предприятия, информация из открытых пе-риодических изданий, отраслевые отчеты, монографии и учебники отече-ственных и зарубежных специалистов в области финансов.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТА ФИНАНСОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ПЛАНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА
1.1 Финансовые показатели и их влияние на планирование финансов организации
Эффективность производства представляет собой комплексное отра-жение конечных результатов использования всех ресурсов производства за определенный промежуток времени.
Эффективность производства характеризует повышение производи-тельности труда, наиболее полное использование производственных мощ-ностей, сырьевых и материальных ресурсов, достижение наибольших ре-зультатов при наименьших затратах [4, с.15].
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль пред-приятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерче-ская деятельность на финансовых и валютных биржах и т. д.).
Убыточность предприятия - финансовое состояние хозяйственной де-ятельности предприятия, характеризуемое тем, что в течение определенно-го времени денежные поступления не компенсируют расходы, не образует-ся прибыль, увеличивается убыток.
Система показателей финансовых результатов предприятия предна-значена для законченной денежной оценки различных сторон финансовой, производственной, снабженческой и сбытовой деятельности предприятия.
Рентабельность и прибыль, относящиеся к основным показателям финансовых результатов дают характеристику эффективности хозяйство-вания организации. Главную роль среди них играют показатели прибыли. В современных рыночных условиях прибыль является основой экономи-ческого развития предприятия. Увеличение прибыли строит базу для фи-нансового само обеспечения, своевременного удовлетворения материаль-ных и социальных потребностей персонала предприятия, реновации и вос-производства основных фондов. Именно за счет прибыли предприятие ис-полняет свои обязанности перед бюджетами различных уровней, коммер-ческими банками и контрагентами. Из этого следует, что показатели при-были имеют первоочередное значение для оценки финансовой и производ-ственной сторон деятельности предприятий.
Прибыль характеризует уровень финансового благополучия и сте-пень деловой активности предприятия. Уровень эффективности отдачи авансированных средств и доходность вложений в активы зависит также от величины прибыли данного предприятия.
Величина прибыли и уровень рентабельности зависят от производ-ственной, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, т.е. эти по-казатели характеризуют все стороны хозяйствования [8, с.154].
Конечный финансовый результат деятельности предприятий является предметом исследования многих авторов. Их понимание сущности этого понятия далеко неоднозначно.
Так, например, Козлова Е.П., Парашутин Н.В. считают, что сводным показателем, характеризующим финансовый результат деятельности пред-приятия, является балансовая (валовая) прибыль или убыток [15, с.184].
Камышанов П.И. считает, что конечный финансовый результат дея-тельности предприятия выражается в показателе прибыли и убытка [19, с.39].
Литвиненко М.И. считает, что в нормативных документах, регули-рующих налогообложение, прибыль отождествляется с доходом [21, с.68]. Она пишет, что это не одно и то же. Ведь доход трактуется как поток де-нежных средств, поступающих в резерв государства, предприятия или от-дельного лица в процессе распределения национального дохода.
Доход в узком смысле можно рассматривать как синоним любой из его форм (прибыль, рента, заработная плата и процент). В широком смыс-ле понятие доход охватывает все денежные средства, в различных формах поступающие в распоряжение предприятия.
Учение А. Смита стало основой дальнейших разработок теоретиче-ских положений и практического использования глобального результата деятельности институционных единиц за определенный промежуток вре-мени. Исходя из этой предпосылки, глобальный финансовый результат может быть определен как разность разностей стоимости имущества на ко-нец периода и постоянно сохраняемым в неприкосновенности капиталом и стоимости имущества на начало периода и постоянно сохраняемым в неприкосновенности капиталом.
Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности организации получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщенно эти показатели представлены в отчете о финансовых результатах (ф. № 2 го-дового и квартального бухгалтерского отчета организации).
Для наиболее точной характеристики финансовых результатов дея-тельности предприятия используются следующие показатели прибыли:
валовая прибыль, представляющая собой разность между сум-мой выручки от основного вида деятельности предприятия и производ-ственной себестоимостью реализованной продукции;
прибыль от продаж продукции, работ, оказания услуг, пред-ставляющая собой разность между уровнем валовой прибыли предприя-тия и расходами, связанными с реализацией (управленческими и коммер-ческими расходами);
прибыль до налогообложения, включающая в себя финансовый результат прибыли от продаж, а также разницу между прочими внереали-зационными доходами и расходами, в том числе от финансовой деятельно-сти (если таковая не является основным видом деятельности предприятия);
чистая прибыль, представляющая собой часть финансового ре-зультата деятельности предприятия до налогообложения после уплаты налогов на доход либо прибыль;
капитализированная прибыль, представляющая собой опреде-ленную часть чистой прибыли предприятия, распределенную и направ-ленную на увеличение стоимости активов (пополнение основных фондов либо оборотных активов предприятия);
потребляемая прибыль, представляющая собой определенную часть чистой прибыли, направляемую на выплату дивидендов собственни-ков, создание фондов, социальные программы.
Управление результативностью представляет собой систему принци-пов и методов разработки и реализации управленческих решений по всем основным аспектам формирования, распределения и использования фи-нансового результата на предприятии.
Главной целью управления результативностью является обеспечение максимизации рыночной стоимости компании или повышение финансового и материального благополучия собственников компании как в текущий момент времени, так и в перспективе. Управление эффективностью и ре-зультативностью деятельности предприятия направлено на совмещение материальных и финансовых интересов собственников бизнеса с интереса-ми государства и работников предприятия.
Следовательно, исходя из вышеназванной цели и для достижения ее, система управления эффективностью деятельности предприятия способна к решению следующих задач.
обеспечение максимального уровня формируемой прибыли, соответствующего ресурсному потенциалу предприятия и рыночной конъюнктуре. Эта задача реализуется путем оптимизации состава ресурсов предприятия и обеспечения их эффективного использования;
обеспечение оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска. Между этими двумя показателями существует прямо пропорциональная связь: чем выше уро-вень рыночного риска – тем выше размер прогнозного уровня прибыли;
обеспечение высокого качества формируемой прибыли. В про-цессе формирования прибыли предприятия должны быть в первую оче-редь реализованы резервы ее роста за счет операционной деятельности и реального инвестирования, обеспечивающих основу перспективного раз-вития предприятия;
обеспечение выплаты необходимого уровня дохода на инве-стированный капитал собственникам предприятия. Этот уровень при успешной деятельности предприятия должен быть не ниже средней нормы доходности на рынке капитала, при необходимости возмещать повышен-ный предпринимательский риск, связанный со спецификой деятельности предприятия, а также инфляционные потери;
обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприя-тия в предстоящем периоде. Так как прибыль является основным внутрен-ним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, ее размер определяет потенциальную возможность создания фондов произ-водственного развития, резервного и других специальных фондов, обеспе-чивающих предстоящее развитие предприятия. При этом в самофинанси-ровании развития предприятия прибыли должна отводиться главенствую-щая роль.
обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости предприятия. Эта задача призвана обеспечивать максимизацию благосо-стояния собственников в перспективном периоде;
обеспечение эффективности программ участия персонала в прибыли. Программы участия персонала в прибыли, призванные гармо-низировать интересы собственников предприятия и его наемных работни-ков, должны с одной стороны эффективно стимулировать трудовой вклад этих работников формировании прибыли, а с другой стороны - обеспечи-вать достаточно приемлемый уровень их социальной защиты, которую государство в современных условиях полностью обеспечить не в состоя-нии.
1.2 Информационное обеспечение анализа финансового состояния предприятия.
Для оценка состояния предприятия используется комплексный эко-номический и финансовый анализ.
Комплексная оценка включает в себя анализ экономической, соци-альной и трудовой составляющей. Экономический анализ представляет собой финансовый анализ, выраженный посредством совокупности пока-зателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов.
С точки зрения различных групп пользователей информацию под-разделяют на различные цели финансового анализа. Можно выделить внешних и внутренних пользователей финансового анализа. К внутренним пользователям финансовой информации относятся:
топ-менеджеры;
собственники компании;
экономисты и бухгалтеры;
сотрудники компании.
К внешним пользователям можно отнести:
инвесторы;
кредиторы;
налоговые органы;
контролирующие органы;
конкуренты;
поставщики и покупатели.
Ключевые показатели, которые нужно рассчитывать при проведении анализа финансового состояния, представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Этапы анализа финансового состояния предприятия
Понятие комплексной оценки, по нашему мнению, включает в себя все выше перечисленные составляющие. Комплексная оценка предприятия подразумевает совокупный анализ внутренней среды и анализ внешней среды функционирования предприятия. Анализ внутренней среды органи-зации предполагает выявление степени эффективного использования нахо-дящихся в распоряжении компании ресурсов.
Фрагмент для ознакомления
3
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. – М. : Приор, 2001. – 32 с.
2. ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчётность организации» утверждено приказом Министерства финансов РФ от 06.07.99 №43н.
3. Устав ООО «Мурманский Центр Управления Недвижимостью»
УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
4. Алексеева А.И. Комплексный экономический анализ хозяй-ственной деятельности/ А.И. Алексеева. – Москва: КноРус, 2012. – С. 184.
5. Афанасьев М.П., Маркетинг: стратегия и тактика развития фирмы: учеб. пособие / М.П. Афанасьев. – М.: Издательский центр «Кни-га»; 2010. – 304 с.
6. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Финансы и статистика.– М.: ЮНИТИ, 2019. – 653с.
7. Балакова М.И. Экономический анализ. – М.: Финансы и стати-стика, 2019. – 135с.
8. Волкова О.И. Экономика предприятия. – М.: Инфра, 2018. – 581-585с.
9. Гиляровская Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяй-ственной деятельности. – М.: Проспект, 2019. – 265-289с.
10. Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовой-това Е.В. Аудит: учебное пособие. - М.: ИПК ФБК-Пресс, 2019. – 89-97с.
11. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетно-сти: Учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дело и сервис. 2013. 368 с.
12. Жарылгасова Б.Т., Суглобов Л.Е. Анализ финансовой отчетно-сти. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 200-224с.
13. Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Инфра-М, 2019.- 164-193с
14. Канке А. А., Кошевая И. П. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Инфра-М, 2019. – 288с.
15. Кислов Д.В. Как читать баланс? - М.: ГроссМедиа, 2019.
16. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Вы-бор инвестиций. Анализ отчетности [Текст] / В. В. Ковалев. - 2-е изд., пе-рераб., и доп. -М.: Финансы и статистика, 2010. - 512с
17. Когденко В.Г. Экономический анализ. – М.: ЮНИТИ, 2018. – 155-159
18. Козлова Е.П. Бухгалтерский учет в организациях. - М.: Финан-сы и статистика,2019. – 720-712с.
19. Мельник М.В. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности. –М.: Экономистъ, 2018. – 202-208с.
20. Миллер Н.Н. Финансовый анализ в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2019. – 82-100с.
21. Омае К. Мышление стратега: Искусство бизнеса по-японски. Пер. с англ. – 2-е изд.- М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
22. Основы бизнес – анализа: учебное пособие. / под ред. В.И. Ба-риленко. М.: КНОРУС, 2014.
23. Пожидаева Т.А., Щербакова Н.Ф., Коробейникова Л.С. Прак-тикум по анализу финансовой отчётности: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2013 – 162-178с.
24. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. – М.: Ин-фра-М, 2018. – 223-226с.
25. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности организа-ции – М.: Инфра-М, 2014
26. Титов.С.А. Управление проектами. М.: Негосударственное об-разовательное учреждение высшего образования Московский технологи-ческий институт, 2018. С.104
27. Управленческий анализ / под общ. ред. Н.А. Никифоровой – М.: Издательство Юрайт, 2013. – 402 с.
28. Човушан Э.О., Сидоров М.А. Управление риском и устойчивое развитие. М.: РЭА, 2009. – 412 с.
29. Чуев И.Н, Чуева Л.Н. Комплексный экономический анализ хо-зяйственной деятельности. 3-е изд. М.: Дашков и К. – 2014. – 384 с.
30. Шадрина Г.В. Экономический анализ. Теория и практика. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 515 с.
31. Экономика предприятия : учебник / М.А.Морозов, Н.С.Морозова, Г.А. Карпова, Л.В.Хорева. - М. : Федеральное агентство по туризму, 2014. - 412 с.
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
32. Арбатская Е.А. Подходы к оценке конкурентоспособности предприятия / Е.А. Арбатская, Известия ИГЭА. – 2012. - №1 – с. 118 – 121.
33. Афанасьев А.А. Эффективность стратегического управления предприятий по новым формам организации производства // Микроэко-номика. - 2012. – N 6. - C.76-80.
34. Баланс результативности и экономичности в динамическом нормативе / Н.Н. Погостинская [и др.] // Экономика. Бизнес. Банки. 2014. № 1 (6). С. 72–87.
35. Жуков В.Н. Задачи учета производственных запа-сов//Бухгалтерский учет. – 2013. - № 9.
36. Залезник А. Менеджеры и лидеры: есть ли разница? [Статья] // Классика "Harvard Business Review". - Москва : "Юнайтед Пресс", 2009 r.. - 2-е изд.
37. Калужский М.Л. Закономерности институционализации элек-тронной коммерции // Информ. ресурсы России. - 2013. - N 5. - С.19-24.
38. Тридед А. Н. Принципы и подходы к управлению доходами предприятия // Бизнес информ. 2012. № 9. С. 8-17.
ИНТЕРНЕТ-ИСТОЧНИКИ
39. Официальный сайт ООО «Мурманский Центр Управления Не-движимостью»- [Электронный ресурс] – Режим доступа https://mcun.ru/contacts/ (дата обращения 09.05.2021)