Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о том, как должна развиваться Россия стоял всегда. Он появился давно и существует поныне. Каким образом должна реализовать себя многонациональная современная Русь? Существует много вариаций ответа на этот вопрос, причем от совершенно разных слоёв населения, где-то они схожи, где-то различны, но всё равно они есть. Не смотря на политизированность российского общества дискуссии не умолкают.
Тема курсового исследования «Русское старообрядчество в период правления Николая I: анализ современной историографии проблемы».
Если грубо объединить все теории по характерным чертам, то образуются три яркие группы на корню с противоположенными мнениями. Первая группа грезит о воссоздании Советского Союза, только уже на территории РФ. Второй лагерь сравнивает Россию с другими странами, в основном западными. Они делают это в поисках положительного исторического опыта и примера для подражания и реализации. Как говориться: «Зачем изобретать велосипед?» Вторая же группа полагает, что зарубежный вектор развития ядовит и пагубен для России, что сама система мировоззрения и мироощущения российского человека не примет такую модель поведения. Они верят в самобытный, исключительный путь России, непохожий ни на какой другой.
Как и почти 200 лет назад, так и сейчас, взгляды на эту проблему не сильно поменялись, снова вырисовываются западники и славянофилы, теперь уже с другими концепциями, но с той же сутью идей XIX века.
Андрей Окара утверждает, что классификация социальной мысли XIX века на три группы: западников, славянофилов и консерваторов – также хорошо вписывается в реалии политической и социальной ситуации в современной России. По его словам, примерами современных славянофилов являются Коммунистическая партия Российской Федерации, Дмитрий Рогозин и Сергей Глазьев.
Актуальность работы в том, чтобы показать какое значение данное движение имело в свое время, какие его идеи находят свой отзвук в настоящем
Анализ этого поля литературы показал, что тема глубоко исследовалась как отечественными, так и зарубежными авторами. В то же время, необходимо признать, что круг точек зрения, порой противоречащих друг другу, слишком широк и единого мнения по данному вопросу не выработано. С одной стороны это затрудняет дальнейший анализ источников в контексте избранной темы, с другой – делает его еще более актуальным.
На высокую степень востребованности и интерес к теме указывает высокая степень цитирования современным искусством сюжета, и множество новых интерпретаций. Это различные фильмы, на данную тематику и исторические программы.
Объект исследования – общественно-политическое православное движение в России XIX в.
Предмет исследования – общественное сознание России в XIX веке.
Хронологические рамки исследования – принято считать, что идейно славянофильство складывается к 1839г., когда А.С. Хомяков и И.В. Киреевский выступили с двумя программными статьями, в которых излагалась славянофильская доктрина. Конечные рамки – конец 1870-х гг., когда славянофилы приняло активное участие в поддержке славянского единства в годы русско-турецкой войны 1877-78 гг.
Цель работы – рассмотреть влияние идеологии старообрядцев на русскую общественно-политическую православную мысль в аспекте понимания ими исторического места и образа России.
В связи с поставленной целью необходимо выполнить следующие задачи:
• проанализировать идеи «Великого раскола»; русского старообрядчества
• изучить представления идеологии старообрядчества об историческом своеобразии России;
• рассмотреть особенности русского старообрядчества в период правления Николая I.
Исходя из поставленных хронологических рамок, очевидно, что при анализе эпохи мы будем опираться на общую историографию периода и биографические исследования временного периода.
С этой целью были использованы следующие приемы и методы изучения материала: исторический, формальный, образно-стилистический, сравнительный, культурно-антропологический, социокультурный, источниковедческий, классификации, типологии и систематизации. Аналитический метод был использован при анализе литературы и общих тенденций и гуманистических взглядов культуры, сравнительный – сравнения культуры и временных эпох.
Научная новизна в работе на основе доступных источников и литературы, делается попытка по-новому подойти к рассмотрению идей общественного политического православного сознания России в XIX веке.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы можно использовать в школьном курсе преподавания истории в вузе на практических занятиях в рамках изучения дисциплины «История России XIX в.», спецкурсах, посвященных общественно-политическому движению в России XIX в.
Структура дипломной работы: работа состоит из введения, одной главы, разделенной на параграфы, заключения, списка использованных источников и литературы.
ГЛАВА 1. РУССКОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ НИКОЛАЯ I
1.1.Русское старообрядчество
Старообрядцы — это неоднородное религиозное течение внутри Русской православной церкви. Оно возникло в середине XVII века, после того как московский патриарх Никон (1605–1681) провел реформу Церкви (о ней — ниже). Старообрядцы делятся на поповцев и беспоповцев. Поповцы считают, что совершать таинства и проводить обряды может только духовенство .
При этом епископов, которые имели право рукополагать священников, у старообрядцев не было. Поэтому вплоть до середины XIX века у поповцев служили беглые православные священники из официальной Церкви, несо-гласные с никоновскими реформами. Все изменилось в 1846 году, когда в старообрядчество перешел греческий митрополит Амвросий: он рукопо-ложил нескольких священников и основал старообрядческую иерархию . Так появилась Русская православная старообрядческая церковь (РПСЦ). Впрочем, некоторые поповцы не признали иерархию, учрежденную Амвросием, и уже в советское время, в 1923 году, организовались в Русскую древлеправославную церковь (РДЦ).[5]
Беспоповцы считают, что официальное священство лишено божественной благодати, поэтому необходимости в нем нет. Среди них существует множество направлений: поморское и часовенное согласия, федосеевцы, филипповцы, каменщики, кержаки, новоспасовцы, нетовцы и прочие. В XVII–XIX веках самым многочисленным и влиятельным направлением были федосеевцы. Они придерживались безбрачия, считали, что царство Антихриста уже наступило, и, в отличие от других православных, не молились за царя. Схожие взгляды были у филипповцев, которые еще и проповедовали самосожжение ради спасения души. Самыми радикальными беспоповцами были нетовцы. Они верили, что только Иисус Христос знает, кто и как спасется, а от человека практически ничего не зависит. Поэтому у них не было ни храмов, ни обрядов (даже похоронного), только таинство крещения.
Это был политический ход: патриарх Никон действовал от имени царя Алексея Михайловича. [5]
Никон родился в Нижегородской области. Прежде чем стать патриархом, он служил священником, женился и создал семью. Но когда его дети умерли, от горя он поступил в монастырь, где впоследствии стал настоятелем. По обычаю новоназначенных игуменов приводили к царю, чтобы они падали ниц перед ним, что Никон и сделал. Ему удалось произвести хорошее впечатление на тогдашнего правителя России Алексея Михайловича, второго царя из династии Романовых. Желая, чтобы Никон был ближе, царь назначил его на высокий пост в монастыре в Москве.
Алексей Михайлович даже принял Никона в круг так называемых «ревнителей благочестия», которые называли себя «боголюбцами». Их целью было поднять уровень нравственности, как среди духовенства, так и среди простых людей. Кружок проводил регулярные встречи, Никон часто общался с царем.
В 1652 году, после смерти патриарха Иосифа, Алексей Михайлович предложил Никона своим преемником. Заручившись обещанием царя не вмешиваться в дела церкви, Никон приступил к реформам
В 1653 году Русь присоединила себе Левобережную Украину, на территории которой действовал греческий обряд, распространенный также на Балканах и Ближнем Востоке. Русский обряд отличался от греческого. Например, иначе писалось имя Христа — Исус, а не Иисус, крестились двумя пальцами, а не тремя, и так далее.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Антонов В.В., Кобак А.В. Святыни Санкт-Петербурга. Энциклопедия христианских храмов. — Санкт-Петербург: Лики России, Спас, 2010.
2. Бондарев В. Верен до смерти. Подвиг святителя Павла коломенского // Церковь: Издание РПСЦ / Ред. Антонов А.В. – 2002. – № 4-5. – С. 49-50
3. Боченков В.В. Владимир Карлович: к вопросу об изучении апологетического и эпистолярного наследия // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 12 / Ред. Осипов В.И. – М.: Музей истории и культуры старообрядчества, 2007. – С. 34-44
4. Брянцев М.В. Концепция труда в расколе // Старообрядчество как историко-культурный феномен: Материалы МНПК. – Гомель: Изд-во ГГУ, 2003. – С. 33-35.
5. Варакин Д.С. Рассмотрение примеров, приводимых в защиту реформ бывшего патриарха Никона / Староверие в документах [б/м, б/г] URL:http://starajavera.narod.ru/varakin.html (дата обращения 19.09.13).
6. Витушкин К.В. Раскол в России и сущность старообрядчества // Староверы Верхневолжья: прошлое, настоящее, будущее / Ред. И.В. Поздеева. – М., 2004. – С. 13-15
7. Дугин А.Г. Никола Клюев – пророк секретной России / Радио Духовный Антихрист [б/м, б/г] URL:http://staroverie.ru/finis15.shtml (дата обращения 19.09.13).
8. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. – М.: Директ-Медиа, 2014 // ЭБС «Университетская библиотека онлайн».
9. Зеньковский С.А. Русское старообрядчество. В 2-х тт. / Ред. Нехотин В.В. – М.: Институт ДИ-ДИК, Квадрига, 2009.
10. . Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 1-2. – М.: Изд-во Сретенского м-ря, 2009 // ЭБС «Университетская библиотека онлайн»
11. Кауркин Р. В. и др. Русское старообрядчество: светское и церковное законодательство XVII–XVIII века. – СПб.: Алетейя, 2012 // ЭБС «Университетская библиотека онлайн»
12. Кириллов И.А. Правда старой веры. – Барнаул: Изд-во Фонда поддержки строительства храма Покрова Пресвятыя Богородицы РПСЦ, 2008
13. Кириченко Е.И. Старообрядческие храмы, построенные по проектам И.Е.Бондаренко в Москве // Academia. Архитектура и строительство. — Москва. — 2019. — № 1.
14. Кокунин И.М. Всякое ли нарушение правил Церкви есть ересь? Доклад на Втором Всероссийском Соборе Древлеправославной Поморской Церкви (Москва,1912 г.). – М.: Изд-во Братства ревнителей Древлеправославия во имя Киприана Карфагенского; Третий Рим, 2000.
15. Крахмальников А. П. Сочинения староверов белокриницкого согласия (1846–62 гг.). – М.: Индрик, 2012
16. Кублицкий А.Г. Старообрядчество в борьбе за независимость // Старообрядчество как историко-культурный феномен: Материалы МНПК. – Гомель: Изд-во ГГУ, 2003. – С. 136-139.
17. Кожурин К.Я. К 125-летию закона 1883 года о старообрядцах
18. Самарское староверие [Самара, 2013] URL: http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/136-1-0-1254 (дата обращения 19.09.13)
19. Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви. – Барнаул: Изд-во Фонда поддержки строительства храма Покрова Пресвятыя Богородицы РПСЦ, Лествица, 2006.
20. Мосин А. Г. Род Демидовых. – Екатеринбург: Сократ, 2012.
21. Погасий А.К. Роль православных леворадикальных движений в церковных расколах 20-х гг. XX в. // Религиоведение. – 2012. – № 1. – С. 47-55
22. Починская И. В., Мангилев П. И., Ануфриева Н. В. Рукописные и старопечатные книги кириллической традиции: изучение, описание, хранение: учебное пособие. – Екатеринбург: УрФУ, 2010.
23. Перекрёстов Р.И. Из истории взаимоотношений старообрядцев с кружком А.И. Герцена // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 14 / Ред. Осипов В.И. – М.: Музей истории и культуры старообрядчества, 2012. – С. 28-34.
24. Рябушинский В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство // Рябушинский В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство / Сост. Нехотин В.В., Гринберг М.Л. – М.: Мосты культуры, 2010. – С. 31-196.
25. Рябушинский В.П. Русская икона // Рябушинский В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство / Сост. Нехотин В.В., Гринберг М.Л. – М.: Мосты культуры, 2010. – С. 217-350.
26. Соколов А. Н. Православная Церковь и старообрядчество / Митрофорный прот. Александр Соколов. – Нижний Новгород: Кварц, 2012.
27. Соловьёв К.А. Общественно-политические взгляды и деятельность В.И. Кельсиева (1835-1872): Автореф. … канд. ист. наук. – М.: РГГУ, 2010.
28. Старообрядчество в России (XVII–XX век): Сборник научных трудов. – М.: Языки русской культуры, 2010 // ЭБС «Университетская библиотека онлайн».
29. Товбин К.М. Староверие как «контрсекулярный проект» // Религиоведение. – 2006. – № 3. – С. 40-56.
30. Урушев Д.А. Пастырь добрый // Общий Дом / Ред. Бармин М.Г. – 2006. – Вып. 7. – С. 10-13.
31. Урушев Д.А. Странные люди и холодный исследователь / Самарское староверие [Самара, 2013] URL: http://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/77-1-0-1609 (дата обращения 19.09.13).
32. Хомяков А.С. О старом и новом // Русская идея: Сборник произведений русских мыслителей. - М., 2002
33. Шашков А. Т. Избранные труды. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета (УрФУ), 2013.