Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Изданный в Лондоне в 1981 году справочник «Джаз в кино» упоминает 3724 фильма, в которых звучит джаз . Это игровые ленты, короткометражки, документальные, мультипликационные и телевизионные фильмы. Совершенно очевидно, что в течение прошедших с момента издания справочника десятков лет, количество такой продукции значительно увеличилось.
Джаз и кино – различные области творчества, но их объединяет многое. Оба появились на свет примерно в одно и то же время, так что мы вполне можем считать их ровесниками. Правда, первый киносеанс братья Люмьеры провели в 1895 году, в то время как точкой отсчета джазовой хронологии принято считать 1917 год, когда «OriginalDixielandJazzBand» записал первую джазовую пластинку. Кстати, тогда слово jazz писалось по-другому – jass .
К началу двадцатых джаз уже был музыкальным символом нового века (в искусстве началом ХХ века принято считать окончание Первой мировой войны), и этот факт американские кинематографисты обойти вниманием никак не могли. Джазовым духом проникнуто большинство культовых кинолент того времени: «JazzMonkey» (1919), «GirlWithTheJazzHeart» (1920), «ChildrenOfJazz» (1923) и др.
Казалось, что появление на свет звукового кино должно было окончательно похоронить «великого немого», однако этого не произошло. В последние годы «немые» фильмы снова стали актуальной темой для джазовых исполнителей, среди которых доминируют джаз-модернисты.
И все же, наиболее полноценное и плодотворное сотрудничество кино и джаза началось в эпоху звуковых фильмов. Первая премьера такой ленты состоялась 6 октября 1927 года. Символично, что это был музыкальный фильм, который назывался –«TheJazzSinger». Кстати, главную роль в этом фильме сыграл выходец из Прибалтики Эл Джольсон. Несколькими годами позже режиссер ДэдлиМерфи представил публике два фильма, где впервые в главных ролях были заняты знаменитые джазовые музыканты: в киноленте «St. LouisBlues» царила Бесси Смит, а в «BlackAndTan» заправлял ДюкЭллингтон со своим оркестром.
Актуальность данной работы состоит в том, что без джаз, как и кино представляют собой весомые пласты культуры, причем мировой культуры. И разбираться в данных явлениях должен каждый, не только повышая уровень своей эрудиции, но становясь духовно богаче. Тем более, что джаз оказал на кинематограф колоссальное влияние.
Цель работы: исследовать вопрос джаза и джазмэнов в киноискусстве, проанализировать влияние джаза на кинематограф.
Глава 1. Джаз - музыка, ставшая классикой и покорившая весь мир
1.1 Джаз – направление в музыке
История джаза началась в конце XIX века в США. Вообще, это музыкальное течение представляет собой синтез африканской и европейской культур, а его характерной чертой является импровизация. Стилей в джазе множество, за все годы своего существования он постоянно трансформировался, совершенствовался и, конечно, находил свое воплощение в различных формах искусства — и в литературе, и, разумеется, в кино.
В России джаз начал распространяться в начале 20-х годов XX века. В 1922 году поэт, переводчик и танцор Валентин Парнах, вернувшись из Парижа, устроил концерт Первого республиканского джаз-банда. Разумеется, советские музыканты мало были тогда осведомлены, что такое джаз и как его играть, но, поскольку в джазе немаловажную роль играет импровизация, они справились со своей задачей неплохо. Предварительно послушали граммофонные записи американских музыкантов и на их основе создали что-то свое. И очень заинтересовали театрального реформатора Всеволода Мейерхольда, который пригласил «джаз-банду» участвовать в своих спектаклях .
Эти авангардные выступления не прошли мимо знаменитых писателей-острословов Ильфа и Петрова, и они вывели их в качестве эпизодических персонажей в своих «Двенадцати стульях». Помните вооруженных «саксофонами, флексатонами, пивными бутылками и кружками Эсмарха» Галкина, Палкина, Малкина, Чалкина и Залкинда, которые увлеченно «творили звук» в экспериментальной «Женитьбе», которую были вынуждены неоднократно посмотреть охотящиеся за бриллиантами Киса Воробьянинов и Остап Бендер?
Джаз – уникальное явление в мировой музыкальной культуре. Эта многогранная форма искусства зародилась на сломе веков (XIX и ХХ) в США. Музыка в стиле джаз стала детищем культур Европы и Африки, своеобразным сплавом тенденций и форм из двух регионов мира. Впоследствии джаз вышел за пределы США и стал популярен практически повсеместно. Свою основу эта музыка берет в африканских народных песнях, ритмах и стилях. В истории развития данного направления джаза известно множество форм и видов, которые появлялись по мере освоения новых моделей ритмов и гармоник.
Синтез двух музыкальных культур сделал джаз кардинально новым явлением в мировом искусстве. Конкретными чертами этой новой музыки стали:
- Синкопированные ритмы, порождающие полиритмию.
- Ритмичная пульсация музыки – бит.
- Комплекс отклонения от бита – свинг.
- Постоянная импровизация в композициях.
- Богатство гармоник, ритмов и тембров .
Основой джаза, особенно на первых этапах развития, стала импровизация в сочетании с продуманной формой (при этом форма композиции не обязательно была где-то зафиксирована). А от африканской музыки этот новый стиль взял следующие характерные черты:
- Понимание каждого инструмента в качестве ударного.
- Популярные разговорные интонации при исполнении композиций.
- Аналогичное подражание разговору при игре на инструментах .
В целом же все направления джаза отличаются собственными локальными особенностями, поэтому и рассматривать их логично в разрезе исторического развития.
Возникновения джаза, регтайм (1880—1910-е)
Считается, что джаз возник в среде чернокожих рабов, привезенных из Африки в Соединенные Штаты Америки еще в XVIII веке. Так как плененные африканцы не были представлены единым племенем, им приходилось искать общий язык с сородичами в Новом Свете. Подобная консолидация привела к появлению унифицированной африканской культуры в Америке, включившей в себя и музыкальную культуру.
Лишь в 1880—1890-х годах в результате появилась первая джазовая музыка. Этот стиль был вызван мировым спросом на популярную танцевальную музыку. Так как африканское музыкальное искусство изобиловало подобными ритмичными танцами, именно на его основе зародилось новое направление. Тысячи американцев среднего класса, не имевшие возможности освоить аристократические классические танцы, начали танцевать под пианино в стиле регтайм. Регтайм привнес в музыку несколько будущих базисов джаза. Так, главный представитель этого стиля Скотт Джоплин, является автором элемента «3 против 4» (перекрестное звучание ритмических схем с 3 и 4 единицами соответственно) .
Новый Орлеан (1910—1920-е)
Классический джаз появился в начале ХХ века в южных штатах Америки, а конкретно – в Новом Орлеане (что логично, ведь именно на юге была распространена работорговля).
Здесь играли оркестры африканцев и креольцев, творящие свою музыку под влиянием регтайма, блюза и песен чернокожих рабочих. После появления в городе множества музыкальных инструментов от военных оркестров стали возникать и любительские коллективы.
Самоучкой был и легендарный новоорлеанский музыкант, создатель собственного оркестра, Кинг Оливер. Важной датой в истории джаза стало 26 февраля 1917 года, когда оркестр «OriginalDixielandJazzBand» выпустил первую собственную граммофонную пластинку. В Новом Орлеане были заложены и основные черты стиля: бит ударных инструментов, мастерское соло, вокальная импровизация слогами – скэт .
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. http://guitarprofi.ru/stili-muzuki-i-gruppi/stili-muzuki/jazz.html
2. http://jazzquad.ru/index.pl?act=PRODUCT&id=459
3. http://kino.tricolor.tv/news/all-that-jazz/
4. http://s30421808267.mirtesen.ru/blog/43854642888/10-Luchshih-dzhazovyih-muzyikantov
5. https://24tv.ua/ru/jazzmuzyka_svobodnyh_tag5515
6. https://kudago.com/all/list/7-filmov-o-dzhaze-i-dzhazovyh-muzykantah/
7. Артемьев Р.Л. Джаз. – Киев, 2004
8. Барбан Е. Джазовые портреты. СПб: Изд-во «Композитор. Санкт-Петербург», 2006.- 304 с.
9. Бородина, Г.В. История джаза: основные стили и выдающиеся исполнители / ред.: Г.Д. Сахаров, Г.В. Бородина. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014 - 350 с.
10. Верменич Ю. Джаз: История. Стили. Мастера. -- СПб.: Лань; Планета музыки, 2007 - 606 с.
11. Верменич, Ю. Т. И весь этот джаз. - Воронеж: Инфа, 2002. - 376 с.
12. Джаз-банд и современная музыка. Сборник статей // Под ред. С. Гинзбурга. – Спб, 1996
13. Зайцев Г.Б. История джаза. Учебное пособие. – Екатеринбург. Изд-во Уральского ун-та. – 2001
14. Кинус Ю.Г. Джаз . Ростов-на-/Д:Феникс, 2008. - 188 с.
15. Коллиер Дж. Л. Становление джаза. Популярный исторический очерк. – М.: 1999
16. Коллиер Дж. Становление джаза. Популярный исторический очерк - М.: Радуга, 1984. - 389 с.
17. Конен В. Рождение джаза. М.: Советский композитор, 1984. - 312 с.
18. Овчинников Е. История джаза. Учебник : В 2-х вып. Вып. 1. М.: Музыка, 1994. – 240 с.
19. Овчинников Е. От классического джаза к свингу. -- М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1987. - 64 с.
20. Овчинников Е. Традиционный джаз. М.: ГМПИ им. Гнесиных, 1986. – 40 с.
21. Панасье Ю. История подлинного джаза. – 2-е изд., – Л.: Музыка, 1979. – 128 с.
22. Фейертаг В.Б. Джаз. ХХ век. Энциклопедический справочник. – М.: Изд-во «Скифия». – 2002. – 562 с.