Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что в последнее время в России стали теряться традиции и самобытность и заменяться на западное, чужое. Данному утверждению есть обоснованное подтверждение. С недавних пор в России стали отмечать не присущие нам зарубежные праздники, например, день влюбленных, Хэллоуин.
К сожалению, Россияне многому стали учиться у зарубежных соседей. В обычном понимании наших людей, русские обряды и ритуалы стали банальными и бессмысленными. Они превратились в никому не нужные пережитки прошлого.
По мнению автора, обычая, ритуалы, обряды, церемонии чрезвычайно важны даже в современном мире. Они присутствуют в нашей жизни и жизни российского общества с очень древних времен и до сегодняшнего дня. Традиционно сфера ритуального бытия ограничивалась религией и народной обрядовой культурой.
Глава I. Теоретические основы подготовки и проведения обрядов и ритуалов
1.1 Характеристика понятий «традиция», «обычай», «ритуал», «обряд», «церемония». Выразительные средства обряда
Рассмотри понятие традиция. Смысловые границы определения традиции остается спорным по сегодняшний день.
Ю.А. Левада называет традицию механизмом воспроизведения социальных механизмов и норм, когда поддержка социальных норм обоснована, узаконена просто фактом их наличия ранее .
Э.С. Маркарян называет традицию социальным установлением и нормой, которые воспроизводятся подобным образов социальным обществом .
С.К. Бондырева называет традицию преемственностью /связью во времени, которая несет в себе важное содержание .
Традиция – это ранее сложившаяся система норм и правил, которыми следуют люди в своем поведении.
Далее рассмотрим понятие обычай.
Сидоров А.А. Называет обычаи первыми нормами, положившими начало управлению общественными отношениями .
Гражданским кодексом РФ, обычаями называют не предусмотренные законодательством правила поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе или нет .
То есть автор может назвать обычаи сложившимся сводом установок и правил, который определяет поведение людей при определенных обстоятельствах.
Однако, в связи со все ускоряющимся уровнем развития общества, экономики и государства, вызванных процессом глобализации, положение обычая изменилось. Сейчас ряд ученых полагают, что обычай можно считать не более чем пережитком и его роль стала второстепенной.
На первый взгляд, понятия традиции и обычаи полностью идентичны, однако рассмотрев понятия более детально, мы можем говорить, что обычай по своей сути шире, чем традиция.
То есть традиция является глубоким обычаем, который является частью культуры. Основным отличием традиций от обычаев является больший охват жизни людей со стороны обычаев. Многие люди придерживаются их не подозревая этого. Обычаи не могут встречаться у любой даже маленькой социальной группы, в отличии от традиций.
Как правило традиции и обычаи имеют одобрение со стороны основной массы людей. Считается, что соблюдение правил такого рода позволяет поддерживать связь с предками.
Ритуал.
Еремина В.И. считает ритуалом службу или церемонию, которые проводятся с определенной целью или намереньем .
Черных А.И. в своей книге «Ритуалы в медиатизированном обществе » приводит сразу три определения ритуала:
- Совокупность и установленный порядок обрядовых действий в ходе совершения каких-либо религиозных актов.
- Выработанный обычаем или установлением порядок совершения чего-либо, церемониал.
-В биологии стандартный сигнальный поведенческий акт, используемый животными при общении друг с другом
1.2 Классификация обрядов и их значение в жизни
За историю своего существования обряды претерпели глубокие изменения, они трансформировались и по форме, и по содержанию. Прежде всего все бытующие сегодня обряды следует разделить на религиозные и светские.
Светские обряды включают в себя три группы обрядов:
- общественно - политические
- обряды, связанные с событиями трудового пути человека
- семейно – бытовые
1.Общественно – политические. К ним относятся обряды, отмечающие совершеннолетие, вступление в общественные и политические партии, проводы в Армию, торжественные встречи, приемы.
2.Вторая группа включает в себя обряды, связанные с приходом в производственный (студенческий) коллектив, с важными трудовыми победами, юбилеями и другими этапными событиями трудового пути человека (посвящение в профессию, юбилейные даты,).
3.Третья группа – семейно – бытовые. К ним относятся: регистрация новорожденного, бракосочетание, семейные юбилеи.
Обряды могут существенно украсить нашу жизнь, внести в нее большой социальный смысл, нравственное звучание (юбилеи, гражданская панихида и дни поминовения) .
Так же считаем необходимым рассмотреть следующую классификацию обрядов:
На сегодня выделяют три основных вида обрядов:
- Религиозные обряды;
- Социальные или семейно-бытовые
- Календарно-земледельческого круга
Рассмотрим отдельно каждый вид обрядов.
- Религиозные обряды.
Условно все обряды делятся на три вида:
- Обряды богослужебные.
- Обряды, освящающие житейские нужды христиан .
- Социальные или семейно-бытовые обряды. Связаны с биолого-социальным развитием человека и отражает три основные фазы в его жизни:
- рождение,
- вступление в брак,
- смерть.
Данные части жизни человека привели к образованию трех форм данного вида обрядов: рождение, свадебные и похоронные.
Социальные обряды нашли свое применение в различных сферах жизнедеятельности человека:
- трудовой,
- бытовой,
- художественной.
Семейно-бытовые обряды создали само действие, которое определило события и логику жизнедеятельности человека:
- Формирование семьи, через свадебный обряд.
Проведение свадебного обряда зависело от народного календаря и установленных благоприятных периодов в нем. Никогда не проводили свадебные обряды в большие православные праздники, в январе, в пост. Осень считалась благоприятной порой, благоприятными датами считались даты близкие к Покрову дню, так как Покров покровитель брачных уз. Весной свадебные обряды старались сыграть после Пасхи, на Красную горку. Старались не играть свадеб в високосный год.
- Родинный обряд включал человека в общинное сообщество.
Главный смысл родильного цикла – забота о рождении здорового ребенка и сохранение жизни и здоровья матери. Это обуславливало проведение магических обрядов.
Выводы к первой главе
Даже современная жизнь человека во многом состоит из обрядов, ритуалов, традиций.
На первый взгляд может показаться, что обряды и традиции имеют отношение только к каким-то особенным событиям в жизни человека, но если посмотреть на обряды, традиции, ритуалы и обычаи, как на определенные последовательности мыслей и поступков, то оказывается, что этим пронизана вся жизнь человека с самого раннего возраста до самой смерти, с самого утра до позднего вечера, круглогодично.
У любого ритуала есть внутренний психологический смысл, даже если с точки зрения логики действие выглядит излишне, а то и странно. Ритуалы выражают наше внутреннее состояние, структурируют действия, помогают общению, снимают напряжение, помогают разрядить негативные эмоции, получить поддержку.
Глава 2. Технология подготовки и проведения обрядов и ритуалов
2.1 Композиционная структура и особенности процесса подготовки и проведения обрядов и ритуалов
Композиционная структура обряда выглядит следующим образом:
А) Начальная часть обрядового торжества - это время до его официального открытия. Организаторы обряда в это время проверяют готовность к свершению обряда. Виновники торжества должны внутренне собраться, еще раз организаторы инструктируют их о ходе обряда. Гостей тоже необходимо занять чем – то до его официального открытия. Но это время следует заполнить такими занятиями, которые «работали» бы на обряд. (например, свадебный обряд – фотомонтаж знакомит гостей с женихом и невестой).
Б) Торжественное появление участников церемонии – очень важный эпизод обряда. Примерная последовательность действий:
- приглашение (устное или по радио) всех собравшихся к месту свершения обряда.
- Фанфарный сигнал или позывные, означающие начало действия.
- Появление распорядителя (ведущего) обряда.
- Торжественный проход виновников торжества на специально отведенное место. Присутствующие, естественно, не остаются безучастными зрителями. Они стоя приветствуют (или аплодируя) проходящих на сцену .
В) Открытие торжества. Вступительное слово произносит распорядитель (ведущий) или официальное лицо, свершающий гражданский акт.
Г) Торжественное свершение гражданского акта. В этом главная смысловая и эмоциональная кульминация обряда. Он выделяется своей строгостью и важностью
- Ритуал должен предусматривать специальные действия, в которых настроение виновников торжества и присутствующих найдут внешнее проявление – круг почета, торжественный проход по живому коридору, образованному публикой, ритуальное дарование, коллективные приветствия и здравицы.
Д) Напутствия, пожелания и ответное слово тех, в жизни которых произошло знаменательное событие.
Е) Народная традиция предусматривает в структуре всех обрядов, связанных со счастливым торжественным событием – массовое веселье (игры, танцы, состязания, которые дают возможность полностью вылиться радостному чувству.
2.2 Анализ обряда
19 ноября в 15,00, в социально – культурном центре «Семья» - День призывника Кировской области.
Цель мероприятия - торжественные проводы 15 новобранцев, которые пройдут службу в Президентском полку России.
Задачи:
- социально-педагогические,
- формирование патриотизма с присущими ему ценностями, взглядами, интересами, мотивами деятельности и поведения,
- обеспечение глубокого понимания у новобранцев своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности за выполнение требований военной и государственной службы .
По данным культурного центра «Семья» за последние три года в мероприятии посвященному дню призывника приняли участи 262 человека, в 2019 году мероприятие посетил 21 призывник, что больше чем в 2020 и 2021 году. Однако среди родственников призывников мы видим рост интереса к данному мероприятию, так в 2021 году 34 человека, относящихся к близким и родным призывников, посетили мероприятие.
Среди официальных лиц, также наблюдается рост интереса к данному мероприятию.
Оборудование:
• компьютер, цифровой проектор, экран;
• электронная презентация;
Участники:
• ведущие;
• чтецы стихов;
• исполнители сценки: «Мать и призывник»;
• две команды по 5 человек.
Музыкальное оформление: песня «Как родная меня мать провожала», мелодии из фильма «Неуловимые мстители», песня О. Газманова «Солдаты», песня Л. Агутина «Граница».
Ход мероприятия
Вступительное слово ведущего: Ежегодно 19 ноября отмечается день призывника, который по традиции совпадает с осенним призывом в ряды Вооруженных Сил РФ. Всероссийский день призывника установлен распоряжением президента РФ в 1992 году, в целях повышения общегосударственной значимости и престижа воинской службы, улучшения военно-патриотического воспитания молодежи.
Демонстрационный материал:
-литература историко-военного направления;
-пособия по условиям службы в ВС РФ;
-уставы ВС РФ;
-литература по условиям и правилам приёма в военно-учебные заведения
страны;
-уголок боевой Славы;
-стенд военно-патриотического воспитания;
-плакаты и брошюры по видам боевой техники ВС РФ;
-видео и аудио материалы, показывающие реальные условия прохождения службы в рядах ВС .
План проведения мероприятия
1. Встреча призывников в социально – культурном центре «Семья»
2. Выступление ветеранов боевых действий. Выступление военных.
3. Посещение музея «Боевой Славы».
4. Патриотическая лекция с элементами обсуждения.
Заключение
В данной курсовой работе нами были рассмотрены следующие понятия: традиция – это ранее сложившаяся система норм и правил, которыми следуют люди в своем поведении.
На первый взгляд может показаться, что обряды и традиции имеют отношение только к каким-то особенным событиям в жизни человека, но если посмотреть на обряды, традиции, ритуалы и обычаи, как на определенные последовательности мыслей и поступков, то оказывается, что этим пронизана вся жизнь человека с самого раннего возраста до самой смерти, с самого утра до позднего вечера, круглогодично.
У любого ритуала есть внутренний психологический смысл, даже если с точки зрения логики действие выглядит излишне, а то и странно. Ритуалы выражают наше внутреннее состояние, структурируют действия, помогают общению, снимают напряжение, помогают разрядить негативные эмоции, получить поддержку.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ в ред. от 28.06.2021/ Электронный ресурс: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/585de80c7025af76bcccaf43322ef6bc8f2817fd/
2. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие / С.А. Арутюнов. М.: - 2018. С. 160
3. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: Структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов / А.К. Байбурин. М.: - 2018. 307 с.
4. Бондырева С. К. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества: Учеб. пособие / С. К. Бондырева. — 2е изд., стер. — М.: 2017. — 280 с.
5. Бернштам Т.А. Будни и праздники: поведение взрослых в русской крестьянской среде (XIX - начало XX века) / Т.А. Бернштам. Этнические стереотипы поведения. –2017. – №3. С. 19-28
6. Георгиева, Татьяна Русская повседневная культура. Обычаи и нравы с древности до начала Нового времени / Татьяна Георгиева. - М.: Ломоносов, 2018. - 224 c.
7. Еремина В. И. Ритуал и фольклор. Учебник / И.В. Еремина. Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/view/73675103/?page=1&*=v0%2B2eGnne%2FwMuPdQ1PLZqy5NOTB7InVybCI6Im
8. Забылин, М. М. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / М. М. Забылин. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. - 481 с.
9. Левада, Ю.А. Традиция/ Ю.А. Левада. Электронный ресурс: http://philosophy.niv.ru/doc/encyclopedia/philosophy/articles/1266/tradiciya.htm
10. Листова, Т.А. Народный православный обряд создания семьи / Т.А. Листова. Православная жизнь русских крестьян XIX-XX веков: итоги этнографических исследований. - М., 2020.
11. Линь, В.В. Свадьба, свадьба. Традиции, обряды, сценарии./ В.В. Линь. Самара, 2018. - 207 с.
12. Ляховская, Л.П. Русская кухня. Традиции. Праздники. Обычаи. Обряды / Л.П. Ляховская. - М.: Эксмо, 2018. - 304 c.
13. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука / Э.С. Маркарян. Режим доступа: https://bookree.org/reader?file=1335628
14. Ромах, О.В. Структура ритуала и обряда как элементы культуры / О.В. Ромах. Философия, этика, религиоведение. 2018. №4. С.23-27.
15. Сидоров, А. А. Современное значение и роль обычая как источника гражданского права / А. А. Сидоров. Молодой ученый. 2020. — № 18 (308). — С. 325-328.
16. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 2018.
17. Соколова А. Л. Традиции русской народной свадьбы / А.Л. Соколова. Режим доступа: https://isvadby.ru/tradicii/svadebnyj
18. Черных, А. И. Ритуалы в медиатизированном обществе / А. И. Черных. М.: 2018. – 56 с.
19. Центр культурно-творческого развития «Семья» / Электронный ресурс: https://www.kirovreg.ru/culture/objects/clubs/sk_family.php
20. Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие / И.Н. Яблоков. М.: 2017. - 536 с.
21. Учебный словарь – минимум по религиоведению / под ред. профессора И.Н. Яблокова. – Режим доступа : http://www.cultes.ru/word/13394/.
22. Юдина, Н.А. Русские обычаи и обряды / Н.А. Юдина. - М.: Вече, 2019. - 320 c.