Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что разнообразные формы самоорганизации граждан в условиях информационного общества массовой коммуникации и глобализации несут в себе огромные резервы социального, экономического и культурного развития России, в том числе в области сохранения традиционных морально-нравственных и культурно-исторических ценностей. Стремление россиян к формированию гражданского общества в рамках Конституции РФ вырастают из чувства социальной ответственности – желания гражданина самостоятельно либо в кооперации с другими гражданами брать на себя ответственность за решение своих и общих проблем развития российского общества, в том числе противодействия коррупции.
Разветвленной и устойчивой системе коррупционных отношений в современных условиях следует противопоставить комплексную систему эффективных и хорошо сбалансированных социально-экономических, правовых, образовательных, воспитательных, морально-этических, организационных и методических мер. Это должно позволить сформировать в российском обществе надлежащую исполнительскую дисциплину и ответственность, правовую культуру, изменить сознание людей, сделать его нетерпимым по отношению к коррупции и коррупционерам. Таким образом, тема курсовой работы является значимой и актуальной для дальнейшего изучения.
Объектом курсовой работы является общественные отношения в Российской Федерации и организация информационно-методической деятельности по антикоррупционному образованию, антикоррупционному просвещению, антикоррупционной пропаганде.
Предметом – информационно - методическая деятельность по антикоррупционному образованию, просвещению, антикоррупционной пропаганде.
Цель – проанализировать организацию информационно-методической деятельности по антикоррупционному образованию, просвещению, антикоррупционной пропаганде.
Для достижения цели установлен ряд задач:
- изучить сущность и содержание антикоррупционного образования;
- выделить методы и принципы антикоррупционного образования, определить его роль в современной политике Российской Федерации;
- исследовать организацию информационно-методическая деятельности по антикоррупционному образованию;
- провести анализ процесса и сути антикоррупционного просвещения;
- описать организацию информационно-методической деятельности по антикоррупционному просвещению в Российской Федерации;
- проанализировать суть и понятие антикоррупционной пропаганды;
- определить роль антикоррупционной пропаганды в Российской Федерации;
- структурировать процесс организации информационно-методической деятельности по антикоррупционной пропаганде.
Степень изученности данного исследования представлена в трудах следующих авторов: И. В. Годунова, Г. Н. Горшенкова, Т. В. Калининой, С. М. Николаева, Л. Р. Хайрутдиновой.
Основные методы исследования, которые были использованы в работе:
- метод анализа;
- метод классификации и синтеза;
- метод сравнения и обобщения.
Практическая значимость заключается в том, что полученны еитоги могут быть полезны студентам по для дальнейшего изучения и в практическом применении.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА I. АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК МЕТОД БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ
1.1 Сущность и содержание антикоррупционного образования
Коррупция является одной из самых серьезных проблем в, которые стоят сегодня перед Россией. Она несет угрозу интересам нации и государства, в той связи, что ее развитие вызывает сдачу позиций государства в политической и экономической отраслях. Коррупция касается интересов общества, институтов государства, а также конкретных граждан, оказывая деструктивное влияние на личность. Процесс коррупции вызывает нравственные деформации, несущие криминальный характер.
Юридическая наука квалифицирует коррупцию как социально-опасное противоправное действие, характеризующееся подкупом и продажностью должностных лиц с корыстным применением личных должностных полномочий. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» определяет коррупцию как «злоупотребление служебным статусом, выдачу взятки, ее получение, полномочное злоупотребление, подкуп или прочее незаконное применение физическим лицом личного должностного положения наперекор интересам закона, общества и страны с целью получения выгоды в форме денег, ценностей, прочего имущества или услуг имущественного вида, других имущественных прав лично для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды конкретному лицу прочими физическими лицами», а также осуществление указанных действий от имени или в интересах юридического лица[ ].
В итоге, в развитии взглядов о коррупции как правовом социальном явлении в мировой истории можно выявить два периода. Первый период характеризуется выявлением, становлением и актуализацией коррупционной проблемы в форме влияния ее на социальную структуру, второй - дифференциацией информации о данном процессе социальными и гуманитарными науками, разрабатывающими индивидуальные методологические подходы к трактовке механизма коррупционного поведения государственных работников.
В настоящее время вопрос коррупции считается актуальным в общественно-политической, экономической, общественной жизни, как Российской Федерации, так и в целом мире. Так как данное явление подрывает авторитет и доверие государства в глазах граждан. Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 является главным нормативным правовым актом Российский Федерации в области противодействия коррупции. Утверждение данного закона считается значимым шагом по нормализации социальных взаимоотношений в области порядка управления государством. Закреплены организационно-правовые основы предупреждения и борьбы с коррупцией. Фиксируются ключевые принципы противодействия коррупции, а кроме того организационно-правовые основы предупреждения и борьбы с ней[ ].
Конституция РФ как главный закон страны, обладающий наивысшей юридической силой. Согласно данному акту, в Российской Федерации приоритетны нормы международного права, что также распространяется на антикоррупционную деятельность[ ]. Прежде всего, международное законодательство по борьбе с коррупцией призывает все государства принимать все необходимые меры по борьбе с коррупционной деятельностью [ ].
Законодательное определение коррупции позволяет установить систему коррупционных правонарушений[ ]. Прежде всего их наиболее опасную для общества часть – подсистему коррупционных преступлений, включить в действующий УК РФ общественно опасные деяния коррупционного характера, внести необходимые изменения в существующие уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за коррупционные преступления, максимально сблизить их с учетом особенностей национального законодательства с соответствующими нормативными положениями международного уголовного права[ ].
Гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения базируется на положении ГК РФ, согласно которому никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (ч. 4 ст. 1)[ ]. ГК РФ трактует гражданско-правовую ответственность, в том числе за коррупционные правонарушения, как «Обязательства вследствие причинения вреда» (глава 59 ГК РФ) и «Обязательства вследствие неосновательного обогащения» (глава 60 ГК РФ) [ ].
Антикоррупционное образование является значимой составляющей в общем механизме противодействия коррупции. Являясь одним из ключевых направлений развития личности, образование преследует своей целью сформировать и развивать личностный смысл жизнедеятельности обучаемого, а также наделить навыками самореализации, саморазвития. Обучение и развитие находятся во взаимозависимости – обучение должно опережать развитие и являться стимулом к дальнейшему продолжению данного процесса. Развитие личности обучаемого предполагает создание на уровне государства соответствующих условий развития способностей и потенциальных возможностей человека на протяжении жизни. То есть эффективное развитие личности, формирование навыков неприятия коррупционных проявлений в условиях постоянного меняющейся экономической ситуации в государстве и мире предполагает построение системы специального образования.
Эффективное антикоррупционное просвещение выражается в уважительном отношении к Конституции РФ, формируемом на основе системы духовных и культурных ценностей, что предполагает:
- определение жизненной позиции, выражающей личные устремления человека к развитию и нормальной жизнедеятельности;
- формирование личностного отношения к базовым нравственным принципам, которыми оперирует человек в процессе деятельности и на основе которых воспринимает окружающий мир;
- установление правил поведения, позволяющих судить о категориях «хорошо – плохо», «добро – зло»;
- формирование системы ограничений, вызванных общественными целями и задачами;
- осознание и принятие ответственности за свое поведение перед самим собой и другими членами общества.
Успех формирования неприятия коррупционных отношений предполагает невступление в данные отношения на основе свободного нравственного выбора и персонифицированного отношения к своей жизни. Определяя идеальные свойства субъекта, которые необходимо сформировать системным подходом к реализации антикоррупционного образования, выделим[ ]:
1. Положительные чувства (внутренняя гармония человека на основе развития справедливости, добродетели и неприятия коррупции; умение любить, то, что следует любить).
2. Законопослушное мышление (умение правильно использовать полученные знания, руководствоваться в своем поведении добродетелью и законом, умение сдерживать желания и обуздывать страсти, умение соблюдать закон, понимать общественное благо, чувствовать себя членом общества и гражданином).
3. Этикет, регламентирующий неприятие коррупции (умение строить общественные отношения без коррупционных рисков).
Следовательно, цель заключается в профессиональном совершенствовании, которое предполагает реализацию права обучаемого на духовно - нравственное совершенствование и безопасную жизнедеятельность.
Специальное антикоррупционное образование является обязанностью государства, обусловленной требованиями нормативно–правовых актов и политикой государства на снижение уровня коррупции.
1.2 Методы и принципы антикоррупционного образования, его роль в современной политике Российской Федерации
Сегодня многочисленные виды коррупционных правонарушений не имеют весомого теоретического обоснования. Данный процесс еще пребывает на стадии становления. Стандартно можно определить три группы причин, взывающих коррупцию: экономические; правовые; социально-нравственные[ ].
В экономических причинах можно выделить: недовольство работников оплатой труда, сложную схему прохождения разрешительных процедур, невыполнение действующего законодательства, завышенные налоги и отсутствием возможности общественного контроля.
В причинах государственно-правового регулирования: законодательное несовершенство, общую слабость органов государственной власти, попустительное отношение властей к коррупции, круговая порука чиновников и некачественное применение механизмов охраны государственной власти от коррупции.
Из социально-нравственных причин отмечают: традиционный для нашего государства прием решения проблем, круговая порука взяткодателей и взяткополучателей, законодательная неграмотность общества, преступное бездействие и отсутствие желания у населения отстаивать собственные права и, часто, невозможность их действительной защиты в процессе круговой поруки, которая царит в государственных структурах.
Всесторонний анализ содержания представленных в Законе об образовании в Российской Федерации понятий «обучение» и «воспитание» позволяет выделить совокупность принципов и методов, реализация которых требуется в рамках антикоррупционного образования и эффективного формирования неприятия коррупционных отношений (табл.1).
Формирование личной гражданской позиции обучаемого к проблеме коррупционных отношений в современном обществе, выражаемой в адекватной оценке своих способностей и возможностей. Социализация, выраженная в принятии своих прав и обязанностей в общественной структуре. Осваивая учебный материал, необходимо понимание закона как основного регулятора общественных отношений, принятие закона и подчинение законам общества как обязательным правилам поведения. При этом наиболее важный вопрос формирования неприятия коррупционных отношений выражается в понимании и контроле внутренних страстей и желаний человека на основе осознанного отношения к самому себе и принятия ответственности за свое поведение. Умения, навыки и компетенции, позволяющие формировать неприятие коррупционных отношений, которые предполагают социальную активность обучаемых, умение воспринимать и анализировать получаемую информацию, реализовывать ее в процессе исполнения служебных обязанностей[ ].
Можно сделать вывод о том, что среди основных принципов и методов антикоррупционного образования можно выделить: личную гражданскую позицию:
- «Я» – гармоничное развитие личности; стремление к социализации – изучение и принятие особенностей общества;
- стремление к гармонии и благополучию – формирование собственного; стремление к получению знаний – адекватное отражение действительности в сознании;
- желание получить полезные навыки и компетенции – социальная активность;
- стремление заниматься полезной деятельностью – выделение цели и определение этапов ее достижения;