Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Мотиваторы и демотиваторы формирования агропромышленного кластера 5
1.1 Понятие агропромышленного кластера 5
1.2 Стратегическая цель развития кластера 13
Глава 2. Механизм кластерно-сетевого управления агропищевым комплексом России 19
2.1 Анализ агропищевых кластеров на примере Саратовской области 19
2.2 Предпосылки развития кластерно-сетевых взаимосвязей в региональных АПК 24
Заключение 34
Список литературы 36
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время агропродовольственный комплекс испытывает се-рьезные структурные изменения, включающие институционализацию меж-фирменного взаимодействия. В связи с чем в контексте данного исследования механизм управления региональным агропродовольственным комплексом рассмотрен с позиции кластерно-сетевого подхода. Целью исследования яв-ляется развитие теоретическо- методологических основ и разработка реко-мендаций по развитию кластерно-сетевого механизма управления агропродо-вольственным комплексом.
Материалы и методы: согласно указанной цели, в статье приведены теоретические положения кластерно-сетевого управления в аграрном секторе экономики: раскрыто понятие о структуре и содержании кластерно-сетевого подхода; представлены различные трактовки термина «механизм» в экономи-ческой науке; обозначены ключевые направления развития сетевых взаимо-действий в региональном АПК и условия, необходимые для развития меха-низма кластерно-сетевого управления; предложена структура механизма кла-стерно-сетевого управления АПК.
Несмотря на то, что имеется большой научный задел в теории кла-стерного развития экономики, кластерно-сетевым взаимосвязям в региональ-ной агропродовольственной системе уделяется недостаточно внимания. Акту-альность темы исследования обусловлена необходимостью совершенствова-ния системы управления агропродовольственным комплексом на основе кла-стерно-сетевого подхода в условиях роста неопределенности. Поскольку снижение неопределенности в развитии АПК возможно за счет использования конкретных управленческих воздействий, это послужило основанием для ис-следования содержания механизма кластерно-сетевого управления.
Таким образом, тема данной курсовой работы является актуальной.
Предметом изучения является стратегический менеджмент.
Объектом изучения является агропищевой кластер.
В данной работе необходимо решить ряд задач:
- изучить мотиваторы и демотиваторы формирования агропромыш-ленного кластера.
- изучить понятие агропромышленного кластера.
- рассмотреть стратегическую цель развития кластера.
- изучить механизм кластерно-сетевого управления агропищевым ком-плексом России.
- провести анализ агропищевых кластеров на примере Саратовской области.
- изучить предпосылки развития кластерно-сетевых взаимосвязей в ре-гиональных АПК.
Целью данной работы является изучение технологии развития агро-пищевого кластера как инструмента стратегического управления региона.
В данной работе были использованы следующие методы исследования: анализ литературы, синтез, обобщение.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литерату-ры.
Глава 1. Мотиваторы и демотиваторы формирования
агропромышленного кластера
1.1 Понятие агропромышленного кластера
При формировании агропромышленного (АП) кластера в экономике области следует учесть общие предпосылки, которые характерны при органи-зации данной формы взаимоотношений субъектов бизнеса. Среди них можно выделить:
- положительные тенденции во всех отраслях отечественного АПК и повышение его роли не только в условиях РФ, но и на мировом рынке. В частности, по результатам деятельности за 2018 год Россия вышла в число лидеров по экспорту пшеницы;
- положительный опыт создания крупных хозяйствующих субъек-тов (холдингов, корпораций, ФПГ и т.д.), которые эффективно осуществляют свою деятельность на территории РФ и за ее пределами и могут являться инициаторами при создании новых форм взаимодействия бизнеса;
- повышенное внимание Правительства РФ к сохранению села, что материализуется в виде различных программ и мероприятий и основной це-лью которых является повышение уровня и качества жизни;
- повышение инвестиционной привлекательности аграрного секто-ра;
- принятие комплекса мер по развитию малого и среднего бизнеса;
- развитие программ импортозамещения в отраслях народного хо-зяйства;
- повышение уровня продовольственной безопасности страны и по-иск перспективных международных рынков для экспорта российского продо-вольствия;
- аграрная направленность отдельных регионов России в виду при-родно-климатических особенностей нашей страны.
Также следует систематизировать объективные причины создания аг-ропродовольственных кластеров в зависимости от интересов контрагентов (рисунок 1).
Таблица 1 - Предпосылки создания АП кластера в зависимости от ин-тересов участников
Рисунок 1. Интересы бизнеса и органов власти при создании кластера
Рассматривая кластер как особую форму взаимодействия участников, следует сказать о том, что для данной системы характерен определенный жизненный цикл, что также необходимо учитывать при формировании страте-гических альтернатив дальнейшего развития (рис. 2):
Рисунок 2. Этапы жизненного цикла агропромышленного кластера
Процесс формирования агропромышленного кластера, как и любого другого, это весьма трудоемкий процесс, так как следует учесть влияние большого комплекса факторов внешней и внутренней среды, которые воз-можно систематизировать следующим образом:
1. Государственные предпосылки.
В соответствии с Майским Указом Президента (от 07.05.2018 г №204) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Феде-рации на период до 2024 года" одной из важнейших национальных целей РФ является создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабаты-вающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизво-дительного экспортно-ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кад-рами.
При этом статус отдельных национальных проектов получили:
- «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивиду-альной предпринимательской инициативы»;
- «Международная кооперация и экспорт».
Достижение целевых показателей, как федеральных, так и региональ-ных проектов по данным направлениям предполагает выделение существен-ного объема финансовых ресурсов на содействие развитию малого и среднего бизнеса. Формы, содержание, виды и приоритетные направления государ-ственной поддержки представлены на рисунке 3.
Таким образом, специализация кластера и состав участников соответ-ствует региональным проектам области в целях области поддержки малого и среднего бизнеса.
Рисунок 3. Формы, содержание, виды и приоритетные направления
государственной поддержки малого бизнеса
2. Региональные предпосылки.
В регионе разработано и утверждено 5 региональных проектов по раз-витию малого и среднего бизнеса (таблица 2):
1. Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства.
2. Популяризация предпринимательства.
3. Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринима-тельства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию.
4. Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской ко-операции.
5. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности.
Общий объем финансирования мероприятий по национальному
проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индиви-дуальной предпринимательской инициативы» составляет более 1 млрд. руб-лей.
Национальным проектом «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» предусмот-рены различные меры поддержки на всех стадиях жизненного цикла предпри-нимателей.
Таблица 2 - Характеристика региональных проектов по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуаль-ной предпринимательской инициативы», применительно к агрокластеру эко-номики
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хо-зяйства" [Электронный ресурс] Режим доступа: http: //www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/
2. Стратегический анализ коммерческих организаций [Электронный ресурс] Режим доступа: https://swsu.ru/structura/up/ef/fik/nocfinans/StrategAnaliz.pdf#1
3. Аакер Д. Стратегическое рыночное управление : пер. с англ. / под ред. С.Г. Божук. 7-е изд. СПб.: Питер. - 2017. - 496 с.
4. Абушова Е.Е., Сулоева С.Б. Методы и модели современного стратегиче-ского анализа [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-i-modeli-sovremennogo-strategicheskogo- analiza
5. Александрова Л. А., Павлова Е. Н. Инновационная спираль в сельском хозяйстве Саратовской обла-сти: барьеры, стимулы и сценарий формирования // Аграрный научный журнал. 2018. № 3. С. 58-62.
6. Бек М. А., Бек Н. Н. Бузулукова Е. В. Методология исследования сетевых форм организации бизнеса: коллект. моногр. под науч. ред. М. Ю. Шереше-вой. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. 446 с.
7. Богданова Т.А. Экономическая стратегия фирмы: учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГПУ.- 2019. - 130 с.
8. КастельсМ. Становление общества сетевых структур: Новая индустри-альная волна на Западе. Антология:монография. М.: 2019, 640с.
9. Карта кластеров России. Режим доступа: http://clusters.monocore.ru/
http://econom32.ru/activity/malyy-biznes/mery-gosudarstvennoy- podderzhki/
10. Смородинская Н. В. Сетевые инновационные экосистемы и их роль в ди-намизации экономического роста // Инновации. 2018. № 7 (189). С. 27-33.