Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития начального образования одной из главных задач является овладение обучающимися грамотной речью, соответствующей нормам орфографии, так как именно в начальной школе ребенок начинает овладевать письменной речью. Орфографическая грамотность всегда высоко ценилась обществом, поэтому проблема обучения грамотному письму продолжает оставаться актуальной на всех этапах развития отечественной школы. Решение проблемы орфографической грамотности своими корнями уходит в начальную школу, так как именно здесь закладываются основы всех лингвистических знаний, умений и навыков, от правильности и прочности которых во многом зависит весь ход дальнейшего образования ребёнка. Достижение высокого качества орфографических навыков по–прежнему остается одной из наиболее сложных задач начального обучения. Важность формирования орфографической грамотности у учащихся обусловлена тем, что: орфографическая грамотность выступает составной частью общей языковой культуры человека, она обеспечивает точность выражения мысли и взаимопонимания при письменном общении; письменная форма литературного языка отличается от устной большей сложностью в своей структуре.
Теоретический материал курса русского языка представляет для младшего школьника некоторые трудности, так как представлен в большем объеме, который необходимо не только усвоить, но и применять на практике. Объем этот определен официальной программой и составленными на её основе школьными учебниками русского языка. Учащиеся должны научиться выделять орфограммы, находить их опознавательные признаки, применять то или иное орфографическое правило. Но выучить формулировку правила и освоить правописание с помощью правила – не одно и то же. Некоторые учащиеся, которые, зная правило, не могут применять его на практике. Поэтому и ученые и учителя ищут новые, более эффективные подходы в организации процесса работы над формированием орфографических навыков.
Проблема обучения детей грамоте всегда стояла чрезвычайно остро не только в педагогике, но и в социальной жизни, так как грамотность народа – это его культура. Поэтому достижение высокого качества орфографического навыка – одна из наиболее актуальных и сложных задач начального обучения, особенно в современных реалиях, когда информации очень много, и везде она изложена по–разному, а учитель перестает быть основным источником этой информации. Это и определило выбор темы нашей квалификационной работы.
Вопросу орфографической грамотности младших школьников уделяли внимание многие отечественные исследователи, такие как Д. Н. Богоявленский [7], Я.К. Грот [10, 11], С.Ф. Жуйков [15], М.Р. Львов [22] и другие/
Несмотря на многочисленные исследования по вышеуказанной тематике, в настоящее время возникает противоречие между необходимостью формирования орфографической грамотности обучающихся начальной школы и недостаточным методическим обеспечением развития орфографической зоркости и формирования грамотного письма у детей младшего школьного возраста.
Отсюда вытекает проблема исследования: каково содержание методического обеспечения по развитию орфографической зоркости и формированию грамотного письма у детей младшего школьного возраста?
Данная проблема обусловила выбор темы курсовой работы «Орфографическая зоркость как важнейшее условие грамотного письма»
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать методическое обеспечение развития орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процесс обучения родному языку.
Предмет исследования: методические приемы работы по формированию орфографической зоркости у детей младшего школьного возраста в процессе изучения морфологии.
Гипотеза исследования: орфографически-грамотное письмо у детей младшего школьного возраста повысится, если будут учтены следующие условия:
– использование дидактических игр;
– обучению использованию алгоритмов;
– применением специально подобранных упражнений при обучении.
Задачи исследования:
1. Уточнить особенности психического развития младших школьников.
2. Раскрыть сущность понятия «орфография» как прикладного раздела лингвистики.
3. Проанализировать особенности методического обеспечения изучения орфографии.
4. Провести диагностику развития орфографической зоркости младших школьников.
5. Разработать методическое обеспечение развития орфографической зоркости для формирования грамотного письма детей младшего школьного возраста.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды М.Н. Бунеева [22], С.В. Плотниковой [28], Т.Г. Рамзаевой[25], Н.С. Рождественского [31], М.С. Соловейчик [34] и Л.А. Фроловой [40].
Методы исследования:
теоретические (изучение истории вопроса, анализ литературных источников, анализ нормативных документов);
эмпирические (опросные методы: анкетирование), математическая обработка результатов исследования.
Практическая значимость исследования определяется возможностью его использования в учебных курсах. Курсовая работа может служить основанием для дальнейших теоретических исследований по вопросам формирования орфографической грамотности учащихся как важной составляющей в педагогике.
Структура курсового исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Глава 1. Теоретические основы обучения младших школьников орфографии
1.1. Особенности формирования познавательной деятельности у младших школьников
К младшему школьному возрасту относятся дети в возрасте от 6 до 10 лет. Данный период является, важным для ребенка, поскольку связан с поступлением в школу.
В возрасте 7 лет ребенок достиг уже такого уровня развития, когда он готов к школе. Именно в этот период и определяется степень данной готовности. У ребенка должно быть желание идти в школу. Он также должен обладать определенным запасом представлений, понятий, иметь необходимый уровень развития мышления, речи, физической подготовки. Именно эти факторы можно считать обязательными предпосылками к системному обучению.
Главным видом деятельности считается – обучение [2]. Ребенок, обучающийся в младших классах, как правило, любит учиться. Ему нравится его новый статус, процесс обучения. Данные факторы будут решающими при определении добросовестного, ответственного отношения к процессу обучения в школе.
При поступлении в школу, педагогу важно помнить о том, что младший школьник воспринимает оценку на уроке, как оценку собственных действий, при этом данная отметка не является для него оценкой качества выполненной работы. Для младшего школьника «старание» напрямую сопряжено с хорошей учебой. Если ребенок получает одобрение от учителя, это для него будет являться стимулом к хорошей учебе.
Особенность младших школьников еще и в том, что они с охотой и готовностью начинают овладевать необходимыми знаниями, умениями и навыками. Вполне понятно их стремление научиться читать и считать, правильно и красиво писать. Но для младшего школьника интерес представляет процесс обучения, а не конечный результат.
О том, что процесс обучения представляет для младших школьников наибольший интерес можно судить по тому, в какие игры они играют. Зачастую это игра в школу, именно данному виду игр отводиться большое место среди других игр [2].
Особое внимание уделяется познавательным процессам, именно в них происходят самые важные изменения. В первую очередь это касается таких процессов, как восприятия, внимания, памяти, воображения, речи и мышления.
Рассмотрим каждый из видов процессов.
Дети в возрасте до семи лет имеют лишь репродуктивные образы представления, связанные с распространенными объектами, событиями, которые не воспринимаются в настоящем времени и имеют статичный характер. Например, дошкольникам сложно представить промежуточные положения падающей палочки между горизонтальными и вертикальными положениями.
Лишь к восьми годам, дети начинают работать с продуктивными образами–представлениями. Это будет считаться новой комбинацией знакомых элементов. Подобное развитие, зачастую связывают, с обучением в школе [7].
Восприятие, так же как и представление можно считать непроизвольным, но в отличии от представления, элементы произвольного восприятия у некоторых детей могут быть и в дошкольном возрасте. Процессы восприятия у детей, при их поступлении в школу, могут быть хорошо развиты. Дети обладают острым зрением, слухом. Они способны ориентироваться сразу на различные формы и цвета. К сожалению, первоклассники не обладают возможностью систематически воспринимать и анализировать сами свойства и качества отдельных предметов. В результате, когда дети рассматривают картинки, они могут перескакивать с одного объекта на другой и пропускать более существенные детали.
Нарастание произвольности должно способствовать развитию восприятия. В тех случаях, когда целью обучения служит умение наблюдать, можно говорить о формировании для обучения необходимых ориентиров.
Другой важный процесс – это память. Память может быть произвольной или осмысленной.
Так, дети самостоятельно и непроизвольно способны запоминать материал, который непосредственно связан с ярким наглядным пособием. Особенно это проявляется, когда материал представлен в виде игры, либо задействованы некие образы–воспоминания [7].
Отличительно особенностью памяти младших школьников от памяти дошкольников является то, что ученики младших классов могут запоминать и ту информацию, которая не представляется для них интересной. Именно по этой причине необходимо строить процесс обучения с опорой на произвольную память.
В младшем школьном возрасте, необходимо уделять большее внимание механической памяти. В этот возрастной период, память детей прогрессирует очень быстро [9]. При этом наблюдается заметное отставание в таких видах памяти, как опосредованная и логическая наблюдается. Такая закономерность обусловлена теми вида деятельности, которыми занят ученик. Как правило, это игра, сам процесс обучения, общение со сверстниками. Их отличительной чертой является необходимость использования только механической памяти.
Смысловая память может совершенствоваться через изучение учебного материала. Ребенок, пытаясь осмыслить учебный материал, старается его понять, при этом он его запоминает. В результате, интеллектуальная работа становится мнемонической, а это значит, что мышление становится взаимосвязано с памятью.
Следующие два процесса необходимо рассматривать во взаимосвязи. Мышление у младших школьников реализуется только через систему образов. Безусловно, что ученик начальных классов не лишен логического мышления и способен мыслить именно таким образом, но необходимо помнить и учитывать при работе, что ребенок в этот период имеет склонность к наглядности, а значит, сам возраст можно считать сензитивеным [7].
Еще одной отличительной чертой младшего школьного возраста можно считать эгоцентризм. Это выражается через особую позицию, связанную с отсутствием знанием в конкретных областях. Данные знания могут понадобиться для решения ученических задач. Самостоятельно, на основе собственного опыта ребенок не может открыть знания, касающиеся свойств предметов. Отсутствие таких знаний приводит к отсутствию логики в восприятии.
Например, ребенок не может оценить равные количества воды, пластилина или песка именно как «то же само», по той причине, что материалы помещены в различные сосуды и их внешние признаки видоизменяются.
В результате ребенок становится зависимым от зрительного восприятия. Он воспринимает только то, что видит при каждом последующем изменении формы предмета. При этом в младшие школьник могут сопоставлять отдельные факты, могут составлять даже целостные картины и на основании этого формировать абстрактные знания, которые достаточно отдалены от прямого источника.
Ж. Пиаже определили тот факт, что в возрасте 6–7 лет, мышление учеников можно охарактеризовать понятием «центрации», то есть ученики начальной школы воспринимают мир, его свойства, с единственной, реально занимаемой ребенком позиции. Именно по этой причине ученик не может представить, что его представления о мире могут не совпадать восприятием мира другими людьми [4].
Например, если вначале ребенку показать макет, где несколько гор будут заслонять друг друга, а потом попросить найти картину с таким же изображением гор, то ребенок достаточно быстро найдет нужное изображение, при этом горы будут изображены именно так, как он их видит. При этом если попросить ребенка найти рисунок, который бы отображал видение гор другого человека, ребенка все равно выберет тот рисунок, который больше соответствует собственному представлению ученика о горах. Ж. Пиаже делает вывод о том, что ребенок не может, либо испытывает значительные трудности в восприятии того, как видят окружающий мир другие люди [4].
Согласно позиции Ж.Пиаже, подобная ситуация подтверждает отсутствие у ребенка «представления о постоянстве некоторых свойств вещей» [4].
В результате, когда младший школьный возраст подходит к концу, можно наблюдать различия в мышлении. На основании этого психологи выделяют несколько групп:
1. «теоретики», способные решить задачи только в словесной форме, на теории;
2. «практики», требующие для восприятия наглядность и различные практические действия;
3. «художники», обладающие ярким образным мышлением. При этом, у большинства детей, психологи отмечают, равновесие между видами мышления.
В младшем школьном возрасте необходимо обращать внимание на общие и специальные способности детей. Поскольку именно в этом возрасте дети задают большое количество вопросов, касающихся различных явлений, происходящих в окружающем их мире.
В шесть лет дети уже достаточно бегло говорят, у них хорошо развита речь. На практике дети освоили грамматику русского языка, они способны правильно выстроить свою речь. Этот процесс абсолютно интуитивен [34]
Язык в качестве предмета обучения используется в рамках школьной программы.
В случае если с ребенком занимаются систематически, ребенок может произвести целый звуковой анализ слов в возрасте 6 лет. Данная работа должна проводиться обязательно, поскольку это помогает детям освоить чтение и письмо. К шести годам словарный запас ребенка расширяется и может доходить до 7 тыс. слов [4]. Безусловно, что это зависит от того как воспитывается ребенок и как протекает его дошкольное детство.
Еще один процесс – это внимание. Если у ребенка не развито внимание, то невозможно организовать его процесс обучения. Школьники отличаются повышенным вниманием, в отличие от дошкольников. Связано это с тем, что
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
Книжные издания
1. Аристова, Т.А. Образование младших школьников [Текст] / Т. А. Аристова, С. В. Кривых. – СПб.: ИПК СПО – НОУ «Экспресс», 2010. – 194 с.
2. Арямова, О.С. Урок русского языка в начальной школе. Разработка технологической карты урока. [Текст]: учебное пособие по методике обучения русскому языку и литературе / О. С. Арямова [и др]. – Пенза: ПГУ, 2013. – 142 с.
3. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников [Текст]: учебное пособие / Н.В. Багичева, М.Л. Кусова, Е.И. Плотникова, С.В. Плотникова, В.А. Шуритенкова. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. – 272с.
4. Бакулина, Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс [Текст] / Г. А. Бакулина. – М.: Владос, 2004. – 215 с.
5. Бескоровайная, Л.С. Современные открытые уроки русского языка. 1–2 классы [Текст] / Л. С. Бескоровайная, О. В. Перекатьева. – Ростовна–Дону: Феникс, 2002. – 384 с.
6. Бунеев, Р.Н. Русский язык [Текст]: учебник для 1–4 класса / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М.: Баласс, 2013. – 143 с.
7. Виноградова, Н. Ф. Русский язык [Текст]: учебник для 1–4 класса / Н. Ф. Виноградова. – М.: Просвещение, 2012. – 125 с.
8. Ганиев, Ж.В. Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия [Текст] : Учебное пособие / Ж. В. Ганиев. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – 200 с.
9. Григорьева, Т.М. Три века русской орфографии (XVIII – XX вв.) [Текст] / Т. М. Григорьева. – М.: Элпис, 2004. – 456 с.
10. Зеленина, Л.М. Русский язык [Текст]: Методические рекомендации. 1 класс / Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова. – М.: Просвещение, 2012. – 96 с.
11. Сборник учебных занятий по русскому языку [Текст] / сост. В. А. Каменских. – Нижневартовск: Центр развития образования: Излучинская ОШ №2, 2008. – 59 с.
12. Лебедев, В.В. Образовательная технология достижения прогнозируемых результатов [Текст] : Русский язык. 3 класс. Система учебных занятий / В. В. Лебедев, М. В. Невская, М. О. Пучкова, И. Н. Рябова. – М.: УЦ Перспектива, 2010. – 64 с.
13. Лебединцев, В.Б. Русский язык. 1–4 классы. Формирование регулятивных и коммуникативных учебных действий [Текст] / В. Б. Лебединцев. – Волгоград: Учитель, 2014. – 97 с.
14. Соловейчик, М. С. Русский язык [Текст] / М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко. – М.: Просвещение, 2010
15. Тимофеев, А.С. Орфоэпические минутки на уроках русского языка и чтения в начальной школе [Текст] / А. С. Тимофеев. – Ростов на Дону: Феникс, 2011. – 48 с.
16. Трошкова, Е.А. Сборник грамматических сказок по русскому языку [Текст] / Е. А. Трошкова. – Екатеринбург: Десятая муза, 2011. – 18 с.
17. Узорова, О.В. Самые хитрые и трудные для написания слова русского языка. 1–4 класс [Текст] / О. В. Узорова, Е. А. Нефедова. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 33 с.
18. Харченко, О.О. Современные подходы к обучению орфографии в начальных классах [Текст]: Цикл лекций на заочных курсах повышения квалификации учителей в педагогическом университете «Первое сентября» / О. О. Харченко, М. С. Соловейчик. – М.: Просвещение, 2006. – 76 с.
19. Щеголева, Г.С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе [Текст]: Пособие для учителей начальных классов и студентов факультета начального образования / Г. С. Щеголева. – СПб.: Специальная Литература, 2009. – 256 с.
Сайты в сети «Интернет»
1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс]: минобрнауки.рф/documents /922/file/227/poop_noo_reestr.doc
2. ФГОС НОО [Электронный ресурс]: минобрнауки.рф/documents/922