Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Интернет стал частью нашей жизни. Сейчас многим из нас сложно представить свое существование без посещения страниц в социальных сетях хотя бы несколько раз в день. Вниманию ученых подвержено влияние социальных сетей на человека. Современные дети осваивают навыки работы с гаджетами задолго до того, как пойдут в школу.
Сначала дети учатся играть, но когда они приобретают навыки чтения и письма, ничто не может помешать им открыть свою страницу в любой социальной сети. Получив доступ к собственному профилю в социальной сети, ребенок получает новые возможности, но вопрос в том, насколько эти возможности для него полезны.
Проблема сохранения нравственности в настоящее время стоит крайне остро, особенно в связи с бурным развитием информационных технологий, повсеместным распространением средств массовой информации и коммуникации. Актуальность темы заключается в том, что она ставит серьезную проблему: современное молодое поколение все больше времени проводит в социальных сетях.
Для подростков социальная сеть стала инструментом самовыражения. Общение ограничено определенным кругом людей. Для психики подростка чрезмерное увлечение может серьезно навредить его развитию. Подросток перестает общаться со сверстниками и замыкается в себе.
При наличии у подростка проблем в общении, комплекс развивается с большей силой. И как следствие этого возникают трудности в адаптации к реальной жизни.
Цель: исследовать влияния социальных сетей на формирование сознания и ценностных ориентаций современных подростков.
Задачи:
1. Изучить историю появления социальных сетей, их виды и особенности работы в них.
2. Подобрать и проанализировать научную литературу и Интернет-ресурсы по данной теме.
3. Провести анкетирование учеников разной возрастной категории.
4. Выявить позитивное и негативное влияние социальных сетей на современных подростков.
Объект исследования: особенности использования социальных сетей современными подростками и молодёжь.
Предмет исследования: влияние социальных сетей на формирование ценностных ориентаций современных подростков и молодёжи.
В ходе исследования предполагается проверить следующую гипотезу: современные подростки и молодёжь много времени тратят на социальные сети, предпочитая их учёбе, прогулкам на улице, общению с друзьями, занятиям в секциях.
Исследование основывается на следующих научных методах: системном (накопление и систематизация информации), структурнофункциональном (выделение структурных составляющих в процессе и определение их роли), эмпирическом (обобщение опыта), методе сбора информации.
Глава 1. Теоретические основы влияния социальных сетей на развитие личности в подростковом возрасте
Особенности развития личности в подростков возрасте
Главный момент подросткового возраста содержится в его переходе от детства к взрослой жизни. На этом этапе происходит качественная перестройка личности подростка, возникают и формируются новообразования, закладываются основы сознательного поведения и формируются социальные установки подростка.
Важной новой чертой подросткового возраста по сравнению с ребенком школьного возраста является то, что у подростка выше уровень самосознания и высокая потребность осознания себя как личность. По словам Л. С. Выготского главным итогом переходного возраста является формирование самосознания у подростка. [6]
Дети подросткового возраста начинают открывать своё «Я» и стремятся познать сильные и слабые стороны своей личности. Возникает интерес к себе, к качествам своей личности, потребности сравнения себя с другими, а также в потребности самооценки.
Критерии самооценки формируются на основе своей деятельности – самопознания. По мнению Л. М. Фридмана и И. Ю. Кулагиной основной формой самопознания является сопоставление себя с другими. [24] Самооценка регулирует поведение подростка. Формирование самооценки происходит в ходе общения с окружающими людьми, большое влияние оказывает общение со сверстниками. Направленность на сверстников взаимосвязана с потребностью принятия и признания в коллективе и, кроме того, сверстники становятся авторитетным образцом по сравнению со взрослыми.
Таким образом взаимоотношения со сверстниками и со взрослыми влияют на развитие самооценки подростка. Как правило, общая оценка классного коллектива намного важна для подростка, чем оценка родителей и педагогов, на оценивание товарищей реагирует чутко. Получение такого опыта несомненно сказывается на развитие его личности, а значит, предъявления требований через коллектив один из путей формирования личности в подростковом возрасте.
В этом возрасте создаются условия для формирования полезных личностных качеств, которые связаны с взаимоотношениями с людьми, в том числе умения деловых отношений, совместной деятельности и распределения между собой обязанностями и т.д. Эти все качества могут развиваться во всех сферах деятельности, где вовлечен подросток. [3]
В подростковом возрасте происходит психофизиологическое изменение подростка. Наступает половое созревание, которое сопровождается не только физиологическими изменениями, но и психологическими.
Возрастает интерес к противоположному полу, у них появляются больше общих интересов, тем обсуждений. Со временем подросток все больше оценивает обстановку вокруг себя и в том числе самого себя, что объективно дается с трудом. Процесс формировании самооценки идет наиболее активно в подростковом возрасте. Значительная психофизиологическая перестройка организма, а именно, в самочувствии, размерах и пропорциях его тела, в чувствах и ощущениях является причиной формирования самооценки ребенка. [5] Но не стоит говорить, что психологические особенности подростка объясняются и кроются только в половом созревании.
В жизни подростка вносится много нового (половое влечение, появление вторичных половых органов и др.) все это, несомненно, влияет на развитие личности, но только со всеми другими изменениями в комплексе. [12]
В подростковом возрасте можно отметить и то, что они отличаются повышенной возбудимостью, импульсивностью, неуравновешенностью, которая может породить склонность к перепадам настроения и даже аффективные вспышки.
Порывы, которые носят отрицательный характер зачастую не контролируются центрами торможения в головном мозге. [10]
Зачастую бывает, что подросток сначала сделает, а потом только подумает и поймет, что нужно было поступить по-другому. Однако чувства подростка развиваются активнее, их эмоциональные переживания преобладают устойчивостью.
Одним из приобретённых новообразований этого возраста является «чувство взрослости». В представлениях подростка он уже не является ребенком, а считает себя взрослым. [15]
Это новообразование позволяет выразить новую жизненную позицию подростка по отношению к себе и окружающим его людям. С помощью его позиции можно определить социальные установки, особенности социальной активности, потребности, мотивы, переживания, отражающиеся в его поведении.
Подросток отвергает свою принадлежность к миру детей, но ему не хватает полноценно еще ощутить себя взрослым, у него нет еще личностных и социальных ресурсов для реализации «взрослой» жизни. [36] Качественные сдвиги, которые происходят при наступлении подросткового возраста, характеризуются развитием самосознания и изменениями в самопринятии. Присваиваются подростком ценности мира взрослых. Подросток уже направлен не столько на оценку взрослых, сколько на самопознание, осознания своих индивидуальных особенностей, положительных своих качеств и это становится хорошей основой для самовоспитания. [1]
В ходе развития подростки достигают определенной степени общественной зрелости, чтобы отвечать не только за себя, но и за их близких. Переживания физиологических изменений, реальность взрослой жизни, нарастающая ответственность, все это приводит к диссонансу образа «Я» ребенка подростка. У подростков порой бывает резкая смена интересов и увлечений; перестройка самооценки и оценки окружающих, появляются определенные жизненные планы, к которым нужно приложить усилия, чтобы они осуществились. Одним из компонентов образа «я» является образ тела. Тело растет и 9 видоизменяется, вызывая много ощущений, которых раньше не было и это связано с физиологическими процессами и с усилием внимания к своей внешности, а именно, подросток начинает сравнивать себя с эталонами, кумирами и сверстниками. [7]
Общаясь с окружающими людьми, происходит познание – себя — это своего рода примеривание «масок», разных стилей поведения, проигрывание различных ролей. Подростков привлекает внимание взрослые внешние признаки, такие как курение, употребление алкоголя, азартные игры, косметика, жаргонная лексика, сексуальные отношения и вступление в них, татуировки и прочее. [13]
Многие ученные утверждают, что за последние годы на становление личностного роста подростка сказалось социально-экономическая дисгармония общества. Происходит примитивизация сознания детей. Подростки относятся друг к другу и к окружающим с долей цинизма, грубостью, жестокостью и агрессивностью, а за такими внешними проявлениями скрываются глубокие внутренние переживания, тревоги, страхи, одиночество и неуверенность. [2]
Несоответствие между наклонностями человека, который взрослеет и осознает свои возможности, утверждая себя как личность и положение школьника, который зависит от родителей, что вызывает у него желание поскорее вырваться в самостоятельную и взрослую жизнь.
1.2 Виртуальные социальные сети как объект социально- педагогического исследования
В последнее время социальную сеть называли бесплатной платформой в Интернете, которая обеспечивает социальное взаимодействие ее участников, где вы можете самостоятельно размещать любую информацию и обмениваться ею. Актуальность нашего исследования заключается в том, что с появлением большего количества социальных сетей в Интернете и пользователей этих сайтов не только возросла социальная ценность сетей, но и возникло множество социальных и психологических проблем их пользователей (особенно подростков). Эти проблемы связаны, с одной стороны, с отсутствием сенсорного опыта, с другой - с развитием когнитивных процессов и особенностями формирования личности подростка, и в частности его идентичности, в третьих. место, к его самоопределению в обществе, нормативно-ценностные установки, а также возникновение зависимости от постоянного присутствия в социальных сетях.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов, А. Г. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире [Электронный ресурс] / А. Г. Асмолов.
– Режим доступа: http://asmolovpsy.ru/ru/publications/129.
2. Ахмадеева, Е. В. Увеличение активности подростков в интернет- среде как фактор влияния на психологическую безопасность / Е. В.
Ахмадеева, Т. А Голосок-Заболоцкая // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2014. - № 42.
3. Бабаева, Ю.Д. Интернет: воздействие на личность // «Гуманитарные исследования в интернете» / Ю.Д.Бабаева, А.Е. Войскунский, О.Е. Смыслова; под редакцией А.Е. Войскунского. - Москва : Можайск-Терра, 2000. — 432 с.
4. Бабаева, Ю. Д. Воздействие на личность. [Электронный ресурс] / Ю.Д. Бабаева, А.Е. Войкунеский, О.В. Смыслова // - Режим доступа: http://www.relarn.ru/human/pers.html.
5. Бакланов, И.С. Эпистемологические и лингвистические исследования в аналитической философии науки: семантика / И.С. Бакланов, О.А.Бакланова, А.М.Ерохин. - Москва, 2011. – 59 с.
6. Barnes, J.A. Class and committees in Norwegian paresis lands Human relations / J.A. Barnes // This Week’s Citation Classic. - 1954, v-7 p. 43-44
7. Белинская, Е.П. Пространство, населенное другими / Е.П. Белинская, А.Е. Жичкина // Киберпсихология. - 2011. – 4 февраля. – С. 23.
8. Божович, Л.И. Формирование личности в подростковом возрасте [Электронный ресурс] / Л.И. Божович. - Режим доступа: http://psichology.com.ua/bozhovich-l-i-formirovanie-lichnosti-v-podrostkovom- vozraste/.
9. Васильева, Е.Ю. Роль культуры и культурной идентичности в преодолении социальных рисков / Е.Ю.Васильева, А.М.Ерохин // Наука. Инновации. Технологии . – 2012. – № 1. – С. 64-69.
10. Выготский, Л.С. Подростковый возраст в свете разных концепций [Электронный ресурс] / Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович. - Режим доступа: http://psylib.org.ua/books/obuhl01/txt09.htm.
11. Годик, Ю. О. Научные проблемы гуманитарных исследований / Ю.О. Годик // Научно-теоретический журнал. - 2012 . - № 4 – С. 110.
12. Годик, Ю. О. Угрозы и риски безопасности детской и подростковой аудитории новых медиа / Ю.О. Годик // Медиаскоп. - 2011. - № 2. – С. 57.
13. Грецов, А. Г. Эмоциональные отношения подростков со сверстниками / А. Грецов под ред. Л. А. Регуш. – Санкт-Петербург. - 2005.
- № 7 - С. 73.
14. Дрепа, М. И. Психологическая профилактика интернет-зависимости у студентов: автореф. дис. канд. психол. наук. Пятигорск, 2010. С. 10.
15. Евсеева, Е. Другие дети / Е. Евсеева // Труд-7. – 2009. – 21 мая. – С.24.
16. Жичкина, А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете [Электронный ресурс] / А. Жичкина. - Режим доступа: http://flogiston.ru/projects/articles/refinf.shtml.
17. Клименко, О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). / О.А. Клименко — Санкт- Петербург : Реноме, 2012. — С. 405-407.
18. Колесникова, Т.С. Психологический мир личности и его безопасность / Т.С Колесникова. - Москва : Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. — 176 с.
19. Кузина, С. Роль СМИ в формировании культурных приоритетов молодежи [Электронный ресурс] / С. Кузина // Власть. 2007. №8. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-smi-v-formirovanii-kulturnyh- prioritetov-molodezhi.
20. Личко, А.Е. Психологические особенности подростковых девиаций / А.Е. Личко [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://psyera.ru/psihologicheskie-osobennosti-podrostkovyh-deviaciy-506.htm.
21. Лобейко, Ю. А. Социальная активность личности в обществе: социально-педагогические аспекты формирования / Ю.А. Лобейко // European Social Science Journal. – 2014. – № 7-2 (46). – С. 282-284.
22. Милкус, А. Социальные сети делают подростков одинокими и агрессивными / А. Милкус // [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.krsk.kp.ru/daily/25825/2802020/.
23. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик – Москва : Московский психолого-социальный институт, 2009. — 568 с.
24. Мудрик, А.В. Воспитательные ресурсы Интернета / А.В. Мудрик // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. – 2008. – № 4. – С. 37–39.
25. Неустова, О.В. Психологическая характеристика подросткового возраста в концепциях Д.Б. Эльконина и Д.И. Фельдштейна / О.В. Неустова // European research. - 2015. - № 6 (7). - С.64-66.
26. Особенности виртуального общения [Электронный ресурс] Режим доступа: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/7969-2013-05-25-00- 40-20.
27. Плешаков, В.А. Киберсоциализация человека: от Homo Sapiens’а до Homo Cyberus’а / В.А. Плешаков. – Москва : Прометей. – 2012.
28. Понятие «Интернет» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80% D0%BD%D0%B5%D1%82.
29. Понятие «Социальная сеть» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0
%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D1%8 2%D1%8C.
30. Понятие «Зависимость» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81
%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C.
31. Понятие «Зависимость от социальных сетей» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://site-piter.ru/information/dependence_social_networks/.
32. Причины обращения к виртуальному миру (с корректировками) [Электронный ресурс] Режим доступа: http://polina- kch.narod.ru/reasons.htm.
33. Солдатова, Г. В. Опасности, подстерегающие ребенка в сети Интернет / Г. В.Солдатова, Е. Д.Зотова // Справочник классного руководителя. - 2011. - № 7.
34. Солдатова, Г.В. Пойманные одной сетью: социально- психологическое исследование представлений детей и взрослых об интернете / Г.В. Солдатова, Е.Ю.Зотова, А.И.Чекалина, Гостимская О.С. под ред. Г.В. Солдатовой. — Москва : 2011. — 176 с.
35. Силаева, В. Л. Интернет как социальный феномен / В.Л. Силаева // Социс. - 2008. - № 11. С. 104.
36. Статья «Плюсы и минусы социальных сетей».[Электронный ресурс]: URL http://vse-v-inete.ru/articles/plyusy-i-minusy-sots-setei.html
37. Степанов, С. Психология подросткового и юношеского возраста [Электронный ресурс] / С. Степанов // Школьный психолог, 2010. - №22. Режим доступа: http://psy.1september.ru/psyarchive.php.
38. Фельдштейн, Д.И. Приоритетные направления психолого- педагогических исследований в условиях значимых изменений ребёнка и ситуации его развития (доклад на выездном заседании Президиума РАО в Нижнем Новгороде 19–20 апреля 2010 г. / Д.И. Фельдштейн // Вопросы воспитания. – 2010. – № 2. – С. 9–20.
39. Цимбаленко, С.Б. Влияние Интернета на российских подростков и юношество в контексте развития российского информационного пространства [Электронный ресурс] / С.Б. Цимбаленко. - Режим доступа: http://mic.org.ru/4-nomer-2012/162-vliyanie-interneta-na-rossijskikh- podrostkov-i-yunoshestvo-v-kontekste-razvitiya-rossijskogo-informatsionnogo- prostranstva.
40. Эталоны социальных сетей [Электронный ресурс] Режим доступа: http://br-analytics.ru/blog/socialnye-seti-v-rossii-zima-2015-2016-cifry-trendy- prognozy/.