Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность рассматриваемой темы заключается в том, что главную роль в хозяйственной деятельности современных компаний играет размер оборотного капитала. Управление в этой области должно быть направлено на формирование оборотного капитала в необходимом и достаточном объеме при наименьших затратах, а также на повышение эффективности его использования.
Управление оборотным капиталом – одно из наиболее значимых функциональных направлений системы управления предпринимательской структурой. Управление оборотным капиталом представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием оборотного капитала в необходимом и достаточном объеме при наименьших затратах и его эффективным использованием в различных видах деятельности предприятия. Правильная стратегия управления оборотным капиталом повышает эффективность его функционирования.
Целью данной работы является поиск резервов ускорения оборачиваемости оборотных средств предприятия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть динамику и структуру оборотных активов;
- провести анализ оборачиваемости оборотных средств предприятия;
- найти резервы ускорения оборачиваемости оборотных средств предприятия.
Цель и задачи данной работы определили ее содержание. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Объектом исследования является действующее предприятие ПАО «РН – КАРТ».
Предметом исследования данной работы являются оборотные средства данного предприятия.
В ходе работы были использованы такие методы как анализ литературы, горизонтальный и вертикальный анализ, графический метод и т.д.
1. Теоретические основы анализа и управления оборотным капиталом коммерческой организации
1.1. Сущность и квалификация оборотного капитала
Оборотный капитал является тем капиталом, который инвестируется фирмой в ее текущую деятельность, то есть на период одного производственного цикла. Отсюда и сами средства, которые входят в оборотный капитал называются текущими активами или оборотными активами. [6, с.23] Таким образом, термины «оборотный капитал», «оборотные активы» и «оборотные средства» являются тождественными.
Все оборотные средства делятся на оборотные производственные фонды и фонды обращения.
В денежном выражении оборотные средств могут принимать различные формы, которые могут быть:
- материальная форма – материалы или предметы труда, которые поступают в производство;
- производительная форма – оборотные средства, которые вовлечены в производственный процесс;
- товарная форма – оборотные средства, которые представляют собой уже произведенную продукцию и которая может быть продана покупателям;
- денежная форма – готовая продукция реализуется покупателям, а предприятия получает денежные средства за готовую продукцию.
На полученные денежные средства предприятие опять закупает сырье и материалы, которые могут быть использованы в следующем производственном цикле.
Оборотные производственные фонды включают: [14, с.118]
- материальные ресурсы – сырье, материалы, полуфабрикаты и другие материальные ценности;
- незавершенное производство – материалы и сырья, которые еще находятся в обработке; оно включает также полуфабрикаты собственного производства – сырье и материалы, которые прошли частичную обработку и требуется их дальнейшая переработка;
- расходы будущих периодов – затраты, которые уже осуществлены на события, которые еще не произошли.
Классификация оборотных средств предприятия приведена на рисунке 1.
1.3.Анализ показателей эффективности использования оборотных активов
Обычно количественный анализ оборачиваемости начинает с проверки выполнения «золотого правила экономики»: темп роста прибыли (Тп) должен быть выше роста объемов реализации (Тр), который, в свою очередь, должен превосходить увеличение стоимости активов (Та) предприятия, то есть:[
Тп > Тр > Та > 100% (1)
Данное правило характеризует желательное состояние экономики предприятия, однако его невыполнение не означает, что у предприятия имеют место крупные проблемы.
Выполнение «золотого правила» свидетельствует об эффективной деятельности предприятия, что значительно упрощает получение предприятием финансовых ресурсов, как в форме инвестиций, так и в форме кредитов.
Таким образом, «золотое правило» определяет имидж предприятия, создает ему возможность для дальнейшего развития.
Эффективность использования оборотного капитала определяют с помощью показателей:
- оборачиваемости оборотного капитала;
- рентабельности оборотного капитала.
В процессе определения показателей оборачиваемости оборотного капитала рассчитывают:
- показатели оборачиваемости различных видов оборотных активов, так и в целом оборотных средств;
- определяют продолжительность одного оборота оборотных активов, как в целом, так и по видам оборотных активов;
- рассчитывают размер средств, которые вовлекаются в оборот в случае ускорения оборачиваемости или замораживаются в обороте в случае снижения оборачиваемости активов.
Оборачиваемость оборотных активов определяется по следующей формуле:
Ооа=В/Оа (2)
где Ооа – оборачиваемость оборотных активов;
В – выручка;
Оа – оборотные активы.
Показатель оборачиваемости оборотных активов определяется, сколько необходимо выручки для оборота единицы оборотных активов.
ПОоа = Т/Ооа (3)
ПО оа – продолжительность одного оборота оборотных активов;
Т- продолжительность анализируемого периода.
В результате изменения оборачиваемости происходит высвобождение или вовлечение оборотных активов в оборот, которое определяется по следующей формуле:
В оа = Изм ПО оа*В/Т (4)
где Воа = высвобождение или вовлечение оборотных активов в оборот;
Изм ПО оа – изменение продолжительности одного оборота оборотных активов;
В/Т = однодневная выручка в течение периода.
Высвобождение средств из оборота происходит, если продолжительность одного оборота возрастает, а скорость оборота снижается.
Вовлечение средств в оборот происходит, если продолжительность оборота снижается, скорость оборота растет.
В случае, если рассматривается оборачиваемость отдельных видов оборотных активов, то размер выручки сравнивают с размер конкретного вида оборотных активов.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994г. №51-ФЗ //www.consultant.ru.
2. Алексеева А.И., Васильев Ю.В. и др. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. – М.: КноРус, 2019. - 718 с.
3. Анализ хозяйственной деятельности предприятия /Под ред. Л.П. Ермоловича.– Минск: Интепресссервис: Экоперспектива, 2018.–576 с.
4. Бакадоров, В.Л. Финансово-экономическое состояние предприятия. /В.Л. Бакадоров, Г.Д. Алексеев. Учеб. пособие.– М.: Приор, 2019.– 96 с.
5. Бердникова, Т.Б. Анализ и диагностика финансово– хозяйственной деятельности предприятия– М.: Инфра-М– М, 2019.– 224 с.
6. Бочаров В.В. Финансовый анализ. - СПб.: Питер, 2018. – 548 с.
7. Герасимова, В.А. Анализ финансово– хозяйственной деятельности предприятия в вопросах и ответах – М.: Дашков и Ко, 2019.– 224 с.
8. Ермолович Л. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. – М.: Издательство: Современная школа, 2018 г. - 800 с.
9. Ефимова, Мельник, Анализ финансовой отчетности. – М.: Омега-Л, 2019. – 326 с.
10. Ковалев, В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Велби, 2018.– 424 с.
11. Ковалев, В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 2019.– 362 с.
12. Либерман И.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности. – М.: РИОР, 2018. – 224 с.
13. Макарьева, В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации. – М.: Финансы и статистика, 2016.– 304 с.
14. Маркарьян, Э.А. Финансовый анализ. Учеб. пособие.– М.: ФБК– ПРЕСС, 2016.– 224 с.
15. Марченкова И.Н. Бухгалтерская отчетность как основной источник информации для детализованной оценки показателей финансового состояния хозяйствующего субъекта //Экономический анализ: теория и практика, - 20(185) - 2018 июль.
16. Рудакова О.В., Шатунов А.Н. Оборотный капитал предприятия: управление и оптимизация // Российское предпринимательство. – 2017. – № 9 Вып. 1 (166). – С.77.
17. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Инфра – М, 2019. – 544 с.
18. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. - Минск: Новое знание, 2019.– 904 с.
19. Шеремет А. Д., Сайфулин Р. С., Негашев Е. В. Методика финансового анализа. – М.: Инфра-М, 2017. - 208с.
20. Юркова Т.И, Юрков С.В. Экономика предприятия. – М.: Экономика, 2018, -116 с.