Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Важной ступенью в развитии знаний о конфликтах стало рождение науки конфликтологии. Она вобрала в себя не только теоретическую базу, но и большой набор практических средств, методов, приемов по диагностике, а также преодолению конфликтов в самых различных социальных ситуациях. С этой стороны конфликтологию можно и даже нужно рассматривать как некую прикладную отрасль в самых различных областях деятельности.
Современная конфликтология не разрабатывает свой собственный инструментарий, а широко использует методы и методики, разработанные в других отраслях знаний [4]. Как метод сбор первичной информации об изучаемом объекте путем целенаправленного, организованного, непосредственного восприятия и фиксирования конфликтных событий опрос обладает рядом достоинств. В ходе опроса методом наблюдения конфликт воспринимается непосредственно. Это может быть обеспеченно участием в конфликте (наблюдатель выступает одним из оппонентов) и восприятием конфликта со стороны (свидетель, второстепенный участник, посредник).
Как и некоторые науки, конфликтология использует различные методы изучения. Сбор, обработка и сводка данных представляют собой составную часть общего аналитического процесса.
Актуальность исследования состоит в том, что анализ документов позволяет получать сведения о прошедших событиях, непосредственное наблюдение которых уже невозможно. Изучая документы, в которых те или иные явления жизни, события прослеживаются в течение многих лет, можно выявить тенденции и направленность их изменения. Анализ документов занимает важное место в методологическом арсенале специалиста. С его помощью можно изучать, анализировать и сравнивать различные общественные явления и события, которые были отражены в разных документах. Анализ документов необходим практически для любого вида исследования, так как он позволяет ознакомиться с существующей проблемой.
Развернутая систематизация установленных в конфликтологии методов, предложенная А.Г. Большаковым и М.Ю. Несмеловой, включают разнообразные метода [3].
Для грамотного исследования и сбора полных данных необходимо иметь представление об основных методах сбора, уметь соотносить методы с поставленными перед исследованием целями и задачами. Зная достоинства и недостатки тех или иных методов и область их применения, можно иметь достоверную и свежую информацию по любому интересующему вопросу. Эта проблема показалась актуальной и интересной.
Цель исследования: рассмотрение особенностей методов сбора данных и анализа документов как методов в конфликтологии, оценка их эффективности на конкретном примере.
Основными задачами работы являются:
1.Определить сущность понятия «метод»;
2.Рассмотреть основные методы сбора данных;
3.Выявить особенности метода анализа документов.
4.Провести эмпирическое исследование с применением данных методов.
Объектом изучения являются методы сбора данных и анализ документов как методы конфликтологии.
Предмет изучения: использование в практических исследованиях методов сбора данных и анализа документов.
При выполнении курсовой работы были использованы различные научные методы исследований:
- теоретический метод: систематизация, обобщение и классификация проработанного материала;
- эмпирические методы: анализ эффективности методов сбора данных и анализ литературы.
Работа состоит из введения, основной части, состоящей из теоретического и практического аспектов, рассматриваемой проблемы, заключения, списка литературы, содержащего основные источники.
Глава 1. Теоретические аспекты методов сбора данных и анализа документов
1.1. Основные методы сбора данных
В данном параграфе определим понятие метод, рассмотрим основные методы сбора данных.
Метод в конфликтологии – это совокупность социально-психологических, философских, логических, политических и иных приемов и способов познания, уникальность набора которых, с одной стороны, способствует признанию конфликтологии в качестве самостоятельной сферы научного знания, а с другой – способствует аккумулированию сведений, составляющих научную теорию социального конфликта.
Метод – способ организации деятельности, обосновывающий нормативные приемы осуществления научного исследования [16].
Для сбора, обработки и анализа информации, необходимые в конфликтологии, применяются методы, уже апробированные на практике других наук: психологии, социологии, статистики, юриспруденции, менеджмента, истории и прочие. Развернутая систематизация установленных в конфликтологии методов, предложенная А.Г. Большаковым и М.Ю. Несмеловой включают следующие методы [3].
Методы сбора конфликтологической информации:
1. наблюдение - прямая и опосредованная регистрация конфликтологом ситуации и ее необходимых, с позиций конфликтологии, элементов;
2. изучение документов - исследование информации о конфликтах, зафиксированной в материальном носителе;
3. опрос - сбор эмпирической информации посредством получения ответов на устные (интервьюирование) и письменные (анкетирование)вопросы. Социометрический опрос измеряет взаимоотношения в малых группах;
4. метод case-study — изучение различных конфликтных ситуаций из реальной жизни и получение на их основе практических выводов;
5. экспертная оценка - включение компетентных в данной области лиц;
6. имитационный метод - моделирование потенциальных конфликтов с помощью игр, в частности, деловых игр, и выявление по результатам игры наиболее уязвимых мест, формирующих конфликтогены.
Остановимся на четырех основных методах сбора первичных данных: опрос, наблюдение, эксперимент и имитация.
В ходе опроса происходит систематический сбор информации от опрашиваемых лиц посредством контактов с ними лично, по телефону или по почте. Он может дать данные об отношениях, прошлых покупках и характеристиках потребителей. Однако на его точность влияют неправильные или искаженные ответы. Для фиксации ответов используется вопросник.
Личный опрос проводится один на один, он гибок, ориентирован на получение пространных ответов и снижает неопределенность. Однако он дорог и допускает отклонения в результате пристрастий интервьюера, который может подсказывать свое мнение опрашиваемым или создавать определенную обстановку во время опроса. Опрос по телефону занимает меньше времени и относительно недорог. Ответы носят краткий характер, однако проблемой здесь может стать отказ от ответов. Необходимо подтверждение выхода на желательное лицо. У некоторых людей нет телефона или их номера не указаны в справочнике. Эта проблема может быть преодолена посредством использования устройств, набирающих случайные номера. Опрос по почте может обеспечить выход на разбросанную совокупность людей, у него нет смещений от личности интервьюера, и он относительно дешев. Основные проблемы здесь: отказ или задержка ответов, а также участие не тех лиц. Выбор метода зависит от целей и потребностей конкретного исследовательского проекта. Опрос может быть открытым или скрытым. В первом случае опрашиваемым лицам указывается реальная цель исследования, во втором - реальная цель не сообщается. Так можно получить более искренние ответы, избежать того, чтобы опрашиваемое лицо говорило то, что, по его мнению, хочет увидеть или услышать интервьюер или исследователь.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Анцупов, А. Я. Конфликтология. Учебник / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Питер, 2015. – 528 c.
2.Байрамов В.Д., Куликов Е.М., Кубякин Е.О., Райдугин Д.С. Методология и методы социологического исследования / Учебное пособие. Москва, 2016
3.Большаков А., Несмелова М. Конфликтология организаций – М., 2001. – 182 с.
4.Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. - М.: Питер, 2008. – 172 c.
5.Демчук О.Н., Ефремова Т.А. Теория организации: учебное пособие. Издательство «Флинта». Москва, 2017.
6.Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: курс лекций. Ростов-на-Дону: Феникс. 1998. 480 с.
7.Муратова А.Р. Разрешение социально-трудовых противоречий через систему социального партнерства // Региональная экономика: теория и практика. 2012. № 42. С. 8–13.
8.Никитина В. А. Факторы внутригрупповой конфликтности трудового коллектива // Вестник науки и образования. 2018. №7 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-vnutrigruppovoy-konfliktnosti-trudovogo-kollektiva (дата обращения: 07.11.2021).
9.Новицкая Е.А., Руднева Е.Ю. Особенности развития организации на каждом этапе ее жизненного цикла // Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике, 2017. Т. 3. № 1 (2). С. 215–218. 10.Панина Е.С. Трудовые конфликты на предприятиях // Основы экономики, управления и права. 2012. № 6. С. 132–135.
11. Пашинян И. А. Контент-анализ как метод исследования: достоинства и ограничения // Научная периодика: проблемы и решения. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontent-analiz-kak-metod-issledovaniya-dostoinstva-i-ogranicheniya (дата обращения: 07.11.2021).
12.Регнет Э. Организационные конфликты. Формы, функции и способы преодоления / Пер. с нем. 2-е изд., испр., перераб. Издательство «Гуманитарный центр», 2014. 408 с
13.Черепкова Н.В., Чугункин С.А. Социально- психологический климат как неотъемлемая часть трудового процесса в коллективе. Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2011. Том 1.
14. Фролова Е. В., Рябова Т. М., Рогач О. В., Зуйкина А. В. Конфликты в системе школьного образования: ключевые проблемы, специфика и факторы развития // ПНиО. 2019. №3 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konflikty-v-sisteme-shkolnogo-obrazovaniya-klyuchevye-problemy-spetsifika-i-faktory-razvitiya (дата обращения: 07.11.2021).
15. Целютина Т.В., Линкина Д.Л., Поляков А.Н. Рациональное поведение руководителя и эффективная коммуникация в конфликте: стратегии управления конфликтами // Перспективы науки и образования. 2015. № 1 (13). С. 135-139.
16.Шапарь В. Б., Шапарь О. В. Ш 23 Практическая психология. Проективные методики. / В. Б. Шапарь, О. В. Шапарь. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 480 с.
17. Электронная библиотека. Ковальчук М. Девиантное поведение: профилактика, коррекция, реабилитация. Онлайн- чтение https://iknigi.net/avtor-marina-kovalchuk/31826-deviantnoe-povedenie-profilaktika-korrekciya-reabilitaciya-marina-kovalchuk/read/page-2.html