Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В условиях современной экономики России существует много проблем, которые связаны с формированием федерального бюджета страны и осуществления его прогнозирования и планирования.
Актуальность выбранной темы курсовой работы обуславливается тем, что изучение особенностей формирования федерального бюджета страны весьма важно, потому как от правильной, рациональной, гибкой и эффективной организации процессов пополнения и расходования средств бюджета, от вовремя принятых мер по поиску источников финансирования дефицита или справедливого использования профицита бюджета, зависят объемы национального дохода, результаты деятельности отраслей, которые поддерживаются государством, уровень жизни населения, и следовательно благосостояние России в целом.
Цель написания курсовой работы – изучить особенности формирования федерального бюджета России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить такие задачи, как:
- изучить теоретические аспекты формирования федерального бюджета Российской Федерации;
- проанализировать динамику и структуру доходов федерального бюджета;
- оценить динамику и структуру расходов федерального бюджета;
- определить проблемы формирования федерального бюджета РФ.
Объект написания курсовой работы – федеральный бюджет РФ.
Предмет написания курсовой работы – особенности формирования федерального бюджета РФ.
В написании курсовой работы использовались такие методы, как: статистическая обработка данных, сравнение, анализ, синтез и мониторинг.
Теоретическую основу написания курсовой работы составили труды ученых в сфере государственных финансов, периодические издания и материалы сети Интернет.
Нормативной базой для написания данного исследования послужили: Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, нормативно-правовые акты РФ.
1 Теоретические аспекты формирования федерального бюджета РФ
1.1 Роль, функции и сущность федерального бюджета
Ключевую роль в развитии и формировании социально-экономической структуры страны играет финансовая система государства, составляющими которой являются бюджет органов государственного и муниципального управления. Благодаря бюджетным средствам государственные и муниципальные органы власти получают финансовую поддержку для содержания аппарата власти, обороны и безопасности, реализации социальных мер и решения экономических задач.
Согласно ст.16 (утратила силу) Бюджетного кодекса РФ, федеральный бюджет определяется как форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.
Для выполнения центральными органами власти обязанностей и финансового обеспечения общих государственных мероприятий формируют финансовый фонд, который называется федеральным бюджетом. В Конституции Российской Федерации говорится о том, что в ведении России находится федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы и т.п.
Посредством федерального бюджета распределяются и перераспределяются ВВП, национальный доход страны между отраслями хозяйствования, регионами и населением. Из федерального бюджета финансируется содержание государственного аппарата, оборона и безопасность страны, развитие науки, подготовка высококвалифицированных специалистов.
Также огромную роль федеральный бюджет играет в поддержке и развитии СМИ, искусства и культуры.
Чтобы решать эти задачи, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ формирование федерального бюджета происходит за счет налогов и неналоговых доходов.
Федеральным бюджетом выполняются такие функции, как:
1) аккумулирующая выполняется доходами федерального бюджета. Структура доходов не является постоянной и зависит от приоритетов в экономике страны и экономического положения;
2) перераспределительная функция. Благодаря этой функции происходит перераспределение ВВП страны. Здесь государство финансирует отдельные отрасли, регионы, непроизводственную сферу для соблюдения определенных макроэкономических пропорций;
3) контрольная функция позволяет осуществлять контроль над исполнительной властью, выявить финансовое положение некоторых экономических субъектов, отраслей хозяйств, муниципалитетов;
4) регулирующая функция – в рыночной экономике основной инструмент – финансовая система, а центральное звено – бюджет.
Помимо вышеуказанных основных функций федеральный бюджет может и выполнять другие функции: стимулирующую, информационную и др. Эти функции – дополнительные, и зависят от назначения бюджета.
1.2 Особенности формирования доходов федерального бюджета
Доходная часть федерального бюджета формируется в соответствии с Финансовым регламентом Российской Федерации и Налоговым кодексом Российской Федерации. Сюда могут входить доходы, которые зачисляются в бюджеты других уровней для целевого финансирования централизованной деятельности, бесплатные трансферты и доходы из целевых бюджетных средств.
Доходы федерального бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также бесплатных трансфертов.
Налоговые поступления - это поступления, уплачиваемые из соответствующего бюджета и из бюджета Государственного внебюджетного фонда с даты, определенной налоговым законодательством Российской Федерации.
Неналоговые доходы и прочие доходы - доходы, выплачиваемые домашнему хозяйству с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.
Налоговые поступления включают государственные, штатные и местные налоги и сборы, проценты и штрафы.
Неналоговые доходы включают доходы от использования государственного или муниципального имущества после уплаты налогов и сборов; Доходы от платных услуг бытовых учреждений; Средства от применения мер гражданской, уголовной и административной ответственности; прочий не облагаемый налогом доход.
К свободному и безвозвратному доходу относятся: гранты от других домохозяйств (гранты и субсидии); Субсидии из компенсационных фондов и местных бюджетов из бюджетов других уровней; Бесплатные переводы из бюджетов внебюджетных фондов, юридических и физических лиц, международных организаций и добровольные пожертвования. При этом учитываются доходы федерального бюджета:
1.3 Алгоритм формирования расходов федерального бюджета
Расходы федерального бюджета показывают экономические связи, возникающие в результате использования государственных средств. Из-за этого проявлением этих отношений являются определенные виды домашних расходов.
Формирование расходов федерального бюджета основывается на расходных обязательствах, вытекающих из разграничения полномочий федеральных властей.
По экономическому содержанию домашние расходы делятся на текущие расходы и инвестиции.
Капитальные затраты - затраты на инвестиционную и инновационную деятельность, в том числе: капитальные затраты в существующих или вновь созданных юридических лицах в соответствии с утвержденной инвестиционной программой; Потребительские кредиты на инвестиционные цели; Затраты на капитальный ремонт и прочие затраты на расширение племенного хозяйства; Расходы на создание или приумножение собственности РФ; прочие расходы.
Капитальные затраты могут включать в себя бюджет развития, который включает: инвестиции в основные средства; Капитальные переводы; Формирование запасов и резервов; Приобретение нематериальных активов и земли.
Текущие расходы - это расходы, которые поддерживают повседневную работу государственного сектора, предоставляют субсидии, гранты и гранты для текущих операций, а также другие расходы, которые не включаются в капитал. Текущие расходы федерального бюджета можно разделить на следующие подгруппы: приобретение товаров и оплата услуг; Выплата процентов; Гранты, субсидии, трансферты; Вознаграждение за услуги по признанию права собственности за рубежом.
Бюджетные средства предоставляются в следующих формах:
- ассигнования на содержание бюджетных учреждений;
- трансферты населению;
- Оплата товаров, работ и услуг, предоставляемых в рамках государственных контрактов;
- рассмотрение вопроса об осуществлении определенных государственных полномочий;
- заем для компенсации дополнительных затрат, которые приводят к увеличению комиссионных и снижению доходов;
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) // "Собрание законодательства РФ", 03.08.1998, N 31, ст. 3823.
2. Болтинова О. В. Бюджетное право / О.В. Болтинова. — М.: Норма, Инфра-М, 2017. — 288 c.
3. Бюджетное право: Учеб. пособие./Под ред. Никитина А.М. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2018. — 235 с.
4. Бюджетное право: учебник / Н.Д. Вершило, Т.А. Вершило, О.Н. Горбунова и др.; под ред. И.А. Цинделиани. М.: Проспект, 2018. 400 с.
5. Бюджетное право. Учебное пособие. — М.: Закон и право, Юнити-Дана, 2018. — 352 c.
6. Годин А.М. Бюджетная система РФ: Учеб. пособие. – М.: Издательский Дом «Дашков и К˚», 2017. — 324 с.
7. Годин А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Издательский Дом «Дашков и К», 2017. — 345с.
8. Крохина Ю. А. Бюджетное право России / Ю.А. Крохина. — М.: Юрайт, Юрайт, 2018. — 448 c.
9. Парыгина В. Бюджетное право и процесс. Учебник / В. Парыгина, А. Тедеев. — М.: Эксмо, 2018. — 384 c.
10. Тедеев А. А. Бюджетное право Российской Федерации / А.А. Тедеев, В.А. Парыгина, С.И. Мельников. — М.: Приор-издат, 2018. — 192 c.
11. Фетисов В.Д. Бюджетная система РФ: Учеб. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018. — 345 с.
12. Федеральное Казначейство РФ: https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/
13. Бюджет России на 2018 год в цифрах: http://fincan.ru/articles/31_byudzhet-rossii-2018-v-cifrah/
14. Бюджет России на 2019 год в цифрах: http://fincan.ru/articles/45_byudzhet-rossii-na-2019-god-v-cifrah/
15. Бюджет России на 2020 год в цифрах: http://fincan.ru/articles/112_byudzhet-rossii-na-2020-god-v-cifrah/