Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время проблема маскулинизации женщин и феминизации мужчин становится всё более острой. Неверно понятые идеалы, навязанные обществом стереотипы, заставили женщину отстаивать и добиваться для себя чисто мужских ценностей, вызывая этим отклонение в развитии психологического пола, становлении гендерной идентичности. Неправильно усвоенные гендерные роли в детстве являются причиной депрессивных состояний, неврозов, социальных психотравм, чувства неполноценности и одиночества, нестабильности семейных отношений в зрелом возрасте. Медики и психологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У человека наблюдается ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими людьми. Даже небольшое отклонение от нормы в области гендерного самосознания чревато негативными последствиями.
Процесс феминизации мужского пола и маскулинизации женского широко затронул все стороны нашей жизни, но особенно ярко это проявляется в семье, где дети и осваивают свои гендерные роли. К тому же стремительно растет число неполных семей, в которых процесс гендерной идентификации определенно затруднен из-за отсутствия кого-то из родителей. По мнению Мухиной В. С. и других психологов, первые пять лет жизни играют определяющую роль в развитии черт мужественности у мальчика и в установлении в будущем гетеросексуальных отношений у девочек. И чем дольше в этот период ребенку придется жить без отца, тем серьезнее могут оказаться трудности гендерной идентификации, если никакой другой мужчина не послужит эффективной заменой. Гендерная идентификация не означает лишь осознания ощущений «Я - мальчик», «Я - девочка», но включает и целый ряд общественных ролей. Только взаимодействие полов придает гендерной идентификации смысл. В неполной семье ребенок вместе с взрослыми не переживает эти отношения и не видит четкой модели поведения. У него не создается модель собственного поведения как представителя определенного пола, поэтому можно предположить, что у детей из неполных семей присутствуют некоторые проблемы в становлении гендерной идентичности. Как показывает ряд исследователей (Л. С. Выготский, Н. В. Бордовская, Д. Арчер, И. В. Осорина, Э. Эриксон, А. А. Чекалина и др.) младший школьный возраст является периодом гендерной сегрегации, когда дети стараются избегать представителей другого пола. Гендерная сегрегация приводит к тому, что дети не умеют общаться с представителями противоположного пола, что вызывает определенные проблемы в подростковом возрасте. Младший подростковый возраст характеризуется восприимчивостью к внешним влияниям, податливостью к эмоциональному воздействию и поэтому является сензитивным для формирования психологической гендерной идентичности и оптимизации взаимоотношений с представителями противоположного гендера.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что настоящее время Россия переживает целый ряд трудностей и перемен. Особое место среди них занимает проблема психоэмоционального, духовного и нравственного здоровья общества, которое остро нуждается в обретении утерянных духовно-нравственных, психосоциальных ориентиров развития человека. Не является исключением современная семья, кризис развития которой проявляется в ее нестабильности, дегуманизации, потере социализирующего влияния на подрастающее поколение. Возрастает взаимное отчуждение в родительско-детских отношениях в семье при одновременной их демократизации, резко снижается удовлетворенность ребенка принадлежностью семье, его психоэмоциональное состояние. Идеальные образцы взаимоотношений, зафиксированные в культуре, не совпадают с наблюдаемыми и осваиваемыми детьми типами отношений в современной семье. Гендерное и личностное развитие детей и подростков нуждается в оптимизации и психолого-педагогической поддержке. После длительного периода развития психологии как "бесполой" (И.С.Кон), в России наступило время обращения к проблеме пола и гендерной дифференциации. Это объясняется не только тем, что категория пола сложнейшая психологическая, историко-культурная и клиническая проблема, но, прежде всего тем, что современные требования воспитания и индивидуального подхода к формированию личности не могут быть поняты без учета психологической специфики пола детей, становления их гендерного самосознания.
Объект исследования данной работы – гендерные представления детей младшего подросткового возраста
Предмет исследования – возрастная психология.
Цель исследования – изучение гендерных особенностей и различий младшего подросткового возраста.
Задачи исследования:
- провести теоретический анализ гендерных различий в выборе средств утверждения личности.
- изучить различные подходы психологов к определению понятия «гендер». История развития «гендера».
- описать особенности младшего подросткового возраста.
- изучить интеллектуальное развитие детей младшего подросткового возраста с учетом гендерных различий.
- провести исследование особенности гендерных Я- представлений подростков младшего и старшего возрастов.
1. Теоретический анализ гендерных различий в выборе средств утверждения личности
1.1 Различные подходы психологов к определению понятия «гендер». История развития «гендера»
Впервые термин «гендер» употребил Роберт Столлер и Джон Мони. Вводя в научный мир данный термин, Р. Столлер рассматривал его как «социальные проявления принадлежности к полу или «социальный пол».
После выступления Р. Столлера на конгрессе в Стокгольме, данный термин прочно закрепился в мире психологии. Данное выступление и далее разведение биологической и социальной культурной составляющей и положило начало гендерным исследованиям.
Дальнейшее изучение подхватила Дж. Скотт. В ее представлении термин «гендер»: «не снимая и не отрицая половых различий, делает упор на те социальные особенности мужчин и женщин, которые возникают у них в результате их общественной деятельности и которые, в конечном счете, определяют своеобразие их социального поведения». Цитата. Благодаря данной идее, можно более обширно исследовать соотношение стереотипов поведения мужчин и женщин в обществе.
Дальнейшему росту интереса в развитии понятия «гендера» в наибольшей степени благоприятствовали и работы, проводившиеся в русле феминистической антропологии. Такими работами считаются – работы М. Мид, М. Розальдо и Ламфере, Ш. Ортнер. Их изучение данной темы поспособствовало обсуждению дискриминации полов, проблемы ролей мужчин и женщин, а также их несправедливом характере для женщин.
Так, многие приверженцы феминистского течения утверждали, что в процессе социализации в обществе образуются определенные требования, благодаря которым все более устойчивым становится неравенство полов. В дальнейшем данные правила распространяются и действуют в различных социальных институтах. Такого мнения придерживались С. де Бовуар, Б. Фридан, К. Гиллиган, К. Миллетт.
Как считает Н.Л. Пушкарева «гендерным концепциям» предшествовала и теория социализации Т. Парсонса и Р. Бейлса. Авторы данной теории предполагали, что нужно учитывать и исследовать, как усваиваются общественные (в том числе половые) роли и как индивид «обучается» им.
Кроме того, в своей теории половых ролей Т. Парсонс указывал о разделении мужских и женских ролей в семье. Так, он считал, чтобы семья гармонировала и оставалась целостной, основная женская роль – вести домашнее хозяйство. Однако только равновесие различных, но равных ролей обеспечит стабильность и единство семьи. Но, за пределами данной теории, все-таки существует проблема различия в дифференциации сил и прав в семье, которая связана с распределением гендерных ролей. Однако, главные положения данной теории Т. Парсонса применяются в гендерных исследованиях для анализа неравенства, обусловленного предписанными традиционными ролями мужчин и женщин.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Альберти, Р. Самоутверждающее поведение / Р. Альберти, М. Эммонс. – СПб., 2016.
2. Балгимбаева, З.М. Психология гендерных предубеждений / З.М. Балгимбаева. – Алматы: «Алла прима», 2018. – 160 с.
3. Бендас Т.С. Гендерная психология: учебное пособие/ Бендас Т.С. – СПб.: Питер, 2018. – 431 с
4. Бурн, Ш. Гендерная психология / Ш. Берн. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2020. – 320 с.
5. Большой психологический словарь / авт.-сост. и общ. ред.: Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – СПб.: Прейм-Еврознак, 2017.
6. Воронина, О.А. Основы гендерной теории и методологии / О.А. Воронина, О.А. – М.: МЦГИ – МВШСЭН, 2019. – С. 416
7. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка /Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл, изд-во Эксмо, 2017.
8. Джеймс Ф.Л. Самоисполняющееся пророчество: гендер с социально-психологической точки зрения. [Электронный ресурс]: Джеймс Ф.Л. – СПб.: Питер, 2019. – С. 144–161. http://www.etpg.org
9. Здравомыслова Е.А. История и современность: гендерный порядок в России. Гендер для «чайников» / Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина. СПб.: Питер, 2018. – 260 с
10. Здравомыслова, О.М. Общество сквозь призму гендерных представлений./ О.М. Здравомыслова. – М., 2019. – С. 184–192
11. Ильин Е.П. Дифференциальная психология мужчины и женщины. Глава 2. Гендерные стереотипы, или Мужчины и женщины в глазах общества / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2017,