Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Публицистика представляет собой важное понятие современного гуманитарного знания, в котором находят отражение разные формы общественной деятельности людей.
Как полагает А. В. Полонский (доктор филол. наук, профессор кафедры языка и стиля массовых коммуникаций факультета журналистики Белгородского государственного университета), более тридцати лет назад ученые рассуждали о публицистике как о сложном, разнообразном культурном явлении, которое является, в том числе, загадкой .
Огромное количество разномастных текстов, обычно относимых к публицистике (публичная речь, газетная статья, короткий рассказ, фельетон, эпитафия, афоризм и даже надпись на вазе), их логическое понимание, представленное не менее виртуозным числом научных трудов, как полагает А. В. Полонский, говорит о том, что для ученых публицистика – неизвестная сфера, до сих пор не определены ее особенности. Дело в том, что крайне сложно понять публицистику и ее суть, потому как она разнообразна по своим проявлениям, которые, как правило, контрастны. Просто описание того, что относится к публицистике, не дает точного понимания ее сущности.
Поэтому формируется сомнение в возможности сведения единой инструкции в определении публицистики. Тема границ публицистики также осложнена тем, что в последнее время расширяются жанры публицистики, они пересекаются. Связывается с современным темпом жизни информационного общества.
Целью данной работы является рассмотрение личности А. В. Полонского как исследователя теории и практики публицистики.
Задачи работы:
- рассмотреть общепринятое представление о публицистике;
- описать объект публицистики по А. В. Полонскому;
- рассмотреть мнение А. В. Полонского о коммуникативно-информационной функции публицистики;
- изучить социально-преобразующую, идеологическую, эстетическую и языкотворческую функции публицистики (по А. В. Полоскому).
Объект исследования – публицистика. Предмет исследования – публицистика в понимании А. В. Полонского.
Глава 1 Общая характеристика публицистики: общепринятое представление
Для начала рассмотрим, что представляет собой публицистика и чем она отличается от журналистики. Последняя имеет 7 базовых интерпретаций. Это социально-политическая деятельность по сбору, обработке и распространению общественно важной информации. Это также совокупность профессий, кто занимается подготовкой оперативных материалов для средств массовой коммуникации. Например, журналистами считают редакторов, заведующих отделами, ответственных секретарей, корреспондентов, выпускающих .
Теперь рассмотрим, что же называется «публицистикой». Плодотворный спор на данную тему прошел среди ученых факультета журналистики Московского университетов в середине прошлого столетия. Кто-то полагал, что публицистика является особенной частью общественно-политической деятельности, которая нацелена на актуально-политическое воздействие на массы. Публицистика является произведениями, в которых оперативно проводятся и исследуются, обобщаются актуальные события и процессы для влияния на мнение общества, сознание социума и тем самым оказывается социальная помощь тем, к кому обращен автор .
Так или иначе, публицистикой является творчество, которое развивается под влиянием практики социума, это отражение текущей реальности, специфический информационный поток. Это отражение, которое фиксируется в фактах практики и рассуждениях, в терминах, идеях, образах публицистики, гипотезах, которые дают возможность анализировать актуальные события под политическим углом зрения, оперативно давать им оценку и так выражать и создавать мнение в обществе и через него влиять на сознание людей и развитие их практической деятельности.
Также публицистика является массовой политической пропагандой, когда информационная содержательность комбинируется с эмоциональной выразительностью, где точность в передачи действительности комбинируется с остротой политики мысли комментатора и выраженностью отношения автора к реальности.
Публицистика также имеет трехзначный характер. Полагают, что преобладающим среди трактовки публицистики является понимание того, что она – особый, обладающий своими принципами род творчества. Это живой отклик на определенный факты и события, явления и процессы жизни в обществе .
Публицистика также может являться и определенным типом творчества, который не имеет рамок и является способом реализации гражданской миссии автора. Дифференцируя продукты, которые поступают в массовые потоки информации по назначению и направленности, выделяют 7 групп текстов.
Публицистика представляет собой открытый тип для ознакомления и обсуждения темы, которая поставлена автором, где воплощена гражданская авторская позиция в виде газетных, журнальных и других видах оперативных текстов, которые посвящены политическим и социальным фактам и процессам и включают в себя логические и понятийные средства и стилевую, эмоциональную форму .
На первый взгляд, априори подразумевается, что слабые места, присущие публицистике как историческому источнику и не позволяющие в принципе ставить вопрос об исторической верности созданных в них образов, преодолены в научных историографических работах. Однако, как ни удивительно, и к ним подчас предъявляются те же претензии, что и к плодам авторского художественного вымысла.
А. Я. Гуревич в нач. 1990-х гг. следующим образом обозначил эти слабые места применительно к методологии исторического исследования. «Мы обрели свободу, – писал он, – в том числе свободу мысли, – хотя бы внешне, формально. Но подлинная свобода научного творчества возможна лишь при условии, что историк напряженно вдумывается в эпистемологические основания своего исследования, творчески и критически осваивая при этом достижения гуманитарного знания своего времени. Эта работа только начинается и затрагивает сравнительно небольшую часть историков. Дело в том, что наши коллеги в большинстве своем довольно беззаботны в отношении к методу и теории познания, а потому, даже избавившись от повинности клясться именами «основоположников» и обновляя тематику своих изысканий(подчас меняя «черное» на «белое» или наоборот), они остаются во власти тех изживших себя принципов и обветшавших познавательных приемов, которые были им внушены в «доброе старое время»» .
Жанры исторической повести, исторического романа и, тем более, любого очерка, для массовой читательской аудитории почти всегда представляются полноценным историческим источником, совершенно идентичным любому другому историческому документу, от которого массовому читателю требуется полная объективность в отражении исторических событий и изображении исторических лиц. Тем самым в массовой культуре стирается грань между двумя понятиями термина «история»: истории как res gestae и истории как rerum gestarum. Иначе говоря, публицистика до сих пор воспринимается многими как источник абсолютно достоверного отражения событий истории .
Является ли публицистика историческим источником для профессионала-историка? Однозначно – да. Но только источником специфическим, имеющим мало общего с массовым пониманием этого рода литературы, воспринимаемой в массовой культуре как объективное свидетельство об исторических событиях и лицах, возникающих на ее страницах.
Для читателя, условно говоря, элитарного, т. е. отдающего себе отчет в том, что в искусстве мы видим в первую очередь портрет автора, а не реальных событий истории, проблема «правильности», тем не менее, остается. Она касается претензий читателей, критиков, литературоведов к тому, что жертвой искажений стали прообразы и прототипы тех героев, которые действовали на страницах произведений или на театральной сцене. При этом можно различать претензии к «искажению» облика реального человека, с одной стороны, и претензии к неверному изображению типического, с другой, – типических лиц, поступков, типичных ситуаций, типичных образов мышления и т. д.
В последнем случае автору ставится в вину неверное отображение той или иной культурной действительности, культурной среды. И тогда возникает следующий вопрос: намеренно ли автор становится на путь «искажения» истины, или он являет читателю свое видение, будучи убежден, что он вполне объективен. Особенно болезненно воспринимается сатира и антиутопия, поскольку читателю предстоит самому догадаться, насколько масштабны и типичны объекты осмеяния, или они носят локальный характер .
Каковы могут быть причины умышленного искажения или недоговаривания? Они лежат в области идеологии, политики, социального управления, проявляясь в пропаганде, в сфере образования и просвещения, в освещении событий в СМИ. Вообще-то, если речь идет о средствах массовой информации, намеренное искажение фактов нередко рассматривается как нарушение этики журналиста, однако журналистские кодексы и принципы, включая известные максимы Герберта Пола Грайса, на практике нарушаются повседневно и повсеместно.
Что касается умолчания истины, то оно нередко объясняется «пользой дела», когда считается, что обладание истиной может повредить носителю массовой культуры, не готовому к ее восприятию. На этом с древности строится вся эзотерика для избранных. Любой современный учебник отечественной истории может быть при большом желании заподозрен той или иной предвзятости, выражающейся в отборе фактов, выстроенных под определенную концепцию.
Глава 2 Публицистика в понимании А. В. Полонского
2.1 А. В. Полонский: общая характеристика объекта публицистики
У каждого общества есть своя совокупность форм опознавания социальной действительности и заинтересованного, публичного ее обсуждения с целью совместного поиска социальной истины как нравственного предписания, как требования, предъявляемого каждому социальному субъекту. Одной из таких форм, как полагает А. В. Полонский, является публицистика.
Публицистика рождается как итог глубоких раздумий человека, его интеллектуального и эмоционального переживания судьбы своего народа, своегородного дома и своего духовного опыта. Она не фиксирует жизнь «добру
и злу внимая равнодушно», поскольку ее сущность выводится из востребованного обществом оценочного суждения как точки зрения, как мнения, как эмоционально пережитого мировоззренческого выбора, как нравоучительного совета и, наконец, как социальной заявки на будущее.
От того, насколько глубоко публицистика проникает в сущность происходящих в окружающем мире событий и процессов, каких бы сфер жизни и деятельности человека они ни касались, зависит качество публичного диалога и, в конце концов, характер общественной жизни, характер духовных запросов человека и его культурных ценностей, которые, как говорил немецкий философ Алоиз Риль, являются компасом, указывающим направление общественных устремлений. Публицистика и помогает в диалоге осознать вектор движения общественной мысли и особенности того мира, который ею выстраивается, и одновременно скорректировать это движение в нужном направлении.
Публицистика - это одна из самых выразительных возможностей реализовать право человека на самостоятельную мысль и публичное ее предъявление. Благодаря этой возможности человек вступает в широкий социальный диалог в качестве его полноправного субъекта, публично предъявляющего свое мнение как самостоятельное, социально значимое, потенциальное энергией социального созидания суждение о действительности.
Публицистика требует от человека не только вовлеченности в практику жизни и открытости ей, не только участия и сопереживания, но и мудрости, высокой нравственности и ответственности за свои слова и поступки. В этом - залог публицистического постижения социальной действительности, фактом которой является и само мнение, и условие глубины проникновения в суть происходящих в обществе процессов и залог поступательного движения общества по избранному им самим пути.
Публицистика - это то творчество, в которое человек «перекладывает центр своей духовной жизни», поэтому публицистика всегда реализуется через личностный мировоззренческий выбор, через до предела насыщенную
социальной информацией и социальной эмоцией речь автора.
Публицистика укоренена в повседневной жизни человека, в пространстве его сегодняшних мыслей и поступков. Другие культурные пространства, отделяющие человека дистанцией времени или территории, обретают ценность как возможность увидеть свое, нынешнее на другом фоне, чтобы сопоставить, а затем, может быть, скорректировать что-либо или, наоборот, порадоваться собственным успехам.
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
1) Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. – [Электронный ресурс]. – URL: http://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=3&cad=rja&uact=8&ved=0CC8QFjAC&url=http%3A%2F%2Fstavroskrest.ru%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Ffiles%2Fbooks%2Faronson_pratkanis.pdf&ei=EsACVZKlFovjywOCh4KQDA&usg=AFQjCNEKZY73At_C2ztuazWyHGJ8gCCNqw&bvm=bv.88198703,d.bGQ. Дата обращения: 09.11.2021.
2) Бернейс Э. Пропаганда. – [Электронный ресурс]. – URL: http://commondatastorage.googleapis.com/brainmod/book/Edward- Bernays-Propaganda.pdf. с. 4-5. Дата обращения: 09.11.2021
3) Быков Д. Как много стало педофилов! // http://litcult.ru/lyrics.ljubimie-stihi/t2.rub.satiricheskie-stihi (дата обращения 09.11.2021)
4) Бэсэдер//http://beseder.ru/
5) Виноградов, В.В. Поэтика и риторика / В.В. Виноградов // О языке художественной прозы. – М.: Наука, 1980. С. 98 –175.
6) Войтасик Л. Психология политической пропаганды. – Издательство «Прогресс», Москва, 1981
7) Гуревич А. Я. Историк конца XX в. в поисках метода // Одиссей. Человек в истории. 1996. М.: Наука, 1996. С. 5–10
8) Доценко Е. Л. Психология манипуляции. - М.: Изд-во «ЧеРо», 2017
9) Ермакова Е. Е. Философия. – Высшая школа, 2016
10) Кармин А.С. Культурология. СПб., 2004.
11) Короченский А. П. Жанровое своеобразие испано-язычной периодической печати / А. П. Короченский. – Москва, 2015.
12) Костиков В. Медведь на воеводстве. Сказка для де-мократов. Злая // http://www.aif.ru/culture/art/1374355 (дата обращения 09.11.2021).
13) Кройчик Л. Е. Система журналистских жанров. Основы творческой деятельности журналиста / Л. Е. Крой-чик / [под ред. С. Г. Корконосенко]. – Санкт-Петербург, 2000
14) Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: Изд-во«Эксмо», 2016
15) Кузин В.И., Кузин И.В. Метаморфозы российской журналистики (от коллективного пропагандиста-организатора к сенсатору-фрилансеру) // Семиосфера: в лабиринте знаков и образов / Отв. ред. Б.Я. Мисонжников. - СПб, 2009. - С. 64 - 69
16) Морозов А. Охота на попугаев // http://www.globalrus.ru/satire/778034 (дата обращения 09.11.2021).
17) Полонский А. В. Публицистика как особый вид творческой деятельности// Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 2008. С. 56-61
18) Полонский, А.В. Публицистика в диалоге с жизнью / А.В. Полонский; А.В. Полонский // Проблемы лингвистики и лингводидактики : междунар. сб. науч. ст. / НИУ БелГУ ; отв. ред.: С.А. Моисеева, Л.Г. Петрова. - Белгород, 2017. - Вып.V.-С. 117-121. - Библиогр.: с. 121
19) Прохоров Е.П. Искусство публицистики: Размышления и разборы. М., 1984.
20) Прусенкова Н. Я не говорил, что она плоская, но докажите, что она круглая // Новая газета. Электронный ресурс. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/03/10/79814
21) Публицистика М. Горького в контексте истории. Материалы и исследования. Вып. 8 / отв. ред. Л.А. Спиридонова. М., 2007.
22) Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.
23) Спиридонова Л.А. Настоящий Горький: мифы и реальность. М.: ИМЛИ РАН, 2013. 439 с.
24) Стуруа М. //http://www.mk.ru/blog/posts/2761-shapka-monomaha.html (дата обращения 09.11.2021).
25) Тепляшина А.Н. Сатирические жанры современной публицистики. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2000. - 95 с.
26) Черепахов М