Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Гениальный творческий дар, разносторонняя образованность, прекрасное знание жизни представителей самых разных социальных слоев русского общества позволили Толстому создать такие шедевры литературы, как «Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение», многочисленные рассказы, повести, пьесы. Произведения, поднимавшие важные проблемы современности, принесли автору мировую известность.
Главное же, Толстой создал для нас ценнейшее «руководство» нравственной жизни, в котором человек, только входящий в большой, взрослый мир, с его заботами и тревогами, добром и злом, может найти надежную опору, отыскать нужные слова и поступки, чтобы не потерять себя, и в любой ситуации суметь остаться человеком. С произведениями Толстого, с его именем особенно прочно и навсегда входят в сознание каждого такое понятие как Совесть.
Имя Л.Н. Толстого закономерно среди классиков педагогической литературы. В своих работах он сумел поставить столько великих вопросов, что его взгляды и деятельность заняли одно из первых мест в отечественной педагогике.
Яснополянский мудрец оставил нам не только свои великие книги, но и свой секрет: как существовать в водовороте дней? Он одарил нас своим главным творением – достойно прожитой жизнью, протекавшей в постоянной борьбе со всем тем, что мешало ей стать совершенством.
П. И. Чайковский писал: «Я убежден, что величайший из всех когда-либо и где-либо бывших писателей-художников есть Л. Н. Толстой. Его одного достаточно, чтобы русский человек не склонял стыдливо голову, когда перед ним высчитывают все великое, что дала человечеству Европа». К. С. Станиславский писал: «Какое счастье, что мы жили при Толстом, и как страшно оставаться на земле без него. Так же страшно, как потерять совесть и идеал».
И сегодня нам нельзя оставаться без Толстого. В современное время, когда происходит подмена идеалов и переоценка ценностей, стремление навязать обществу ложные представления об авторитетах и героях, Толстой остается той духовно-нравственной силой, которая помогает нам противостоять всему пошлому, алчному и примитивному, что окружает нас в реальной жизни.
К концу 1870-х гг. творческий потенциал писателя, основанный на использовании традиционных поэтических ценностей «изящной литературы» и художественном вымысле, – в терминологии Толстого «энергии заблуждения» – был исчерпан.
Отсутствие романа в творческой практике Толстого этих лет традиционно связывают с «духовным переломом» и «кризисом» художника. Сам писатель объяснял жанровую переориентацию тем, что «форма романа прошла». Отход романиста от привычного жанра, особая манера письма народных рассказов, обращение к драматургическому способу изложения были обусловлены интенсификацией художественного языка. Помимо объективных причин, обращение Толстого к малым литературным формам объясняется этической и эстетической переориентацией писателя. Особое место в жанровой системе Толстого занимают повести «Смерть Ивана Ильича» (1881–1882, 1884–1886), «Крейцерова соната» (1887–1889), «Дьявол» (1889–1890) и «Отец Сергий» (1890–1891, 1895, 1898), которые, по авторскому определению, написаны им в «прежней манере».
В повестях «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната» находит яркое выражение один из наиболее важных принципов реалистического направления в искусстве - анализ внутренней связи характеров с теми обстоятельствами, в которых они действуют.
Цель данной работы: изучение проблематики повестей Л. Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича» и «Крейцерова соната».
Глава 1. Художественная специфика поздней прозы Л.Н. Толстого
В толстоведении творчество писателя традиционно делят на два периода – до мировоззренческого перелома и после.
Творчество Л. Н. Толстого 1880—1900-х годов представляет собой новый, очень важный и плодотворный этап в развитии писателя. Начало этого периода связано с переломом в мировоззрении Толстого, разрывом писателя со всеми привычными взглядами дворянской среды, к которой он принадлежал по рождению и воспитанию, его переходом на позиции патриархального крестьянства. Начиная с 80-х годов, Толстой и в своём художественном творчестве, и в публицистике все явления современной ему действительности изображает и оценивает с точки зрения интересов многомиллионной массы русского патриархального крестьянства. В этом — главная отличительная черта позднего творчества Толстого, сообщающая его реализму этих лет особенно воинствующий характер. По словам Ленина, Толстой «в своих последних произведениях обрушился с страстной критикой на все современные государственные, церковные, общественные, экономические порядки, основанные на порабощении масс, на нищете их, на разорении крестьян и мелких хозяев вообще, на насилии и лицемерии, которые сверху донизу пропитывают всю современную жизнь». «Самый трезвый реализм, срыванье всех и всяческих масок» — это ленинское определение творческого метода Толстого в наибольшей степени применимо именно к произведениям, созданным писателем после пережитого им идейного перелома.
Центральное место в творчестве Толстого позднего периода принадлежит, бесспорно, роману «Воскресение». Но повести и рассказы, созданные писателем в последние тридцать лет его деятельности, представляют не меньший интерес. Среди них такие шедевры литературы критического реализма, как повести «Смерть Ивана Ильича» (1884—1886), «Крейцерова соната» (1887—1889), «Хаджи-Мурат»(1896—1904), рассказ «После бала» (1903).
Толстой осознаёт, что дворянскому герою нельзя, оставаясь со своим классом, сблизиться с народом. Надо разорвать со всеми привычными взглядами своей среды, перейти на позиции народа. Примечательно, что в поздних произведениях Толстого к этому убеждению приходят не только лучше люди дворянского класса, но и самые заурядные его представители. В этом с особой наглядностью видна коренная ломка общественных отношений в России в пореформенную, предреволюционную эпоху.
С художественной правдивостью и психологической глубиной разработана писателем тема нравственного перерождения человека из привилегированных классов в повести «Смерть Ивана Ильича».
Описание смерти судьи Ивана Ильича Головина, составляющее сюжетную основу повести, Толстой определил как описание «простой смерти простого человека».
Но именно эта «простая» смерть оказывается мучительной драмой. Накануне смерти задумывается Иван Ильич о смысле прожитой жизни и приходит к выводу, что его «приличная, весёлая, приятная жизнь» — больший ужас, нежели ужас смерти. Оказывается, что бездушная чиновничья служба, в которой интересы карьеры стояли на первом плане, лживые семейные отношения, в которых между супругами не было духовной близости и подлинного понимания, — всё это было «не то».
Повесть об обыкновенной жизни и смерти чиновника Головина явилась типическим обобщением жизни всей помещичье-чиновничьей России. Общественные установления, опутывающие жизнь человека паутиной лицемерия и лжи, вытравляющие из неё всё человеческое, — вот истинная причина драмы Ивана Ильича. Толстой беспощадно разоблачает в повести общую ложь, на которой зиждется буржуазная мораль, буржуазное судопроизводство, буржуазная наука, буржуазная семья. В этой глубокой и конкретно-исторической постановке вопроса — источник реалистической и обобщающей силы повести, ставшей замечательным произведением мировой литературы.
В повести «Смерть Ивана Ильича» отчётливо выявились отличительные особенности композиционного построения поздних произведений Толстого.
Сосредоточенность всего произведения на данном социальном конфликте — основная их черта.
Именно поэтому для сюжета и композиции поздних произведений Толстого характерны драматизм, напряжённость. Справедливо замечание Ромэна Роллана о позднем Толстом: «Форма драмы овладела в эту эпоху его творческой мыслью. «Смерть Ивана Ильича» и «Крейцерова соната» — это настоящие драмы, внутренне сжатые, сосредоточенны.
В композиции «Смерти Ивана Ильича», как во всех почти произведениях позднего Толстого, сказалось стремление писателя строить сюжет не в соответствии с последовательным развитием событий, но умышленно нарушая хронологический принцип. «Смерть Ивана Ильича» начинается, по существу, с конца — с описания впечатления, произведённого смертью Ивана Ильича на сослуживцев. («Крейцерова соната» начинается с заявления об убийстве жены, а потом только выясняются причины и обстоятельства убийства; «Воскресение» — со сцены суда, а потом излагаются обстоятельства, приведшие Катюшу Маслову и Нехлюдова в заседание суда).
Такое композиционное построение — характерная черта художественной манеры именно позднего Толстого. Нарушение последовательности событий позволяет писателю акцентировать внимание на социальных последствиях происшедшего, осветить отблесками этой картины весь рассказ о предшествующих событиях.
Мастерство психологического анализа приобрело в произведениях Толстого, созданных в 1880 - 1900-е годы, много новых черт.
Именно оттого, что только напряжённая душевная борьба,, происходящая в сознании человека и приводящая его к коренному перелому, интересует теперь Толстого, только основные герои, т. е. один-два персонажа, бывают психологически раскрыты писателем.
В других случаях Толстой обращается к психологическим зарисовкам почти исключительно с разоблачительной целью: показать несоответствие внутреннего чувства или мысли с внешним их выражением.
Семейный вопрос, так глубоко и неотступно волновавший Толстого, писатель не смог разрешить в «Крейцеровой сонате», да и не мог разрешить его вообще. Придя в результате беспощадного анализа современной ему социальной действительности к убеждению, что «у нас нет честного брака», Толстой не знал и не мог знать условий, в которых этот «честный брак» может быть создан. Проблема освобождения женщины могла быть решена только с позиций передовой, социалистической идеологии. Решение её было намечено революционным демократом Чернышевским в романе «Что делать?»: освобождение женщины в труде, в обществе равноправных тружеников и в революционной деятельности за право на этот свободный и радостный труд. Именно в этом направлении разрешал в литературе эту проблему зачинатель социалистического реализма Горький. Именно так разрешила на практике Великая Октябрьская социалистическая революция этот веками мучивший всех передовых философов и писателей вопрос.
Толстому остались неведомыми истинные пути разрешения поднятых им в своих произведениях великих вопросов, и он продолжал проповедовать свои нереальные «рецепты спасения человечества», часто мучительно сомневаясь в своей правоте.
Следует заметить, что в толстоведении существует мнение, что Л.Н. Толстой «наносил серьезный ущерб своему «самому трезвому реализму» философско-религиозным морализированием, которое он пытался воплотить
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Е.П. Проблема положительного героя в творчестве Льва Толстого последнего периода [Текст] / Е.П. Андреева. - Воронеж, 1961. – 254 с.
2. Гусев, А.Ф. Брак и безбрачие. О «Крейцеровой сонате» графа Л.Н. Толстого. Необходимость внешнего богопочтения и мнение о нем Л.Н. Толстого [Текст] / А.Ф. Гусев. – М.: Либроком, 2012. – 560 с.
3. Жданов, В.А. Любовь в жизни Льва Толстого [Текст] / В.А. Жданов. – М. Планета, 1993. – 442 с.
4. История русского романа: В 2 т. Т.2, гл. VII. [Текст] - М.: Наука, 1964. – 564 с.
5. Л.Н. Толстой: pro et contra: Личность и творчество Толстого в оценке русских мыслителей [Текст]. - СПб: РГХИ, 2000. – 654 с.
6. Лихачев, Д.С. Поэтика повторяемости в «Слове о полку Игореве» [Текст] / Д.С. Лихачев. - Русская литература. - 1983. - №4. – С. 15-21.
7. Ломунов, К.Н. Лев Толстой в современном мире [Текст] / [К. Ломунов]. - Москва : Современник, 1975. - 493 с.
8. Лосев, А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство [Текст] / А.Ф. Лосев. - М.: Искусство, 1976. – 319 с.
9. Опульская, Л.Д. Лев Николаевич Толстой: Материалы к биогр. с 1886 по 1892 г. / Л. Д. Опульская. - М. : Наука, 1979. - 287 с.
10. Опульская, Л.Д. Эволюция реализма Л.Толстого. Развитие реализма в русской литературе: В 3 т. Т.3. М.: Наука, 1974. – С. 11-47.
11. Роллан, Р. Жизни великих людей : Жизнь Бетховена; Жизнь Микеланджело; Жизнь Толстого : [Пер. с фр.] / Ромен Роллан. - Минск : Вышэйш. шк., 1986. – 333 с.
12. Соловьев, А.Е. Отрицает-ли Лев Толстой семью и брак [Текст] : (по поводу Крейцеровой сонаты) / А. Е. Соловьев. - Пенза : Тип. Губернскаго правления, 1893. - 16 с.
13. Спасский, М.И. Лев Толстой и христианский брак // Сущность брака. – М.: А.В. Васильева и К°. – С. 14-33
14. Толстой, Л.Н. Крейцерова соната [Текст] : Лев Николаевич Толстой ; [авт. предисл. и сост. И. И. Мурзак]. - Москва : РИПОЛ классик, 2013. – 221 с.
15. Толстой, Л.Н. Полн.собр.соч.: В 90 т. М., ГИХЛ, 1928-1958
16. Толстой, Л. Н. Путь жизни. 1910 / Л. Н. Толстой // Толстой, Л. Н. Полное собрание сочинений: В 90 т. / Л. Н. Толстой. – М.: Гос. изд-во худож. лит., 1956. – Т. 45. – http://az.lib.ru/t/tolstoj_lew_nikolaewich/ text_1290.shtml
17. Толстой, Л. Н. Смерть Ивана Ильича [Текст] : [повести : 12+] / Лев Толстой. - Санкт-Петербург : Азбука, 2014. – 412 с.
18. Эйхенбаум, Б. Лев Толстой [Текст] : Семидесятые годы. - Ленинград : Сов. писатель. [Ленингр. отд-ние], 1960. - 295 с..