Фрагмент для ознакомления
2
1. Основные теоретические положения по системе менеджмента качества
1.1 Литературный анализ
1.Система менеджмента качества организации. Учебное пособие. Вдовин С.М., Салимова Т.А., Бирюкова Л.И., 2019
В учебном пособии рассматриваются базовые предпосылки формирования системы менеджмента качества организации, исследуется влияние современных тенденций менеджмента качества и стандартизации на формирование подходов к разработке СМК организации, раскрываются основные положения, элементы и модель СМК, принципы и методы ее формирования, отражается содержание разделов ГОСТ Р ИСО 9001-2008, а также основные этапы разработки, внедрения, поддержания в рабочем состоянии и улучшения системы.
2. Управление качеством. Учебник для бакалавров. Зекунов А.Г., 2013.
В учебнике подробно рассмотрены методология управления качеством, общесистемные принципы, процессный подход к построению бизнес-процессов и их улучшению. Учебные материалы базируются на глубоком анализе теории и практики зарубежного и отечественного опыта управления качеством.Авторами проведен тщательный анализ теории и практики управления качеством на современном этапе, выбрана оптимальная модель системы менеджмента качества (СМК), построенная на основополагающих принципах, сформулированных международными стандартами ИСО серии 9000, используемыми при разработке и внедрении СМК на отечественных предприятиях.
3. Методы менеджмента качества. Процессный подход. Учебное пособие. Серенков П.С.,Курьян А.Г., Волонтей В.П., 2019.
Рассмотрены понятия процессного подхода к созданию эффективных систем менеджмента качества (СМК), предложены классификация и структура процессов с точки зрения решения задач менеджмента качества. Сформулированы принципы и правила построения "корректной" функциональной модели СМК, соответствующей требованиям ISO 9001 и задачам менеджмента качества.
1.2. Понятие СМК
Система менеджмента качества – это совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации для разработки политик, целей и процессов применительно к качеству.
Система менеджмента качества включает действия, с помощью которых организация устанавливает свои цели и определяет процессы и ресурсы, требуемые для достижения желаемых результатов.
Система менеджмента качества предоставляет средства управления для идентификации действий в отношении преднамеренных или непреднамеренных последствий в предоставлении продукции и услуг.
Система менеджмента качества состоит из взаимосвязанных процессов. Понимание того, каким образом этой системой создаются результаты, позволяет организации оптимизировать систему и ее результаты деятельности.
1.3 Принципы и цели СМК
Существуют следующие принципы менеджмента качества:
1) Ориентация на потребителя – организация зависит от своих заказчиков и поэтому должна понимать текущие и будущие нужды заказчика, выполнять требования заказчика и стараться превосходить ожидания заказчика.
2) Лидерство – лидеры устанавливают единство цели, направления и внутреннюю среду организации. Они создают окружение, в котором люди могут стать полностью вовлеченными в достижение целей организации.
3) Взаимодействие людей – полное вовлечение служащих всех уровней дает возможность использовать их способности на благо организации.
4) Процессный подход – желаемый результат достигается более эффективно, когда соответствующие ресурсы и деятельности управляются как система взаимосвязанных процессов.
5) Улучшение – постоянное улучшение является неизменной целью организации.
6) Принятие решений, основанных на фактах– эффективность решений основывается на логическом анализе данных и информации.
7) Менеджмент взаимоотношений– взаимовыгодные отношения между организацией и ее заинтересованными сторонами повышает способность организации по созданию ценности.
Цели в области качества должны:
1. быть согласованными с политикой в области качества;
2. быть измеримыми;
3. учитывать применимые требования;
4. быть связанными с обеспечением соответствия продукции и услуг и повышением удовлетворенности потребителей;
5. подлежать мониторингу;
6. быть доведенными до работников;
7. актуализироваться по мере необходимости.
Три постоянные стратегические цели управления качеством при производственной деятельности выглядят следующим образом:
• установление нормативных требований к качеству, соответствующих требованиям потребителей и законодательно установленным требованиям;
• обеспечение полного соответствия фактических показателей качества нормативным требованиям;
• оптимизация затрат на обеспечение требуемого качества товара.
Основные этапы в разработке и внедрении системы менеджмента качества: