Фрагмент для ознакомления
2
В современных условиях анализ финансовой деятельности играет важную роль и необходим буквально для любого бизнеса, независимо от сферы, вида деятельности и формы собственности.
Обладая полной и достоверной информацией об основных характеристиках и показателях текущей деятельности компании, можно принимать уверенные управленческие решения, находить пути повышения уровня конкуренции и определять возможность привлечения инвестиций для достижения качественного развития в будущее.
Вопрос анализа финансового положения компании очень актуален. Финансовое положение - важнейшая характеристика экономической деятельности компании. Она определяет конкурентоспособность, возможности экономического сотрудничества, оценивает степень обеспечения экономических интересов самой компании с точки зрения финансов и технологий производства.
Анализ финансового состояния компании позволяет увидеть, в каком она состоянии, чтобы понять, какие виды деятельности убыточны, а какие, наоборот, более прибыльны. И благодаря этому анализу можно оценить стабильность и устойчивость компании.
Таким образом, можно сказать, что анализ финансового состояния является обязательным для того, чтобы узнать, каково финансовое положение предприятия, и принять меры по его улучшению.
Основная цель данной работы - изучить финансовое состояние компании ООО «Барт», выявить основные проблемы финансовой деятельности и дать рекомендации по управлению финансами.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе выделяются следующие задачи:
- дать краткое описание предприятия ООО «Барт» и условий его работы;
- проанализировать основные экономические показатели компании за анализируемый период;
- проанализировать финансовое состояние компании;
- дать экономическую оценку резервов улучшения финансового состояния и повышения экономической эффективности компании.
Теоретической основой исследования послужили работы отечественных и зарубежных экономистов по теории анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в частности работы таких исследователей, как В.И. Бариленко, Б.И. Герасимова, С.А. Ершовой, Г.В., Мельника В.М., Савицкой, Н.И. Стоуна, К. Хитчинга.
Информационной базой для анализа финансово-хозяйственной деятельности компании послужили бухгалтерские (финансовые) отчеты и документы о финансово-хозяйственной деятельности ООО «Барт» за период 2017-2019 гг.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные и экономически обоснованные меры по улучшению финансово-хозяйственной деятельности ООО «Барт» могут быть применены в практической деятельности предприятия.
1. Методические подходы к анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия
В современной экономике в условиях конкуренции важнейшим показателем эффективности хозяйствующего субъекта в производственной, финансовой и инвестиционной сферах является финансовый результат, который считается результатом хозяйственной деятельности предприятия и свидетельствует о рентабельности проводимой политики выполненных работ и предоставляемых услуг.
Чтобы получить правильное представление внутренних связей, взаимозависимости и причин появления многообразных факторов, аналитику необходимы определенные знания. Необходимо знать общие методологические принципы анализа, важнейшими из которых являются: взаимозависимость всех явлений и процессов и развитие взаимодействия количественных и качественных факторов, единство отдельных явлений и процесса в целом, единство динамичности изучаемых явлений и их состояние на отдельные даты [1].
Анализ прибыли организации - это исследование прибыли или убытка, полученной предприятием за период, как в абсолютном значении, так и в виде отчетов, относящихся к другим финансовым показателям [2].
Существует значительное количество отечественных методик анализа финансовых результатов предприятий. Мы проанализируем три автора и сделаем выводы о достоинствах и недостатках предложенных методов.
По мнению автора Г.В. Савицкой анализ финансовых результатов должен проводиться следующим образом [11]:
1. Анализ динамики и состава прибыли организации.
Для этого автор предлагает классифицировать прибыль следующим образом:
- по видам деятельности компании прибыль делится на: прибыль от операционной деятельности (основная), прибыль от финансовой деятельности и прибыль от инвестиционной деятельности;
- в зависимости от видов деятельности компании: прибыль от обычной деятельности и прибыль от прочей деятельности;
- по экономическому содержанию: бухгалтерский учет и экономическая прибыль;
- по характеру налогообложения: налогооблагаемый и необлагаемый доход;
- по степени учета фактора инфляции: номинальная прибыль, реальная прибыль с поправкой на уровень инфляции за отчетный период;
2. Анализ финансовых результатов реализации продукции, товаров и услуг. На этом этапе проводится факторный анализ прибыли от реализации продукции, работ, услуг в целом, а также от реализации отдельных видов продукции. Здесь осуществляется расчет влияния стоимости продукции, работ, услуг, объема продаж и структуры товарной продукции.
3. Следующий шаг состоит в анализе влияния продаж однородной и неоднородной продукции на прибыль и в определении зависимости средней цены производственной единицы от определенных факторов (качество проданной продукции, рынки сбыта, условия продажи, уровень инфляции и др.).
4. Кроме того, анализируются прочие доходы и расходы компании. Определены динамика, состав и структура, а также влияние различных факторов на изменение суммы доходов и расходов.
5. Проанализированы показатели рентабельности предприятия. На этом этапе рассчитываются такие показатели, как: рентабельность продукции, рентабельность операционной деятельности, рентабельность совокупных активов. Также проводится факторный анализ показателей рентабельности компании в целом и каждого вида продукции.
К достоинствам методики можно отнести подробное описание этапов анализа финансовых результатов, возможность детального анализа показателей рентабельности, методики их расчета и анализа, а также возможность сравнительного анализа, как с предыдущими периодами, так и с конкурирующими организациями.
Недостатком данного метода является трудоемкость работы, вызываемая множественностью показателей. Шеремет А. Д. предлагает осуществлять анализ финансовых результатов тремя этапами [13]:
1. Проведен анализ доходов организации. На этом этапе производится динамика и структура доходов организации, объем производства и реализации продукции, влияние использования производственных ресурсов на объем продаж, а также объем продаж на прибыль от продаж.
2. Затем проводится анализ расходов и себестоимости. Проводится анализ структуры и динамики расходов и анализ формирования себестоимости продаж. Осуществляется факторный анализ себестоимости и ее влияния на объем продаж.
3. Анализ финансовых результатов и рентабельности продаж. На этом этапе автор делит доходы и расходы на три группы: операционные, внереализационные и чрезвычайные доходы и расходы. Кроме того, рассматривается формирование показателей прибыли и методы определения безубыточности продаж. Анализируются уровень и динамика финансовых результатов, оценивается влияние инфляции на прибыль от продаж. Проводится факторный анализ прибыли от продаж, прибыли до налогообложения и чистой прибыли, а также расчет и анализ рентабельности продаж. Преимущество данной методики в том, что в ней уделяется большое внимание изучению источников информации, поскольку финансовая отчетность отражает эффективность деятельности предприятия.
Недостатком методики Шеремета А. Д., как и методики Савицкой Г. В., является ее трудоемкость, так как анализ предполагает включение множества показателей.
Методика анализа финансовых результатов хозяйственной деятельности Мельник М. В. подразумевает последовательное выполнение следующих действий [8]:
1. Уровень и динамика финансовых результатов анализируются путем представления данных за несколько лет. Проводится анализ каждого элемента прибыли, что дает возможность определить перспективы развития компании, поскольку прибыль является источником финансирования текущей и инвестиционной деятельности.
2. Проводится факторный анализ прибыли от продаж, в том числе по видам продукции (работы, услуги). Он определяет влияние изменений объема продаж и рентабельности продаж на изменения продаж.
3. Проводится факторный анализ чистой прибыли. В результате этого анализа формулируются выводы о влиянии тех или иных факторов на изменение чистой прибыли и составляется диаграмма их взаимосвязи. Достоинством этой методики является использование горизонтального и вертикального анализа каждого элемента прибыли. Эта методика подходит для анализа финансовой отчетности предприятия [8].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Галицкая Ю.Н., Гукасян З.О. Инструменты комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия виноделия // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-1 (85-1). С. 1159-1163.
2. Галицкая Ю.Н., Гукасян З.О. Прогнозный анализ финансовой отчетности в оценке и управлении финансовой устойчивостью организации // Экономика и предпринимательство. 2017. № 4-1 (81-1). С. 826-830.
3. Лукошкина Т.И. Организационные основы и экономические методы формирования стратегии современного промышленного бизнеса // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1-3 (42-3). С. 767-770.
4. Любушин, Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учеб. пособие для вузов / Н.П. Любушин, В.Б. Лещева, В.Г.Дьякова. – М.: Юнити-Дана, 2016. – 471 с.
5. Любушин, Н.П. Экономический анализ: учебник для студентов ВУЗов / Н.П. Любушин. – М.: Юнити-Дана, 2017. – 575 c.
6. Маркарьян, Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Э.А. Маркарья, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. – М.: Кнорус, 2017. – 552 с. 4
7. Маркин, Ю.П. Экономический анализ: учебное пособие для студентов вузов / Ю.П. Маркин. – М.: Омега-Л, 2018. – 450 c.
8. Мельник М. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие / М.В. Мельник, Е.Б. Герасимова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. - 208 с.
9. Русак, Н.А. Финансовый анализ: справочное пособие / Н.А. Русак. – М.: Юрайт, 2015. – 216 с.
10. Савицкая Г. В. Савицкая Г.В. Экономический анализ: учебник / Г.В. Савицкая. - 14-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 649 с.
11. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Г.В. Савицкая. – М.: Инфра-М, 2018. – 164 c.
12. Толпегина, О.А. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебник для бакалавров / О.А. Толпегина, Н.А. Толпегина. – М.: Юрайт, 2017. – 672 c.
13. Шеремет А. Д. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебник / А.Д. Шеремет. - 2-е изд., доп. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 374 с.
14. Шестипалова В.А., Никитина Е.А., Галицкая Ю.Н., Управленческий анализ финансовых результатов организации. В сборнике: Сборник научных статей факультета экономики, управления и бизнеса. ФГБОУ ВПО «КубГТУ», ООО «Издательский дом – Юг», Краснодар, 2013. - 170 с.
15. Официальный сайт компании ООО «Барт», http://bart-ocenka.com/o-kompanii/