Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследовани. С древних времен в человеческой цивилизации существовали какие-то налоги (например, в Древнем Египте и Римской империи), поэтому можно легко назвать налоги чем-то вечным. Неудивительно, что налогообложение часто является предметом широкого обсуждения их целей, средств, размеров и последствий. Это особенно верно в быстро меняющейся окружающей среде в результате технологических достижений.
В то время как в древние времена основной целью налогообложения было финансирование войны, в настоящее время, помимо функции обороны, правительства собирают налоги, чтобы мобилизовать средства для предоставления многих общественных благ и услуг (включая закон и порядок, общественную инфраструктуру, образование и здравоохранение).
Несмотря на определенный научно-теоретический вклад в разработанность рассматриваемой проблемы такими авторами, как Алешин В. А., Овчинников В. Н. и Челышева Э. А, Миронова О. А., Абашева Н.С., Сенчагов В. К., Лопатина Т. М. и т.д. в большинстве своем исследования носят разрозненный характер. Отсутствуют комплексные труды, обобщающие международный опыт по обеспечению эффективности налоговой политики и налоговой безопасности, которые должны пониматься не изолированно друг от друга, а как подсистемы внутренне единой, целостной системы экономической безопасности. Это обуславливает актуальность и практическую значимости выбранной темы.
Актуальность рассматриваемой темы связана с несколькими моментами.
Во-первых, исследования в области налогообложения в развитых странах оказывают значительное влияние на формирование налоговой системы.
Во-вторых, для современных экономических исследований характерно углубление специализации и разделение труда.
В-третьих, в налоговых исследованиях все большую роль играет использование эмпирических данных
Целью данной работы является изучение основ налогового регулирования экономики, изучение принципов и методов налогообложения.
В рамках поставленной цели выделены следующие задачи:
определить место налогов в системе экономической системе государства;
исследовать и обобщить существующие показатели оценки эффективности деятельности ФНС РФ;
оценить экономическоую безопасность в проекции налоговой составляющей и проанализировать эффективность налоговой политики России с помощью существующиъ показателей оценки;
выявить угрозы экономической безопасности России в контексте налоговой составляющей.
Объектом исследования является налоговая политика РФ.
Предметом исследования – система оценки эффективности налоговой политики РФ.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области экономической безопасности, финансов, теории управления, налогов и налогообложения, представленные в публикациях, монографиях, а также рабочих докладах по результатам заседаний и конференций международных научных организаций.
Информационную базу исследования составили информационные и аналитические материалы Федеральной налоговой службы России; доклады и аналитические материалы Организации экономического сотрудничества и развития, Всемирного банка, Международного валютного фонда, консалтинговой корпорации PricewaterhouseCoopers, Европейского комитета; статистические данные Федеральной службы государственной статистики России (Росстат); нормативно-правовые и программные документы.
1 Роль налогов в экономической системе страны
1.1 Характеристика налоговой системы страны
Чтобы охарактеризовать налоговую систему Российской Федерации, необходимо изучить теоретические основы ее построения, рассмотреть принципы и основные функции.
Несмотря на то, что понятие налогообложения является довольно старым, нынешним налогам всего около 200 лет - первый современный подоходный налог был введен в Великобритании в 1799 году, а в США правительство ввело первый подоходный налог с физических лиц в 1861 году. в начале 20 века крупнейшие индустриальные экономики мира собирали менее 10% ВВП в виде налоговых поступлений, в настоящее время некоторые страны с развитой экономикой накапливают более 40% ВВП. Столь большие различия в налогообложении и масштабах государственного управления во всем мире можно объяснить различными предпочтениями и потребностями общества в предоставлении товаров и услуг с учетом существующих ограничений. Во многих европейских странах граждане платят относительно высокие налоги и взамен получают множество общественных товаров и услуг, которые недоступны в странах с низкими налогами. С другой стороны, есть правительства, которым не хватает возможностей собирать достаточно налогов для финансирования предоставления общественных благ, необходимых обществу.
Межстрановые различия в налоговом составе и доходах зависят от целей правительства и его способности эффективно собирать налоги. Согласно исследованию МВФ, страны с самым низким уровнем коррупции собирают в среднем на 4% ВВП больше налоговых поступлений, чем страны с более высоким уровнем коррупции.
Существует обширное количество теоретических исследований о том, как устанавливать налоги с оптимальными результатами. Теория оптимального налогообложения на самом деле является попыткой решить проблему максимизации функции социального обеспечения с учетом ряда ограничений (экономических, политических, информационных и т. Д.). Однако теоретические основы не всегда помогают в разработке конкретных налоговых графиков, применимых к различным реальные жизненные ситуации. Например, наименее искажающий и предпочтительный для фискальных органов вид налога - это единовременный налог, который представляет собой фиксированную сумму налога, единообразно применяемую ко всем налогоплательщикам. Однако паушальный налог не делает различия между богатыми и бедными и считается несправедливым. В реальной жизни разные люди имеют разную платежеспособность, а также в одном обществе существуют разные взгляды на то, сколько правительство должно предоставить гражданам и сколько налогов должно поднять. Таким образом, кроме максимизации доходов, существуют и другие соображения для разработки правильной налоговой политики.
Налоги действительно влияют на поведение экономических агентов и снижают благосостояние тех, кто несет наибольшее налоговое бремя. Таким образом, оптимальная налоговая система должна минимизировать негативное влияние на благосостояние и производительность налогоплательщиков, максимизировать положительный эффект распределения и исправлять рыночные сбои (например, налогообложение употребления алкоголя и табака призвано ограничить потребление этих продуктов, поскольку они оказывают негативное влияние на здоровье и продуктивность человека; то же самое можно сказать о налогах на загрязнение и налогах на бензин). Другими словами, он должен соответствовать определенным принципам.
1.2 Основные принципы налогообложения в современном мире
Основные принципы налогообложения в современном мире:
Справедливость: налогоплательщики в аналогичном финансовом состоянии должны платить аналогичные суммы налогов. Этот принцип требует справедливого распределения налогового бремени между налогоплательщиками. Это подразумевает, что налогоплательщики с одинаковым уровнем дохода должны платить одинаковую сумму налогов (горизонтальная справедливость) и что налогоплательщики с большей платежеспособностью должны платить больше, чем те, у кого более низкая платежеспособность (вертикальная справедливость). Последний аспект решается с помощью различных схем налогообложения: прогрессивных (богатые налогоплательщики платят более высокую долю своего дохода в виде налогов, чем бедные налогоплательщики); регрессивный (налогоплательщики с низкими доходами платят большую долю своего дохода в виде налогов); пропорциональная / фиксированная ставка (все налогоплательщики платят одинаковую долю своего дохода в виде налогов).
Простота и легкость соблюдения: налогоплательщики должны легко понимать, почему взимается налог и как соблюдать налоговые правила.
Прозрачность и определенность: налогоплательщики должны понимать, когда и где они платят налоги, и легко видеть связь между их налоговым бременем и объемом предоставляемых им общественных благ и услуг.
Простота администрирования: необходимо минимизировать расходы на сбор налогов. Важно соблюдать баланс между стоимостью обеспечения соблюдения налоговых требований и уровнем соблюдения налоговых требований.
Нейтралитет: налоговая система должна минимизировать экономическую неэффективность и потери благосостояния и быть нейтральной по отношению к поведению экономических агентов (за исключением случаев, когда налоги преднамеренно предназначены для изменения поведения).
В целом, эти принципы призывают к низким ставкам налогов, налагаемым на широкую налоговую базу и ограниченному списку освобождений, хотя реализация принципа справедливости в разных обществах рассматривается по-
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральная налоговая служба // www.nalog.ru
2. Федеральная служба государственной статистики // www.gks.ru
3. Всемирный банк // www.worldbank.org
4. Кизим А.А., Солахов П.А., Лукьянцева К.А. Экономическая безопасность малого бизнеса в условиях кластеризации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2017. - №3.
5. Гунина И.А., Посаженникова Ю.Н. Система управления экономической безопасностью предприятия // ЭКОНОМИНФО. - 2019. - №1. (дата обращения: 30.05.2021).
6. Национальный проект малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.govemment.ru/media/files/ualhTsGOc72APotuEQUjhoENhq1qYz4H.pdf (дата обращения: 30.05.2021).
7. Кизим А.А., Солахов П.А., Лукьянцева К.А. Экономическая безопасность малого бизнеса в условиях кластеризации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. - 2017. - №3.
8. Национальный проект малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.govemment.ru/media/files/ualhTsGOc72APotuEQUjhoENhq1qYz4H.pdf (дата обращения: 30.05.2021).
9. Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 27.12.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/2943c5f173a39f79c8830be4e1df65 1dcd834d40/ (дата обращения: 30.05.2021)
10. Федеральный закон от 28 июня 2015 года № 172-ФЗ (последняя редакция) «О стратегическом планировании в Российской Федерации». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения: 30.05.2021)
11. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 01 марта 2019 г. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/ (дата обращения: 30.05.2021)
12. Тарасова Н.В., Прохорова Л.А. Угрозы экономической безопасности малого бизнеса // В сборнике: Современная наука: Актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2 частях. 2019. - С. 5458.
13. Гунина И.А., Посаженникова Ю.Н. Система управления экономической безопасностью предприятия // ЭКОНОМИНФО. - 2019. - №1. (дата обращения: 30.05.2021).