Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. Вопросы обеспечения и защиты прав человека в Российской Федерации требуют обеспечить установление режима законности как федеральном и региональном, так и на местном уровне власти. Цель обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения благосостояния общества и обеспечения безопасности государства не может быть достигнута в условиях, когда происходит отклонение от требований закона в деятельности органов власти и их должностных лиц. Особую остроту подобный отход от требований законности принимает в ситуации, когда он осуществляется на уровне органов местного самоуправления. В связи с тем, что муниципальная власть является уровнем власти в максимальной степени приближенным к непосредственной жизнедеятельности конкретного человека, разнообразные нарушения, которые могут осуществляться в процессе деятельности по решению вопросов местного значения, самым непосредственным образом затрагивают права и законные интересы человека, ведут к росту социальной напряженности в обществе. Как показывает существующая практика деятельности муниципальных органов и их должностных лиц, подобные нарушения прав и интересов граждан в их деятельности нередки. Необходимо функционирование в государстве специальных механизмов, обеспечивающих режим законности в этой сфере. Одним из наиболее действенных механизмов подобного рода выступает прокурорский надзор в сфере местного самоуправления.
Потребности в развитии механизмов соблюдения законности в сфере местного самоуправления обусловили выбор темы диссертационного исследования. Прокурорский надзор будет рассматриваться нами как особый вид правоохранительной деятельности, осуществляемый органами прокуратуры в интересах обеспечения законности, защиты прав и свобод граждан и организаций, обеспечения национальной безопасности государства.
Именно прокурорский надзор в настоящее время может рассматриваться в качестве основной формы государственного надзора за деятельностью органов местного самоуправления.
Цель исследования заключается в комплексном анализе и обобщении данных, связанных с местом и ролью правового механизма осуществления прокурорского надзора в сфере местного самоуправления.
Для достижения цели исследования диссертант ставит перед собой следующие задачи:
определить основные задачи и предмет прокурорского надзора за деятельностью органов местного самоуправления;
рассмотреть специфику прокурорского надзора в сфере местного самоуправления;
рассмотреть основные направления прокурорского надзора в сфере местного самоуправления;
рассмотреть основные проблемы осуществления прокурорского надзора в сфере местного самоуправления.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в результате осуществления прокурорского надзора в сфере местного самоуправления.
Предметом выступили правовые нормы, регулирующие общественные отношения, связанные с осуществлением прокурорского надзора в сфере местного самоуправления.
Методологическая основа. В процессе подготовки диссертационного исследования использовались диалектический, формально-логический, сравнительно-правовой методы исследования, общенаучные и частно- научные методы, включая системный поход; методы дедукции и индукции, анализа и синтеза.
Содержание работы структурно представлено в двух главах, работа также содержит введение, заключение и список литературы.
1. Понятие прокурорского надзора за исполнением законов органами местного самоуправления
1.1. Определение, основные задачи и предмет прокурорского надзора за деятельностью органов местного самоуправления
Регулированию деятельности прокуратуры в Российской Федерации посвящено большое число законов и подзаконных нормативно-правовых актов. В ст. 4 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» сказано:
«Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры Российской Федерации, издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников».
Полномочия прокурора, вытекающие из положений нормативно-правовых актов, можно разделить на следующие группы:
полномочия, которые нацелены на ликвидацию нарушений закона;
полномочия, которые нацелены на обнаружение нарушений закона;
полномочия, которые нацелены на предупреждение нарушений закона.
Несмотря на наличие специального законодательства, в специальной литературе продолжает сохраняться множество различных определений понятия «прокурор», в соответствии с которыми прокурор определяется как: государственный обвинитель в судебном заседании, как должностное лицо, наблюдающее за соблюдением и верным использованием законов или как должностное лицо, реализующее от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного процесса.
Проведенный анализ специальной литературы показывает, что категория «должностное лицо» выступает родовой по отношению к понятию прокурора, в связи с чем первоначально необходимо достигнуть ясности в ее отношении.
В специализированной литературе можно обнаружить следующие формулировки категории «прокурор». Статья 54 ФЗ «О прокуратуре РФ» при детализации категории «прокурор», указывает: «прокурор - Генеральный прокурор Российской Федерации, его советники, старшие помощники, помощники и помощники по особым поручениям, заместители Генерального прокурора Российской Федерации, их помощники по особым поручениям, заместители, старшие помощники и помощники Главного военного прокурора, все нижестоящие прокуроры, их заместители, помощники прокуроров по особым поручениям, старшие помощники и помощники прокуроров, старшие прокуроры и прокуроры управлений и отделов, действующие в пределах своей компетенции» .
Органы прокуратуры реализуют свою деятельность, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в которой указывается, что они действуют: «В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства…».
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». По своей природе и функциям прокуратура Российской Федерации – самостоятельный, не входящий ни в одну из ветвей власти орган с особым статусом. Как пишет М.В. Бартасюк, политический статус российской прокуратуры как органа государственной власти, включенной в национальную политическую систему, во многом определяется Президентом России и все более ослабевает, однако ее надзорные полномочия в настоящий момент только усиливаются.
В настоящее время в положениях отечественной правовой доктрины не представлено единообразного подхода к определению дефиниции «прокурорский надзор», что обусловлено отсутствием ее легального толкования на законодательном уровне. Так, например, О. В. Воронин предлагает понимать под рассматриваемым термином «единственный вид публичной проверочной деятельности, предполагающий правовую оценку соблюдения и исполнения законов максимально возможным кругом поднадзорных лиц, включающим в себя подавляющее большинство публичных органов, учреждений и должностных лиц».
Предмет прокурорского надзора за деятельностью органов местного самоуправления возможно сформулировать исходя из общего определения прокурорского надзора, содержащегося в ФЗ «О прокуратуре в Российской Федерации», поскольку надзор за органами местного самоуправления является его неотъемлемой частью. Перефразировав статью 21 указанного федерального закона предмет прокурорского надзора можно сформулировать как «соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями создаваемых ими коммерческих и некоммерческих организаций, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых этими органами и должностными лицами» .
Задачи прокурорского надзора были подробно проанализированы в
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. - № 31. - Ст. 4398.
2. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // Российская газета. – 2005. – № 1.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
4. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 47. – Ст. 4472.
5. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. - 2003. - № 202. – 12 октября.
6. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. – 2008. - № 266.
7. Федеральный закон «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» от 03 декабря 2012 г. № 230-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
8. Агамов Г.Д. Практикум по прокурорскому надзору и методические рекомендации [Текст] / Г.Д. Агамов, А.К. Романов. – М.: Дело, 2018. – 160 c.
9. Агутин А.В. Организация прокурорского надзора на стадии возбуждения уголовного дела [Текст] / А.В. Агутин, Г.Л. Куликова, А.Н. Агеев. – М.: ИЛ, 2018. – 202 c.
10. Бегалиев К. Прокурорский надзор за расследованием дел о преступлениях несовершеннолетних [Текст] / К. Бегалиев. – М.: Юридическая литература, 2019. – 868 c.
11. Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор [Текст] / А.Ю. Винокуров, К.Ю. Винокуров, Ю.Е. Винокуров. – М.: Юрайт, 2018. – 432 c.
12. Григорьев В. Прокурорский надзор [Текст] / В. Григорьев, А. Победкин, В. Яшин. – М.: Эксмо, 2017. – 496 c.
13. Григорьева Н.В. Прокурорский надзор [Текст] / Н.В. Григорьева. – М.: РИОР, 2016. – 345 c.
14. Ендольцева А.В. Прокурорский надзор зарубежных стран: учебник [Текст] / А.В. Ендольцева. – М.: Юнити-Дана, 2018. – 668 c.
15. Капинус О.С. Прокурорский надзор в 2-х томах: учебник [Текст] / О.С. Капинус. – М.: Юрайт, 2019. – 502 c.
16. Кириллова Н. П. Прокурорский надзор [Текст] / Н.П. Кириллова. – М.: Санкт-Петербургский государственный университет, 2017. – 280 c.
17. Кириллова, Н. П. Прокурорский надзор [Текст] / Н.П. Кириллова. – М.: СПбГУ, 2019. – 280 c.