Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы определена тем, что процесс жизнедеятельности каждой организации связан с процессом непрерывного изменения и развития. Организация может реализовывать стоящие перед ней цели только в том случае, если ее изменения адекватны изменениям и требованиям существующей экономической среды рыночных отношений.
Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного исследования. Дальнейшее внимание к вопросу о проблеме необходимо в целях использования современных технологий принятия управленческих решений является важным для руководителя, одним из основных профессиональных умений которого является умение принимать эффективные управленческие решения. И в острой конкурентной борьбе при прочих равных условиях добиваются успеха, устойчиво развиваются и выживают те организации, которые поставили себе на службу дополнительные возможности, предоставляемые технологиями принятия управленческих решений.
Главная цель экономики рыночного типа - обеспечение высокой эффективности хозяйствования, которая проявляется в росте массы чистой прибыли и уровня показателей рентабельности. Рыночные отношения характеризуются высокой степенью самостоятельности субъектов предпринимательства, их полной ответственностью за результаты своей работы. Угроза банкротства заставляет предпринимателя-собственника задействовать все меры, направленные на выживание организации в условиях жесткой конкуренции. В немалой степени изысканию и мобилизации возможных резервов повышения эффективности производства способствует систематический и комплексный анализ хозяйственной деятельности организации. В решении этих задач велика роль профессионального подхода экономистов всех специальностей к анализу деятельности организации как в сфере производства и обращения, так и в сфере социального развития.
На основе глубокого анализа складывающихся ситуаций им предстоит вырабатывать стратегию и тактику хозяйствования, умелого использования возможностей свободного ценообразования, рынка труда и ценных бумаг, выбора наиболее выгодных и надежных отечественных и зарубежных партнеров. Специалист, разрабатывающий методику экономического анализа, должен не только знать его теорию и практику, но и обладать высокой эрудицией в базовых экономических науках, знать технологию производства, маркетинг. Аналитические расчеты по разработанной методике не требуют высокой квалификации исполнителя. Они довольно трудоемки и могут быть автоматизированы. Не менее важными в обеспечении действенности анализа являются требования к уровню квалификации пользователей результатов аналитических исследований. При анализе экономисты неизбежно сталкиваются с потребностью оценки причин изменений исследуемых явлений. Для этого применяются специальные приемы и способы, представляющие собой рабочий инструмент аналитика. От умения пользоваться этим инструментом в значительной мере зависит результативность анализа.
Поэтому изучению приемов анализа в процессе подготовки экономистов всех специальностей должно уделяться особое внимание.
Грамотно выполненное аналитическое исследование позволяет:
– охарактеризовать эффективность использования имеющихся ресурсов (трудовых, материальных, энергетических, финансовых);
– выявить недостатки в работе организации, наметить пути их устранения, нацелить систему экономического стимулирования на скорейшее освоение имеющихся резервов;
– дать оценку результатов хозяйствования в целом по организации, определить роль отдельных производственных коллективов и работников в достигнутых результатах хозяйственной деятельности;
– охарактеризовать напряженность заданий планов-бюджетов, повысить обоснованность разрабатываемых бизнес-планов.
Итоги аналитической работы во многом зависят от научной обоснованности ее методики. Вопросы построения методик анализа, особенно анализа использования трудовых, материальных и энергетических ресурсов, основных и оборотных средств, финансовых результатов и финансового состояния организации при подготовке экономистов должны рассматриваться особо тщательно. Отметим, что различия в построении методик анализа хозяйственной деятельности организаций промышленности, транспорта, сельского хозяйства, торговли обусловлены, главным образом, особенностями их экономики. Вместе с тем применяемые приемы и методические подходы к разработке алгоритмов аналитических расчетов являются общими для всех отраслей экономики. Их освоение позволит студентам и молодым специалистам самостоятельно разрабатывать методики анализа экономических явлений и процессов для любой отрасли.
Объектом исследования в работе является ООО «ЛЕНТА».
Предметом исследования являются показатели экономической деятельности ООО «ЛЕНТА».
Актуальность темы обоснована тем, что современной российской экономике в условиях обострения конкурентной борьбы и негативного влияния мирового финансового кризиса, одним из слагаемых структур является перспектива повышения рентабельности предприятия.
Теоретической базой исследования являются труды отечественных и зарубежных авторов в области оценки стоимости нематериальных активов и предприятий
Методами исследования является изучение и анализ специальной методической и справочной литературы
Целью работы является – оценка экономической деятельности предприятия железной дороги для разработки мероприятий по его совершенствованию.
Задачи работы:
- изучить теоретические основы экономического анализа предприятия;
- проанализировать экономические показатели деятельности ООО «ЛЕНТА»;
- разработать мероприятия по улучшению показателей экономической деятельности ООО «ЛЕНТА».
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА КОМПАНИИ
1.1 Сущность и значение анализа экономической деятельности компании, основные направления анализа
Анализ хозяйственной деятельности предприятия - это комплексное изучение его работы, позволяющее дать ей объективную оценку, выявить закономерности и тенденции развития, определить стоящие перед ним задачи, вскрыть резервы производства и недостатки в его работе, наметить пути улучшения всех сторон его деятельности.
В достижении этих целей и проявляется роль и значение аналитической работы на предприятии. Каждый аналитик должен знать, что в выявлении резервов в работе предприятия предела не существует. И там, где еще вчера казалось, что все возможности для улучшения хозяйственно-финансовой деятельности предприятия исчерпаны, сегодня вскрываются все новые и новые резервы. Благодаря НТП идет постоянное совершенствование организации технологического процесса, эффективности использования основных производственных и оборотных фондов, снижение себестоимости вырабатываемой продукции при повышении ее качества, повышение темпов роста производительности труда, улучшение всех других сторон деятельности предприятия.
Целью анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является оценка его текущего финансового состояния, а также определение того, по каким направлениям нужно вести работу по улучшению этого состояния.
При этом желательным полагается такое состояние финансовых ресурсов, при котором предприятие, свободно маневрируя денежными средствами, способно путем эффективного их использования обеспечить бесперебойный процесс производства и реализации продукции, а также затраты по его расширению и обновлению. Таким образом, внутренними по отношению к данному предприятию пользователями финансовой информации являются работники управления предприятием, от которых зависит его будущее финансовое состояние. Вместе с тем, финансовое состояние - это важнейшая характеристика экономической деятельности предприятия во внешней среде.
Содержание анализа хозяйственно-финансовой деятельности включает:
- исследование экономических, технических, технологических, организационных и других сторон работы предприятия, факторов и причин, их обуславливающих;
- научное обоснование внутрихозяйственных планов, контроль за их выполнением;
- объективная оценка эффективности хозяйственно-финансовой деятельности предприятия и достигнутого организационно-технического уровня производства;
- выявление внутрихозяйственных резервов и их использование, недостатков и их устранение в целях дальнейшего повышения эффективности работы предприятия;
- контроль за выполнением намеченных мероприятий.
Непосредственно по материалам анализа деятельности предприятия разрабатываются мероприятия, направленные на дальнейшее развитие производства и повышение его эффективности. В условиях рыночной экономики только на основе анализа можно установить оптимальный вариант решения поставленных перед предприятием задач на всех этапах планирования и его фактической деятельности, причем не только за отчетный, но и за ряд периодов, т. е. определить тенденции его развития. Это позволяет наиболее полно изучить и выявить резервы не только для текущей работы, но и для дальнейшего развития предприятия.
Предмет финансово-хозяйственного анализа - хозяйственная деятельность предприятия, т.е. совокупность всех хозяйственных процессов, происходящих на предприятии, выраженных в конкретном числовом измерении и изучаемых на базе всех видов учета и вне учетной информации.
Общая цель экономического анализа - изыскание возможностей повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятия.
Прикладная цель экономического анализа - научное обоснование управленческих решений.
Решение частных целей направлено на решение общей цели, которая конкретизируется в основных его задачах.
Задачи финансово-хозяйственного анализа:
1) Комплексная оценка результатов коммерческой деятельности по важнейшим показателям: выручка от продаж, финансовые результаты, показатели эффективности хозяйственной деятельности, издержки производства и обращения.
2) Оценка результатов коммерческой деятельности структурных подразделений предприятия: цехов, участков, филиалов, специализированных отделов и служб. Определение влияния их деятельности на конечные результаты предприятия, его эффективность.
3) Качественное и количественное исследование причин, повлиявших на результаты деятельности предприятия, т.е. качественный и количественный факторный анализ.
4) Выявление резервов улучшения деятельности предприятия, повышения эффективности его производства, маркетинга, снабжения.
5) Разработка вариантов мероприятий по использованию выявленных резервов и оценка их эффективности.
6) Подготовка рекомендаций для принятия оптимальных управленческих решений по внедрению наиболее эффективных вариантов мероприятий, улучшающих деятельность предприятия, его специализированных функций.
На уровне предприятия, отрасли анализ может усложняться, становиться более разносторонним. Особенно это относится к подготовке решений, связанных с плановым заданием и изменением структуры системы. Ошибки в этом случае действуют долговременно, а, следовательно, и потери неизмеримо возрастают.
1.2 Методическая основа экономического анализа компании
Для выделения показателей, характеризующих производственную деятельность предприятия, определим направления ее оценки на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1 - Направления оценки производственно-хозяйственной деятельности
Основной показатель, характеризующий экономический эффект от деятельности предприятия, - это прибыль.
На основании данных рисунка 1.1 видно, что направлениями анализа являются :
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адамайтис, Л.А. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. – М.: КноРус, 2021. -С. 47
2. Александров, Ю.П. Экономика фирмы. – М.: ФиС, 2021. – С. 51
3. Анализ финансовой отчетности: Учебник / Под редакцией О.В. Антоновой, М.И. Друцкой, В.И. Ситниковой, В.В. Горбачевой, Т.К. Чугаевой, Т.Л. Лисицкой, Д.Н. Назарова, А.В. Остроухова. - М.: Инфра-М, 2018. – С. 385
4. Ахметзянова, Л.Б. Финансовый учёт и финансовый анализ. – Спб.: Нива, 2018. - С. 127
5. Бадманева, Д.Г. Анализ финансовой отчетности предприятия: Учебное пособие / Д.Г. Бадманева, П.В. Смекалов, С.В. Смолянинов. - СПб.: Проспект науки, 2020. – С. 263
6. Балабанов, И.Б. Финансовый менеджмент: учебник. - М.: ФиС, 2020. – С. 73
7. Донцова, Л.В. Анализ финансовой отчетности / Л.В. Донцова, Н.А. Никифорова - М.: ДиС, 2020. – С. 127
8. Екимова, К.Б. Основы финансового менеджмента: Учебник. – М.: Омега-Л, 2020. - С.32
9. Ефимова, О.Б. Финансовый анализ. – М.: Статистика, 2020. – С. 180
10. Жилкина, А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия: Учебник. - М.: Инфра-М, 2021. – С. 77
11. Ионова, Л.Ф. Финансовый менеджмент фирмы. - М.: Статистика, 2020. – С. 365