Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем, что институт Президента учрежден более чем в 150 государствах. В России этот пост впервые был учрежден в 1991 г.: приняты соответствующие законы и внесены изменения в Конституцию 1978 г. Однако с принятием Конституции РФ 1993 г. статус Президента РФ во многом принципиально изменился, в том числе поменялись правовые акты и сам аппарат Президента РФ. Глава государства - лицо, обладающее исключительным правом представлять государство внутри страны и в международных отношениях. Исходя из формы правления, порядка формирования высших органов государственной власти, сроков их полномочий и связи с народом, а также степени участия народа в их формировании государства делятся на монархии и республики.
Объектом данной работы являются общественные отношения, связанные с полномочиями Президента РФ.
Предметом настоящей работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие полномочия Президента РФ, практика их применения, а также научная и учебная литература по теме исследования.
Целью работы является изучение полномочий Президента Российской Федерации.
Задачами работы ставится:
• исследовать правовой статус Президента России;
• охарактеризовать полномочия Президента;
• проанализировать полномочия Президента по внутренним функциям;
• исследовать полномочия Президента в сфере законотворчества;
• изучить прекращение полномочий Президента РФ.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списока использованных источников.
1. Общие положения о полномочиях Президента РФ
1.1. Правовой статус Президента России
В правовом статусе Президента РФ как главы государства явно видны определенные признаки верховенства его правового статуса в разных сферах деятельности. Понятно, что таким верховенством, о котором мы писали применительно к Императору Российской Империи или Верховным Советам СССР и РСФСР, Президент РФ не обладает. Тем не менее это единственный орган государственной власти России, который избирается «на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании» (ст. 81 Конституции). То есть он получает властные полномочия от носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации - ее многонационального народа, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 3 Конституции РФ). Данное обстоятельство является определяющим в выделении признака верховенства статуса Президента РФ и определении его места в системе органов государственной власти Российской Федерации.
Именно поэтому с Президента ст. 11 Конституции РФ начинает перечисление органов государственной власти. А среди ее глав, посвященных закреплению правового статуса органов государственной власти РФ (главы 4 - 7), глава, посвященная Президенту РФ, также первенствует. Это именно первенство государственной власти, которое выражается в том, что Президент РФ, в отличие от органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществляющих свои полномочия в соответствующих сферах, как глава государства наделен полномочиями в отношении Федерального Собрания РФ, Правительства РФ и в отношении органов судебной власти (он принимает участие в формировании других органов государственной власти, координации и т.д.). Президент РФ по сравнению с другими органами государственной власти (но не по отношению к таким источникам права, как Конституция РФ и федеральные законы) обладает некоторыми другими признаками верховенства.
В сфере нормотворчества его указы по юридической силе уступают только Конституции РФ и федеральным законам, а в отношении самих федеральных законов он наделен правом вето и правом законодательной инициативы; он вправе отменять постановления Правительства РФ и приостанавливать действие нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Федерации (ст. ст. 90, 85, 115 Конституции). Представляется, что реально верховенство Президента РФ в сфере нормотворчества благодаря государственному режиму может как осуществляться в более широких пределах, так и сужаться.
Расширение возможностей верховенства Президента РФ в нормотворческой сфере реально может иметь место и в тех случаях, когда речь идет о выполнении им функций гаранта Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции). А также в выполнении обязательств присяги, которую Президент России приносит народу при вступлении в должность (ст. 82 Конституции).
Признак верховенства в конституционно-правовом статусе Президента РФ дает ему право, в соответствии с Конституцией РФ, с той или иной степенью самостоятельности участвовать в формировании других органов государственной власти (назначать дату выборов и распускать Государственную Думу, назначать Председателя Правительства РФ, а по представлению последнего - назначать (и отстранять от должности) заместителей Председателя Правительства и федеральных министров, представлять Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного Суда Российской Федерации и др.).
Президент РФ наделен ст. 89 Конституции правом помилования, которое в определенном смысле является надправовым и надзаконным.
Следовательно, Президент России, в соответствии с конституционными положениями о нем, наделен определенными признаками верховенства власти, которые позволяют ему доминировать как по отношению к другим органам государственной власти, так и в сфере нормотворчества, принимать участие в формировании других органов государственной власти, в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти и в других вопросах. Что существенно отличается от положения главы государства в развитых европейских странах.
1.2. Общая характеристика полномочия Президента
Полномочия Президента РФ в сфере исполнительной власти. Наиболее тесным является сотрудничество главы государства с исполнительной властью. К подобным полномочиям относятся:
1) назначение Председателя Правительства РФ с согласия Государственной Думы (ч. 1 ст. 111 Конституции РФ);
2) утверждение представленных главой Правительства РФ предложений о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112 Конституции РФ );
3) назначение на должность и освобождение от должности по предложению Председателя Правительства РФ заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (ч. 2 ст. 112 Конституции РФ);
4) единоличное принятие решения об отставке Правительства РФ. Президент РФ вправе отправить в отставку Правительство РФ в случае выражения недоверия Государственной Думы и в случае отказа в доверии Государственной Думой;
5) право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83 Конституции РФ). Однако несмотря на то, что Президент РФ часто пользуется этим правом, глава государства не является главой Правительства РФ;
6) право отмены актов Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ (ч. 3 ст. 115 Конституции РФ);
7) право приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;
8) иные полномочия в сфере исполнительной власти.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
3. Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» // СЗ РФ. 2001. N 7. Ст. 617.
4. Указ Президента РФ от 22.12.1993 N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ», 27.12.1993, N 52, ст. 5071.
5. Указ Президента Российской Федерации от 27 сентября 2010 г. N 1182 «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации» // Российская газета. 2010. 28 сентября.
6. Распоряжение Президента РФ от 05.06.2012 N 256-рп «Об утверждении Положения о делегации Российской Федерации для участия в Конгрессе местных и региональных властей Совета Европы» // Собрание законодательства РФ, 11.06.2012, N 24, ст. 3173.
7. Постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.2001 N 9-П // Собрание законодательства РФ, 02.07.2001, N 27, ст. 2804.
8. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 г. N 10-П // Российская газета. 1996. 5 мая.
9. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 6 апреля 1998 г. N 11-П // Российская газета. 1996. 15 мая.
10. Авакьян С.А. Проекты законов о поправках к Конституции Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 2. С. 20 – 25.
11. Аксверова С.А., Есипова Т.А. Отрешение Президента от должности по состоянию здоровья: мировой опыт и проблемы российского законодательства // Аллея науки. 2018. N 10(26). С. 732.
12. Безруков А.В. Конституционное право России: Учеб. пособие. М.: Юстицинформ, 2015. С. 193.
13. Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности. М.: Норма, 2009. С. 92.
14. Гончаров В.В. Место и роль института Президента Российской Федерации в системе исполнительной власти в стране // Юридический мир. 2013. N 3. С. 55 - 60.
15. Гончаров В.В., Жилин С.М. Принципы организации и деятельности института Президента Российской Федерации // Современное право. 2012. N 12. С. 35 – 44.
16. Гончаров В.В., Поярков С.Ю. Модель современной «русской власти»: условия паритетности // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. N 3. С. 25.
17. Гунич С.В. Ответственность Президента Российской Федерации как основа функционирования системы органов государственной власти // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. N 3. С. 30.
18. Дробот С.Е. Президент РФ и Федеральное Собрание: некоторые аспекты разделения и взаимодействия властей в законодательной сфере // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. N 8. С. 25.
19. Заикин С.С. Незаметная конституционная поправка, или, зачем нужны представители Федерации в Совете Федерации России // Сравнительное конституционное обозрение. 2016. N 6. С. 21 - 47.
20. Ирошников Д.В., Гайдук С.Л. Конституционно-правовые санкции в теории позитивной ответственности // Юридическая наука. 2016. N 3. С. 10 - 14.
21. Кравец И.А. Российский республиканизм и проблема разделения властей // Право и политика. 2016. N 1(193). С. 28 – 39.
22. Краснов М.А. «Нейтральная власть» Б. Констана и «президентский арбитраж» Ш. де Голля // Государство и право. 2017. N 6. С. 60 - 69.
23. Лошкарев И.О., Ястребова А.И. Порядок досрочного прекращения полномочий главы Российского государства // Современное право. 2019. N 4. С. 33.
24. Мильков А.В. О несостоятельности концепции двухаспектной юридической ответственности // Закон. 2016. N 6. С. 152 - 164.
25. Осавелюк А.М. Форма правления и государственный режим как стратегия и тактика в системе правовой политики России // Стратегия национального развития и задачи российской юридической науки: Сборник докладов Международной научно-практической конференции, секций конституционного и муниципального права, международного права, интеграционного и европейского права, международного частного права (Москва, 24 ноября - 3 декабря 2015 г.). М.: Проспект, 2016. С. 7 – 11.
26. Осавелюк А.М., Осавелюк Е.А. Об особенностях правового статуса Президента России // Конституционное и муниципальное право. 2016. N 11. С. 54 - 58.
27. Прокофьев В.Н. Экстраординарные полномочия Президента РФ // Государственная власть и местное самоуправление. 2017. N 3. С. 8 - 13.
28. Рунец С.В. Публично-правовая ответственность главы государства // Бизнес в законе. 2010. N 3. С. 11 - 12.
29. Чепус А.В. Теория позитивной юридической ответственности: Монография. М.: Проспект, 2016.
30. Чиркин В.Е. О части 1 ст. 105 Конституции России и аналогичных формулировках зарубежных конституций // Журнал российского права. 2017. N 11. С. 5 - 14.