Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Культурно-познавательный туризм является одним из основных видов туризма в современной индустрии отдыха. Под культурно-познавательным туризмом понимаются различные виды путешествий, удовлетворяющие духовные потребности человека в культуре мира через его посещение, непосредственное постижение и переживание в различных местах и протекающие в форме организованного отдыха и экскурсионной деятельности.
В культурно-познавательном туризме лично увиденное становится для путешествующего личным достоянием, принадлежностью мысли и чувств. Благодаря экскурсиям и знакомству с культурой других стран и народов расширяется кругозор туриста и меняются горизонты его восприятия мира и культуры.
Актуальность исследования заключается в том, что культурно-познавательный туризм играет значительную роль в культурной жизни современного общества. Культурный туризм реализуется в различных формах и использует как материальное наследие, так и нематериальную среду. В предложении культурного туризма на туристском рынке происходят изменения.
Для формирования продукта культурно-познавательного туризма целесообразно использовать технологии туристского проектирования. В практике организации туризма можно выделить три подхода к проектированию культурно-познавательных туров.
Цель исследования – изучить проектирование и разработку культурно-познавательного тура и спроектировать тур в г. Тотьма.
Задачи исследования:
1. Определить сущность культурно-познавательного туризма;
2. Выявить особенности проведения культурно-познавательного тура;
3. Дать анализ проектированию построения культурно-познавательного тура;
4. Рассмотреть разработку культурно-познавательного тура;
5. Разработать
Объект исследования – культурно-познавательный туризм.
Предмет исследования – проектирование и разработка культурно-познавательного тура.
Методы исследования – анализ, синтез, конкретизация, обобщение, сравнение.
Теоретическая основа исследования – Е.А. Джанджугазова, и Дж. Сазерленд и К. Швабер.
В первой главе будут изучены теоретическое аспекты культурно-познавательного туризма, а именно будет определена сущность культурно-познавательного туризма и выявлены особенности проведения культурно-познавательного тура.
Во второй главе будет изучена технология проектирования культурно-познавательного тура, а именно будет проанализировано проектирование построения культурно-познавательного тура и будет рассмотрена разработка культурно-познавательного тура.
В третьей главе будет разработан культурно-познавательный тур в город Тотьма.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
1.1. Понятие и сущность культурно-познавательного туризма
Культурно-познавательный туризм – это путешествие, в ходе которого человек знакомится с культурными ценностями страны или народа.
Данное явление возникло в результате стремления человека к расширению своего кругозора. Основная цель культурно-познавательного туризма – это изучение культурного наследия той или иной страны, а также удовлетворение потребности человека в постижении чего-то нового.
Знакомство с новой культурой естественным образом не только расширяет кругозор, но и открывает абсолютно иные горизонты восприятия мира в целом.
Среди основных направлений культурно-познавательного туризма выделяют следующие:
1. Туризм наследия
2. Арт-туризм
3. Туризм впечатлений
4. Креативный туризм
5. Эко-культурный туризм
Туризм наследия – это наиболее популярный вид культурно-познавательного туризма во всем мире среди любителей истории. Одной из самых востребованных форм которого остаются обзорно-ознакомительные экскурсии. Задача такого вида туризма состоит в реализации интереса к памятникам истории.
1.2. Особенности проведения культурно-познавательного тура
Культурно-познавательный туризм прочно вошел в структуру потребностей человека постиндустриального общества и занимает значительную долю в статистике мирового туризма. Он ориентирован преимущественно на ознакомление туристов с культурными ценностями: археологическими и культурно-историческими памятниками, архитектурными ансамблями, этнографией (быт, культура, традиции народов, фольклор), хозяйством.
Рынок познавательного туризма также достаточно широк. Он не зависит от возрастной принадлежности туристов, а только от круга его интересов. Поэтому при разработке рынка, в рекламе особое внимание нужно уделять освещению именно этих сторон туристского путешествия.
Культурный туризм определяется как форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей.
Культурный туризм имеет большое значение для эффективной реализации задач культурной политики, так как призван служить утверждению идеалов терпимости в обществе, уважению, принятию и правильному пониманию богатого многообразия культур мира в целом. Это, безусловно, соответствует целям культурной политики в широком понимании, поскольку взаимодействия государственной власти, негосударственных структур, таких как политические партии, религиозные конфессии, общественные объединения, а также личностей или социальных групп направлены, прежде всего, на культурное развитие общества.
Культурные контакты подобного рода осуществляются в серии межкультурных проектов ЮНЕСКО (UNESCO) и Всемирной туристской организации ЮНВТО (UNWTO). Среди них также крупные долго- срочные межрегиональные проекты по созданию культурно-исторических маршрутов, таких как «Вели- кий шелковый путь» и «Невольничий путь», в первом из которых принимает участие Россия, в том числе и Алтайский край.
По оценкам ЮНВТО, культурные туристы составляют 37 % всех видов международных путешественников. Эксперты полагают, что в 1970-е годы культурный туризм выделился в самостоятельный вид, а в 1990-е годы стал четким, массовым направлением. В начале XXI в. «культурный туризм» стал общим термином для широкого перечня близких по природе и характеру видов туризма: исторического, религиозного, паломнического, этнического, этнографического, фольклорного, антропологического, археологического, событийного, художественного, музейного, архитектурного, замкового, дворцового, литературного, музыкального и мн. др. вследствие того, что все они объединены общими мотивационными устремлениями путешественников (поиском нового культурного опыта и межкультурных контактов) и общими культурно-историческими ресурсами.
Основным инструментом реализации познавательных услуг для туристов является экскурсия, но активно используются и другие способы знакомства с культурой – анимационные программы, фестивали и праздники, экспедиционные исследования, дегустация, погружение. В рамках последнего, например, оформился джайлоо-туризм – один из новых видов туризма. Джайлоо-туры устраиваются в населённые коренными народами труднодоступные места, которых цивилизация практически не коснулась, где нет электричества и мобильной связи. Благодаря этому жители городов имеют возможность некоторое время пожить в средневековых или даже первобытных условиях. Джайлоо-туризм распространён во внутренних областях Африки, джунглях Амазонки, горах и степях Азии, лесах и тундрах Сибири и Северной Америки. Джайлоо-туризм зародился в Кыргызстане в конце 1990-х годов, когда местный туроператор начал предлагать туристам из западных стран пожить некоторое время в юртах жизнью горного чабана. Первыми джайлоо-туры опробовали туристы из Швейцарии, Германии, Великобритании и России. Они провели неделю на горном пастбище, питались лепёшками, бараниной и кумысом, спали на полу юрты. Отсутствие благ цивилизации компенсировалось запоминающимися прогулками по горам, чистым воздухом, ночным небом, усыпанным звёздами Млечного пути, погружением в местную этнокультуру. Результаты эксперимента превзошли ожидания, теперь джайлоо-туризм включили в свои услуги множество ведущих турфирм мира.
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРА
2.1. Проектирование построения культурно-познавательного тура
Культурно-познавательные туры по способу организации можно разделить на программные и заказные. Программные представляют из себя заранее сформированный пакет туруслуг (размещение, питание, транспорт, экскурсии и пр.), предоставляемых туристам по определенной программе. Услуги потребляются туристами в определенных местах в определенное время и их не предоставление или замена расцениваются как нарушение программы, а, следовательно, договора с туристами.
В заказных (индивидуальных) турах потребитель вправе корректировать набор услуг не только на этапе формирования, но и во время исполнения тура по договоренности с туроператором. Такие туры, как правило, дороже, но позволяют заказчику самому отбирать интересующие его достопримечательности, мероприятия и уровень услуг.
Обычно туроператоры имеют несколько сформированных и отработанных культурно-познавательных программ, ориентирующихся на наиболее известные и привлекательные объекты. В то же время всегда надо быть готовым к индивидуальным, нередко специфичным пожеланиям заказчиков.
Туристско-рекреационное проектирование – это самостоятельное направление проектной деятельности в сфере туризма и рекреации, которое, с одной стороны, обладает всеми ключевыми признаками проектирования, а с другой – отличается ярко выраженной спецификой, характерной для этой сферы. К ключевым признакам проекта при этом относится ограниченность во времени, новизна разрабатываемого продукта, последовательность процесса разработки.
Фрагмент для ознакомления
3
1. ГОСТ 32611-2014 «Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов»
2. ГОСТ Р 50681-2010 «Туристские услуги. Проектирование туристских услуг»
3. Александрова А. Ю. Туризм и культурное наследие//Межвузовский сборник научных трудов/под редакцией: Д. Е. Луконина, Т. В. Черевичко. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2018. С. 10 -18.
4. Андреева А.Ю. Новые технологии интенсивного развития туристической индустрии. -М.: ЮРГУ, 2019. -С.
5. Буланов, А. В. Бренд 2.0. От философии к практике / А.В. Буланов. – М.: ОАО «Красная звезда», 2013. – 496 с.
6. Быстров С.А, Воронцова М.Г. Туризм: макроэкономика и микроэкономика. СПб., 2018
7. Боголюбов В.С. Экономика туризма. – СПб.: Академия, 2016.
8. Воловода О.В. Сфера туризма: этапы развития, экономика и управление. – М., 2018.
9. Джанджугазова, Е. А. Маркетинг туристских территорий: учебное пособие для академического бакалавриата / Е. А. Джанджугазова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2017. — 223 с.
10. Джанджугазова Е.А., Первунин С.Н. «Российский туризм: анатомия кризиса». Российские регионы: взгляд в будущее. 2017. №1 (2).С. 116-129
11. Дж. Сазерленд и К. Швабер. Руководство по Скраму 2016 год
12. Журнал "Мировые цивилизации" Scientific journal "World civilizations" 2019, №1, Том 4 2019, Издательство «Мир науки» \ Publishing company «World of science» http://izd-mn.com
13. Зюляев Н.А, Низова Л.М., Сорокина Е.Н. Внутренний туризм как вид экономической деятельности на мезоэкономическом уровне // Вестник НГИЭИ. – Княгинино, 2018. – № 6.–с. 72-85.
14. Менеджмент туризма: туризм и отраслевые системы: учебник. – М.: Финансы и статистика, 2018.
15. Ушаков Д.С. Стратегическое планирование в туризме: учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2017.
16. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.2006 г. №132-ФЗ
17. Шпилько С.П. Классификация видов туризма: от теории к практике / Вестник Национальной академии туризма. 2019. № 1. С. 9-15.