Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что данное заболевание и посей день, поражает большое количество детей. Статистические данные говорят о том, что заболевание дошло отметки в 50 % в Российской Федерации.
Такое заболевание как рахит ещё было известно в древние времена. В 1650 году его полное описание в своих трудах сделал английский ортопед Френсис Глиссон. Какое-то время рахит называли именно «английской болезнью», так как в Англии он был очень распространён.
Чаще всего признаки у новорожденных замечают родители. Очень важна профилактика данного заболевания, так как, рахит после себя может оставлять остаточные явления, которые отрицательно влияют на состояние здоровья ребёнка на протяжении всей жизни.
Именно поэтому, актуальной проблемой настоящего времени в педиатрии является профилактическая работа по улучшению качества здоровья детей.
Возникает необходимость углубленного изучения причин, условий, факторов способствующих заболеваемости рахитом, разработки комплекса профилактических мероприятий, в проведении которых большую роль выполняют средние медицинские работники, особенно медицинские сестры педиатрических участков детских поликлиник.
Рахит - это заболевание всего организма с преимущественным поражением костно-мышечной системы. Причиной развития рахита является поли гиповитаминоз с преимущественным недостатком витамина Д, в результате которого, нарушается фосфорно-кальциевый обмен и происходят значительные расстройства костеобразования и нарушения функций всех ведущих органов и систем.
Целью в данном исследовании выступает сестринская помощь при рахите.
Объект исследования - дети имеющие заболевание рахита.
Предмет исследования – деятельность медицинской сестры, направленная на профилактику рахита у детей.
Задачи:
1. Дать представления о возможных факторах риска заболевания;
2. Описать современное представление о заболевании;
3. Определить роль медицинской сестры в профилактике рахита у детей.
Методы исследования - анализ, синтез, обобщение, аналогия, сравнение.
Теоретическая значимость проведения данного исследования состоит в том, чтобы изучить работу медицинской сестры в профилактике рахита у детей.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАХИТА У ДЕТЕЙ
1.1 Основные характеристики рахита
Рахит – это заболевание обмена веществ, которое наблюдается у детей в возрасте до трех лет. При рахите нарушается формирование костей и зубов на фоне снижения уровня витамина D и недостаточного усвоения кальция и фосфора. Это приводит к размягчению и деформации костей, неправильным росту и смене молочных зубов, а также к нарушениям раннего развития ребенка.
Своевременная диагностика позволяет провести эффективное лечение с минимальным ущербом для здоровья и предотвратить тяжелые последствия, которые могут сохраниться до конца жизни.
Рахит – широко распространенное заболевание обмена веществ, которое возникает из-за недостатка кальция и фосфора в организме ребенка в период его активного роста. В результате нарушается формирование костной ткани – кости размягчаются, могут деформироваться и ломаться. Рахитом страдают преимущественно дети в возрасте от 2-х месяцев до 3-х лет, так как именно в этот период скорость роста организма максимальна [5, c 57].
Главная причина рахита – недостаток витамина D, который отвечает за фосфорно-кальциевый обмен в организме.
В минимальном количестве витамин D содержится в продуктах питания, но основная доля (около 90%) вырабатывается под воздействием ультрафиолетовых лучей. Кроме того, развитию рахита способствуют и другие метаболические нарушения – расстройство обмена белка и микроэлементов (магния, железа, цинка, меди, кобальта и др.), поливитаминная недостаточность.
На всасывание и доставку питательных веществ в костную ткань влияют и другие факторы:
-патологии желудочно-кишечного тракта;
-нарушения работы печени и почек;
-генные мутации (характерные для наследственных форм рахита).
Кроме минерального обмена, при рахите нарушаются и другие виды обмена (углеводный, белковый, жировой), развиваются расстройства функции нервной системы и внутренних органов.
Существуют также факторы риска, которые могут провоцировать болезнь. Неблагоприятными факторами со стороны матери служат:
-возраст (беременность до 18 и после 40 лет);
-несоблюдение режима дня (гиподинамия, недостаточное пребывание на солнце и свежем воздухе во время беременности);
-неправильное или неполноценное питание во время беременности и лактации;
-хронические заболевания;
-вредные привычки;
-гестозы беременных;
-оперативные, стимулированные или стремительные роды;
-многоплодная беременность[1, c 22].
Со стороны ребенка определенную роль в развитии рахита могут играть следующие факторы:
-нарушения развития плода в период вынашивания;
-большая масса (более 4 кг) при рождении;
-чрезмерная прибавка в весе первые 3 месяца жизни;
-неправильная организация кормления: недокорм, перекорм, подбор питания не по возрасту;
-ранний перевод на искусственное либо смешанное вскармливание;
-плохое усвоение компонентов смеси при искусственном вскармливании;
-ограничение двигательного режима ребенка (слишком тугое пеленание, необходимость длительной иммобилизации при дисплазии тазобедренных суставов);
-проблемы с пищеварением;
-расстройства нервной системы.
Рахит имеет циклическое течение, в котором проходит четыре стадии: начальный период, острый, период репарации (частичное восстановление) и последний период остаточных явлений. Некоторые произошедшие изменения костной системы и суставов исправить не представляется возможным, даже если причина возникновения патологии была своевременно определена и устранена.
В России распространенность рахита (включая его легкие формы) составляет 54-66% среди доношенных детей раннего возраста и 80% – среди недоношенных [10].
Рахит чаще встречается у детей, рожденных осенью и зимой, когда солнца мало. У большинства детей имеются единичные нечетко выраженные признаки рахита, которые при правильном уходе исчезают самостоятельно и не требуют лечения. Проявления дефицита витамина D у подростков и взрослых описывается как «остеопения», «остеопороз», «остеомаляция» [12].
Формы клинического течения рахита:
-острая – ярко выраженные симптомы невралгии и остеомаляции (деформация костей скелета, болевой синдром, гипотония мышц);
-подострая – выраженное разрастание остеоидной ткани: лобные и теменные бугорки, утолщение суставов запястий и голеностопа, межфаланговых суставов;
-рецидивирующая – волнообразное течение болезни, когда на фоне перенесенного рахита в прошлом начинается новая стадия в острой форме.
Степень тяжести:
I стадия (легкая) — начальный период нехватки витамина D, фосфора или кальция. Характеризуется незначительными изменениями и симптомами. Иногда наблюдается невыраженная гипотония мышц.
II стадия — рахит средней тяжести — явные нарушения общего состояния, умеренные изменения костей, мышечной и кроветворной систем. Видна отчетливая деформация черепной коробки, грудной клетки, конечностей.
III стадия — тяжелая форма. В настоящее время практически не встречается. Характеризуется серьезными поражениями костной системы, внутренних органов и ЦНС. Проявляется отставанием физического и психического развития, заторможенностью, нарушением аппетита и сна. Нарушена функция сердечно-сосудистой системы.
По характеру нарушения минерального обмена выделяют:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Галактионова, М.Ю., Неотложная помощь детям на догоспитальном этапе. Методическое пособие для врачей [Текст]: учебное пособие / М.Ю. Галактионова, Н.Ф. Денисенко. – Красноярск. – 2016. – 42 с.
2. Детские болезни. Учебник / Под ред. Н.П. Шабалова. СПб.: Сотис, 2019. - 567 с.
3. Ежова Н.В. Педиатрия: Учебник / Н.В. Ежова, Е.М. Русакова, Г.И. Кащеева. – 7-е изд., доп. – М.: Издательство Оникс, 2018. – 592 с.
4. Запруднов, А.М. Педиатрия с детскими инфекциями [Текст]: учебное пособие /А.М. Запруднов, К.И. Григорьев. - Москва: ГЭОАР-Медиа. – 2015. – 2016. – 102 с.
5. Захарова И.Н, Дмитриева Ю.А, Васильева С.В, Евсеева Е.А., Что нужно знать педиатру о витамине D: новые данные о его роли в организме (часть 1). //Педиатрия, 2014, Т. 93, № 3. – С.111-117.
6. Католикова О.С. Сестринский уход в педиатрии: МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях / О.С. Католикова – Ростов н/Д; Феникс, 2017. – 539 с.
7. Католикова, О.С. Сестринский уход в педиатрии [Текст]: учебное пособие / О.С. Католикова. – Ростов н/Д; Феникс. – 2015. – 539, 547 с.
8. Комаровский, Е.Ю. Справочник здравомыслящих родителей [Текст]: учебное пособие /Е.Ю Комаровский. – Москва: ЭКСМО. – 2015. – 115 с.
9. Коровина, Н.А., Педиатрия [Текст]: учебное пособие / Н.А. Коровина, И.Н. Захарова. – Москва. -2017. – 54 с.
10. Педиатрия с детскими инфекциями. Учебник / А.М Запруднов, К.И. Григорьев - М.:ГЭОТАР - Медиа, 2016. - 191 - 197с.
11. Прокопцева Н. Л. Рахит у детей. (Лекция) // Сибирское медицинское обозрение, 2017, № 5. С. 88-98.
12. Профилактика детских болезней: Практикум / Под ред. В.В. Юрьева. - СПб: Питер, 2019. - 252 с.
13. Смирнова Т.Е., Витебская А.В., Шмаков Н.А. Роль витамина D в развитии детского организма и коррекция его дефицита. //Consilium тесНсит/педиатрия.-2020.- №3 .-с.7-12.
14. Современный взгляд на патогенез и профилактику рахита у детей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://medi.ru/info/10585/. – дата обращения: 20.11.2021.
15. Тульчинская, В.Д. Сестринский уход при детских заболеваниях [Текст]: учебное пособие /В.Д Тульчинская. – Москва: ИНФРА. – 2016. – 65 с.