Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире у многих специалистов, исследующих СМИ, складывается четкое понимание того, что телевидение не может существовать в отрыве от общества. Это обусловлено тем, что оно старается максимально удовлетворить запросы аудитории. Успех телевидения зависит от того, как оно справляется со своей общественной функцией.
Телевидение очень быстро внедрилось в повседневную жизнь человечества и охватило большую часть досуга, став универсальным источником получения информации об окружающем мире. Это играет большую роль в социализации населения, а потому требует изучения.
В последнее время всё чаще можно слышать, что ведущие телевизионных передач отступают от литературных норм. Хотя падение речевой культуры на телевидении напрямую связано с падением речевой культуры в обществе, СМИ, являясь средством воздействия, должны быть образцом речевой культуры.
Актуальность исследования обусловлена снижением речевой культуры на федеральных каналах.
Цель исследования: описать язык современного телевидения и найти речевые ошибки в выступлениях ведущих федеральных каналов.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности культуры речи аудиовизуальных СМИ;
2. Рассмотреть основные речевые ошибки.
Объект исследования: телевизионные передачи российских СМИ.
Предмет исследования: ошибки, допущенные на федеральных каналах.
Методологической основой исследования является речь ведущих.
Методы исследования:
- индуктивный;
- описательный;
- контекстологический;
- сопоставительно-стилистический.
Теоретическая значимость исследования состоит в раскрытии аспектов речевой культуры в аудиовизуальных СМИ.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СМИ
1.1 его основные особенности
Язык, как и общество, которое его использует, постоянно развивается. Под этим процессом понимают существенные изменения, происходящие с его единицами, превращение старых единиц в качественно новые. Таким образом, развитие языка — это совершенствование его единиц в процессе их изменений, и приспособление языка к растущим потребностям общения.
Как уже было сказано, развитие языка происходит в соответствии с развитием общества, совершенствованием общественных форм и исторических общностей. В связи с этим, необходимо выделить три этапа развития общества и, соответственно, языка:
- первобытная община — строй с племенными языками и диалектами;
- феодальный строй — языки народностей;
- период капитализма — языки наций [21, с. 297].
Исходя из перечисленных периодов формирования языка, выделяют несколько видов диалекта:
- диалект племени;
- диалект народности;
- территориальный диалект, дошедший до наших дней в виде различных языковых особенностей, в зависимости от местоположения того или иного города.
В разные периоды развития общества в становлении языков происходят два совершенно противоположных процесса: дифференциация и интеграция.
Под дифференциацией обычно понимают «распадение единого языка на два или несколько различающихся между собою, хотя и родственных языков» [24, с.188]. В качестве примера можно привести распад индоевропейского праязыка:
- общеиндоевропейский язык — распространен был в эпоху палеолита на территории между Волгой и Дунаем и в конце III в. до н.э. разделился на славянский, балтийский, романский и пр. языки;
- общеславянский (праславянский) — распространен был на территории между Западным Бугом и средней частью Днепра.
Распад языков привел к образованию трех устойчивых групп: восточная группа языков, южная группа языков и западная группа языков. На базе этих групп позже сформировался ряд языков, существующих и в наши дни.
Под интеграцией же понимается «сближение разных языков и даже замена двух или нескольких языков одним» [22, с.188]. Примером интеграции может служить объединение родовых языков в племенные, племенных — в территориальные диалекты. Древнегреческий язык образовался из слияния ионийского, дорийского, аттического и эолийского языков.
Таким образом, если рассматривать язык с точки зрения общественного явления, то он отражает особенности конкретной исторической эпохи и ситуации каждого из народов или территорий. Однако, несмотря на разнообразие исторических и общественных типов, можно выделить несколько главных языковых состояний, обусловленных характером социально-экономической жизни народа и общественно-историческими формациями.
Под социально-историческим типом языка можно понимать типичную языковую ситуацию, которая складывается в обществе в определенную эпоху его развития: догосударственную и государственную.
Лингвистическое содержание социально-исторического типа языка составляют:
- характер формы существования языка, наличие или отсутствие письменности, степень развития словесных форм;
- соотношение ведущей формы и формы существования языка;
- тенденции языка как отражение тенденций общества;
- взаимодействие между языками и формами их существования;
- соотношение стихийного и сознательного развития языка, языковая политика.
Если рассматривать самое начало развитие языка, а это придется начинать с родоплеменной эпохи, то здесь основной формой его существования становится диалект, не основанный на письменности. Такое развитие языка предполагает, что у каждого рода и племени создается свой язык (диалект). Языки племен и родов были схожи между собой, поэтому их стали называть племенными диалектами.
В родоплеменную эпоху ведущей формой развития языка стала дифференциация.
Таким образом, можно предположить, что основным состоянием языка на тот период была система родственных племенных диалектов, которые развивались, порождая новые и новые диалекты.
Однако на смену первобытному строю очень быстро пришла классовая организация общества, в связи с чем, появились изменения и в развитии языка: стирались племенные диалекты, вырабатывался более единый образ общения.
Что касается государства, то в нем складывается такая форма этнической общности, как народность. Таким образом, создавался единый для народности язык, который должен был быть усвоен всеми. Если же государство включало в себя несколько народностей, то за основу выбирался один язык, а другие существовали параллельно с ним.
В эту эпоху появляются новые средства общения:
- территориальные диалекты;
- общие койне;
- временное или длительное двуязычие.
Начинает распространяться письменный язык.
Далее на смену приходит эпоха феодализма, которой также соответствует определенный этап развития языка. Язык этой эпохи представляет собой континуум территориальных диалектов, которые обладают схожестью в грамматическом и звуковом строе и словаре. Это сходство обусловлено общностью происхождения этих диалектов и процессами, которые протекают в них.
Период феодализма можно охарактеризовать как дифференциацией, так и интеграцией языков.
Существует очень много определений понятия «язык», однако все их объединяет то, что язык представляет собой знаковую систему, позволяющую осуществлять речевое общение и понятийного мышление [34, с.1]. Язык — это, в первую очередь, передатчик информации, поэтому человек может делиться с помощью него своим опытом и перенимать опыт от других людей, а также передавать накопленный опыт другим поколениям.
Некоторые ученые делают предположения, что способность к речи у человека возникла, так как произошли изменения в гене FOXP2 [19]. Однако эта версия тут же опровергалась другими, ведь не могло же только изменение в гене заставить человека сразу говорить. Безусловно, становление речи человека — это долгий процесс, связанный с эволюцией человеческого организма, развитием его интеллектуальных способностей, изобретением новых орудий труда и повышением культуры.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимова, Г. Н., Вяткина, С. В. Синтаксис современного русского языка: учебное пособие. – СПб.: СПбГУ, 2009. – 346с;
2. Ахманова, О.С. Словарь лингвистических терминов [Электронный ресурс]. – URL: http://www.classes.ru (Дата обращения 02.02.2018);
3. Блинова, О.С. Введение в современную региональную лексикологию. – Томск: Изд-во ТГУ, 1975;
4. Бондалетов, В.Д. Социальная лингвистика: учеб.пособие для студентов. – М.: Просвещение, 1987. – 160с.;
5. Будагов, Р.А. Введение в науку о языке. – М., 1965. – 419с.;
6. Виноградов В.В. История русского литературного языка: избранные труды / отв. ред. Н.И. Толстой. М.: Наука, 1978. – 319 с.;
7. Волошина, В. А. Типология речевых ошибок на телевидении // Вестник МГУ. – 2015. – с.127-134;
8. Земская Е.А. Разговорный язык // Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / сост. М.В. Панов. М.: Педагогика, 1984. С. 250-252.
9. Каракулов, Б.И. К вопросу о сущности литературного языка и его региональных вариантов // Вестник Удмуртского университета. – 2013. – с.159-166;
10. Костомаров, В. Г. Русский язык на газетной полосе. – М.: МГУ, 1971. – 268с.;
11. Кравченко, С.Ю. Динамика семантических изменений заимствованных слов в русском языке // Коммуникация: Теория и практика. – 2002. - №4. – с.23-25;
12. Крысин, Л.П. Русская литературная норма и современная речевая практика // Русский язык в научном освещении. – 2007. - №2. – с.5-17;
13. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 682с.;
14. : теория и практика. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2013. – 111с.;
15. Маслова, В.А. Лингвокультурология. – М.: Академия, 2001. – 203с.;
16. Матвеева, Т.В. Полный словарь лингвистических терминов. – Ростов-на-Дону, 2010. – 596с.;
17. Михеева, Н.Ф. К вопросу о классификации диалектов романо-германских языков // Вестник РУДН. – 2004. -№6. – с.9-21;
18. Наумов, В.В. Государство и язык. Формулы власти и безвластия. – М.: КомКнига, 2010. – 184с.;
19. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс: учеб. пособие. М.: Флинта; Наука, 2004. – 296 с.;
20. Пешковский А.М. Объективная и нормативная точки зрения на язык// Звегинцев В.А. История языкознания XIX-XX веков в очерках и извлечениях. М.: Просвещение, 1965. С. 288-299.
21. Подучева, Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. – М., 2001. – 125с.;
22. Соссюр Фердинанд де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. – 695 с.;
23. Татаринцева, Е.А. Роль языка в развитии общества // Аналитика культурологии. – 2013. – с.1-2;
24. Успенский Б.А. История русского литературного языка (XI-XVII века). 3-е изд., испр. и доп. М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2002.;
25. Филин Ф.П. Истоки и судьбы русского литературного языка. М.: Наука,1981. – 326 с.;
26. Хруцкая, И. В. О некоторых причинах снижения уровня языковой культуры русскоязычного социума // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. – 2011. – с.1-5