Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Настоящая работа посвящена исследованию состояния социального партнерства в сфере оплаты труда. Актуальность выбранной темы обусловлена следующими обстоятельствами: во-первых, в стране до сих пор государственные гарантии в области заработной платы (минимальный размер оплаты труда (МРОТ)) не обеспечивают необходимый уровень; во-вторых, на сегодняшний день сохраняется огромное количество «работающих бедных», имеющих доходы ниже прожиточного минимума (более 15 млн человек); в-третьих, на протяжении многих лет в РФ фиксируется неоправданно высокий уровень дифференциации в оплате труда (более чем в 21 раз); в-четвертых, низкая покупательная способность средней заработной платы, особенно в организациях бюджетной сферы, сельском хозяйстве, текстильном и швейном производстве.
Перспективным механизмом решения вышеперечисленных проблем является реализация концепции Достойного труда, предложенная Международной организацией труда в 1999 году. Согласно этой концепции достойный труд является свободным, безопасным, справедливо оплачиваемым, развивающим и не принижающим достоинство человека. Ключевая роль в реализации концепции Достойного труда и, соответственно, справедливой и достойной заработной платы принадлежит коллективно-договорному регулированию. В настоящее время в научной литературе достаточно широко освещены проблемы социально-трудовых отношений, формирования и развития социального партнерства в России.
Вопросы регулирования заработной платы рассматривались многими экономистами, такими как Н.А. Волгин, А.Л. Жуков, Е.Г. Мамытов, В.Д. Роик, Р.А. Яковлев. Несмотря на значительное количество работ, посвященных теме регулирования социально-трудовых отношений на основе социального партнерства, в научной литературе недостаточно освещены вопросы в области регулирования заработной платы с использованием системы партнерства. Дальнейшее развитие социального партнерства в сфере регулирования оплаты труда вызывает объективную необходимость в проведении научных исследований в данной области.
Поэтому цель данной работы состоит в изучении роли социального партнерства в формировании доходов и заработной платы работников в регионе.
Задачи работы:
изучить понятие и сущность социального партнерства;
рассмотреть технологии социального партнерства в современной России;
представить характеристику Красноярского края;
охарактеризовать социальное партнерство в формировании доходов и заработной платы работников в Красноярском крае.
В работе также будут использоваться следующие методы:
метод индукции;
метод дедукции;
сравнительный метод.
Проведенное исследование позволило выявить и классифицировать с позиции факторов основные проблемы в сфере регулирования оплаты труда на основе социального партнерства, определить причины их возникновения и обозначить ключевые направления в решении выявленных недостатков.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
1. Теоретические основы изучения социального партнерства
1.1. Понятие и сущность социального партнерства
В настоящее время европейские страны, США и другие государства, в том числе и Россия, пытаются построить постиндустриальное общество, которое имело бы наиболее благоприятные условия для воплощения идеи гуманизма, волновавшей человечество на протяжении практически всего исторического развития. Инструментами ее реализации являются идеи правового, социального государства, а также идея социального партнерства.
Проблему урегулирования интересов трудящихся и работодателей пытались решить задолго до сегодняшнего дня. Это принимало различные формы, путь развития был длительным и трудным: от заключения устных договоров между рабочими и владельцами предприятий, крайне невыгодных для первых, до внедрения современных форм договоренностей, подкрепленных нормативно-правовой базой в любом демократическом государстве. Длительное время отношения между сторонами трудового процесса не исследовались в научной литературе. Но, тем не менее отдельные работы, фрагменты работ по этой проблеме можно найти у многих ученых. Одним из первых, кто попытался изучать конфликт между работниками и капиталистами, был итальянский государственный деятель Н. Макиавелли. По его мнению, конфликт несет в себе и созидание, и разрушение. Необходимо уметь правильно воздействовать на него. И эту роль он отводил государству .
Aнглийский философ Ф. Бэкон доказал необходимость учитывать мнение представителей различных сoсловий: ошибки в управлении ведут к появлению конфликтов в обществе. Об идее общественного договора писал философ Т. Гоббс. Такой договор необходим для избежания войны «всех против всех» и обеспечения безопасности каждого гражданина в обществе. Французский просветитель Ж. Ж. Руссо считал, что при достижении «общественного договора» общественные отношения снова станут гармоничными.
По мнению известного немецкого философа И. Канта, отношения мира, согласия в обществе могут быть установлены на основе договора, т. е. при помощи компромиссов во всем обществе и в экономической сфере.
Теоретические аспекты партнерства между работниками и собственниками заводов и фабрик можно найти в работах социологов. Например, русский экономист и социолог В. В. Берви-Флеровский в работе «Положение рабочего класса в России» писал об отсталости производства, ужасных бытовых условиях, в которых жили рабочие, описывал тяжелый труд детей и женщин на заводах и фабриках. Работник не был защищен от произвола хозяина предприятия, который мог его уволить, задержать выплату зарплаты, оштрафовать по любому, даже незначительному поводу. При этом государство было на стороне собственника предприятия.
В. В. Берви-Флеровский не был сторонником революционных действий. Он призывал к солидарности во взаимоотношениях между рабочими и капиталистами и писал, что рабство уничтожено, теперь наступило время найма. Отношения товарищества между работниками и собственниками предприятий — дело будущего. Их можно достичь в результате введения свобод, которые были завоеваны в ходе буржуазных революций, и т. п.
На сегодняшний день существует уже достаточно большое количество трактовок социального партнерства. В научной литературе сложилось два подхода в его понимании. Первый (тредюнионистский или профсоюзный) — традиционное понимание: взаимодействие между профсоюзами, работодателями и государством в трудовой сфере. Второй рассматривает социальное партнерство более широко — как межсекторное взаимодействие в социальной сфере .
Практические варианты социального взаимодействия неодинаковы. В этой связи в научной литературе можно выделить разные типы социального партнерства. В зависимости от количества сторон-участников оно может быть двусторонним, трехсторонним, многосторонним. Двустороннее социальное партнерство обычно бывает между работниками и работодателями. В этом случае еще говорят, что социальное партнерство строится на основе принципа бипартизма, т. е. связей традиционных социальных партнеров. Под традиционными партнерами понимают профсоюзы трудовых коллективов и работодателей. Хотя сегодня может быть и другой вариант партнерства в социальном взаимодействии: партнерство между властными структурами и бизнесом.
В социальном партнерстве может быть больше участвующих сторон. Это может быть трехстороннее сотрудничество — трипартизм. В этом случае к традиционным партнерам присоединяются государство или органы местного самоуправления. В настоящее время под социальным партнерством подразумевается чаще всего трехсекторальное социальное партнерство. Однако современная практика показывает, что социальное партнерство может содержать и большее число сторон-участников.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Былым, Е.С. Перспективы финансирования государственно-частного партнерства в России на современном этапе / Е.С. Былым // Вестник РУДН. – 2020. – № 5. – С. 188-195.
2. Варнавский, В.Г. Государственно-частное партнерство в России: проблемы становления / В.Г. Варнавский // Отечественные записки. - 2021. - № 6. - С. 23-36
3. Глазунова, Н.И. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Н.И. Глазунова. – М.: Проспект, 2018. – 630 с.
4. Забузов, О.Н. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. Конспект лекций: учебное пособие / О.Н. Забузов. – М.: КноРус, 2021. – 192 с.
5. Игнатов, В.Г. Государственное и муниципальное управление: введение в специальность. Основы теории и организации: учебный курс / В.Г. Игнатов. – М.: МарТ, 2021. – 480 с.
6. Игнатюк, Н.А. Государственно-частное партнерство: учебник / Н.А. Игнатюк. – М.: Юстицинформ, 2021. – 420 с.
7. Калинин, Н.В. Теоретическая ретроспектива эффективной стратегии сотрудничества государства и бизнеса / Н.В. Калинин, Т.В. Медведева // Концепт. – 2021. – № 5. – С. 114-120.
8. Коваленко, Е.Г. Государственное и муниципальное управление: учебное пособие / Е.Г. Коваленко. – М.: Инфра-М, 2020. – 406 с.
9. Коновалова, М.Е. Государственно-частное партнерство и его роль в структурных преобразованиях экономики России / М.Е. Коновалова // Проблемы современной экономики. - 2020. - № 2. - С. 82-85.
10. Новоселова, М.А. Механизмы государственно-частного партнерства на региональном уровне / М.А. Новоселова, А.А. Фирсова // Известия Саратовского университета. – 2018. – № 3-2. – С. 439-444.
11. Орешин, В.П. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / В.П. Орешин. – М.: Инфра-М, 2018. – 320 с.
12. Панферова, Е.В. Развитие государственно-частного партнерства: проблемы и перспективы / Е.В. Панферова // Концепт. – 2021. – № 10. - С. 42-44.
13. Сазонов, В.Е. Государственно-частное партнерство: гражданско-правовые, административно-правовые и финансово-правовые аспекты / В.Е. Сазонов. – М.: Феникс, 2021. – 492 с.
14. Фомина, В.П. Система государственного и муниципального управления. Система муниципального управления: учебное пособие / В.П. Фомина, С.Г. Алексеева. – М.: МГОУ, 2021. – 112 с.
15. Шадрина, Е.В. Законодательство о ГЧП: экономическое обоснование и мировая практика / Е.В. Щадрина // Вопросы государственного и муниципального управления. – 2019. – № 4. – С. 166-190.