Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. В настоящее время в России активно изучаются различные зарубежные экономические теории, и происходят попытки их внедрения с целью улучшить экономическую ситуацию в стране, отрасли, на предприятии. Однако нередки случаи недостаточно обдуманного применения западных моделей, что влечет за собой вполне оправданное разочарование, и, как следствие, отказ от использования того, что могло быть действенным в наших условиях.
Переход экономических отношений в России на «рыночные рельсы», активное развитие предпринимательской деятельности выдвигают в число первоочередных вопросы создания и становления региональных и межрегиональных рынков для реализации продукции, развития новых кооперативных связей вместо существовавших во времена централизованного планирования и снабжения. Для решения этих вопросов мировой опыт маркетинга подсказывает: один из наиболее эффективных способов продвижения продукта - активное участие в выставках и ярмарках, где имеются наиболее благоприятные условия для рекламирования и продажи своей продукции, налаживания связей с отечественными и зарубежными компаниями, изучение опыта потенциальных конкурентов и ознакомления с последними достижениями мировой науки и техники.
В свете вышесказанного становится понятно, что осмысление места ярмарок и выставок в деятельности предприятия, их значения и оценка эффективности участия в подобных мероприятиях является на сегодняшний день одной из немаловажных задач стратегического планирования деятельности.
Разработка данной темы является в современных условиях достаточно актуальной еще и потому, что российские предприятия не имеют финансовых средств для проведения массированных рекламных кампаний, подобных тем, что в состоянии себе позволить мощные зарубежные фирмы. Правильное использование и оценка такого средства как выставки и ярмарки в совокупности с другими инструментами маркетинга может дать впечатляющие результаты.
Следует признать, что теория и практика организации и участия в выставочно-ярмарочной деятельности в РФ нуждается в осмыслении. Действовать в этом направлении нужно с учетом уже накопленного как богатого мирового, так и немалого российского опыта.
Таким образом, целью настоящей работы является попытка проанализировать состояние развития оптовых ярмарок в России.
Задачи работы:
изучить историю развития оптовых ярмарок в России;
раскрыть сущность оптовых ярмарок, их функции и роль в системе товароснабжения;
рассмотреть виды оптовых ярмарок;
охарактеризовать современное состояние развития оптовых ярмарок в России ;
представить влияние оптовых рынков на размещение инфраструктуры товароснабжения;
выявить преимущества участия в оптовых ярмарках;
раскрыть проблемы развития оптовых ярмарок ;
разработать рекомендации по повышению эффективности оптовых ярмарок.
Объект исследования – оптовые ярмарки.
Предмет исследования - экономические отношения, возникающие в процессе функционирования ярмарочной деятельности.
При написании работы были использованы следующие методы научных исследований: литературный, системный, сравнительный.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОПТОВЫХ ЯРМАРОК В РОССИИ
1.1. История развития оптовых ярмарок в России
Первые ярмарки появились на Руси в X–XII веках. Тогда их называли «торги» или «торжки». Они проходили и в городах, и в деревнях, длились всего несколько дней, а продавали здесь один товар: например, хлеб, скот или ткани. Само слово «ярмарка» пришло в русский язык из немецкого (от Jahrmarkt: Jahr – год, markt – рынок) в XVII веке, когда на торжки стали приезжать заграничные торговцы.
Рис. 1. Первые ярмарки
За развлечения на ярмарочных площадях в те годы отвечали скоморохи. Они давали представления с медведями и козами, играли на дудках, балалайках, трещотках. Однако «культурными программами» были недовольны священники.
Они писали в Москву множество челобитных о бесчинствах и беспорядках на ярмарках. Одну из них направил царю в конце XVII века священник из Кашина. На городской ярмарке, по его словам, «в понедельник, в первую неделю Великого поста чинилось великое бесчиние и беззаконие», крестьяне с женами много пили, вели «бои меж себя до кровопролития и во весь день и до полночи», а скоморохи в пост развлекали народ. «Торговым людям торг, а бесчинникам и беззаконникам пьянство и бой и бесовская игра», – возмущался автор челобитной. От государя пришел ответ: он приказывал местному воеводе строже следить за порядком [16, с. 377].
К концу XVIII – началу XIX века ярмарки проводили уже по всей стране. Самые масштабные и известные дореволюционные торги – Нижегородская, Ирбитская (на Урале), Пермская, Оренбургская, Барнаульская. Крупные ярмарки в России продолжались долго: от двух недель и до полутора месяцев, купить на них можно было что угодно. Здесь же работали балаганы, артисты развлекали публику песнями и кукольными представлениями. За порядком следила полиция и охрана. В их обязанности входил и надзор за торговыми точками: чтобы не было воровства и хулиганства.
В XIX веке русские ярмарки играли важную информационную и культурную роль. На них жители разных городов и регионов обменивались новостями, здесь же общались с торговцами из других стран. Во время ярмарок издавались брошюры, путеводители, календари, открытки и даже регулярная пресса. Например, существовал «Ирбитский ярмарочный листок» – газета, которая регулярно выходила в дни торгов с 1863 до 1915 год. В ней публиковали рекламу товаров и лавок, ярмарочные новости, заметки о забавных происшествиях и авторские материалы. «Ирбитский ярмарочный листок» высоко ценили не только читатели, но и профессиональные литераторы. Одним из них был писатель Дмитрий Мамин-Сибиряк – он сам опубликовал в «Листке» две статьи: «Уральское золотое дно» и «Каменнорезный промысел на Урале».
Рис. 2. Нижний Новгород: «карман России»
Главной ярмаркой России в XIX веке стала Нижегородская – самая масштабная. На ней торговали и чаем, и мануфактурой, и рыбой, и солью, и мехами. Помимо русских купцов, сюда приезжали европейцы, персы, армяне. В те годы в России ходила пословица: «Санкт-Петербург – голова России, Москва – сердце, а Нижний – карман». В дни ярмарок население города резко возрастало: если в обычное время в нем проживало 20 тысяч человек, то во время торговли число жителей превышало 200 тысяч [11, с. 40].
1.2. Сущность оптовых ярмарок, их функции и роль в системе товароснабжения
Ключевые функции ярморочной деятельности:
Непосредственное налаживание связей с целевой аудиторией. Экспозиции являются идеальной площадкой для формирования связи между клиентами и бизнесменами. Стоит отметить, что на ярморках обеспечивается закрепление контактов с уже существующими покупателями и потребителями.
Демонстрация новой продукции. Показы и презентации обеспечивают непосредственное ознакомление потенциальных клиентов с товарами и услугами, что влияет на стимулирование продаж.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О Концепции развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации» от 10 июля 2014 г. № 1273-р // Российская газета. – 2014. ‒ 17 июля.
2. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ // Российская газета. – 2009. ‒ 30 декабря.
3. Аликиева, А. М. Правовое регулирование отношений в сфере выставочно-ярмарочной деятельности / А. М. Аликиева // Сибирское юридическое обозрение. – 2020. ‒ Том 17. ‒ № 2. ‒ С. 250–258.
4. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов / С. Г. Божук. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 304 с.
5. Голубков, Е. П. Маркетинг для профессионалов: практический курс: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Е. П. Голубков. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 474 с.
6. Голубкова, Е. Н. Интегрированные маркетинговые коммуникации: учебник и практикум для вузов / Е. Н. Голубкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 363 с.
7. Григорьев, М. Н. Маркетинг: учебник для вузов / М. Н. Григорьев. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 559 с.
8. Григорян, Е. С. Маркетинговые коммуникации: учебник / Е. С. Григорян. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 294 с.
9. Диденко, Н. И. Международный маркетинг. Практика: учебник для вузов / Н. И. Диденко, Д. Ф. Скрипнюк. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 406 с.
10. Егоров, Ю. Н. Основы маркетинга: учебник / Ю.Н. Егоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2021. – 292 с.
11. Егоров, Ю. Н. Управление маркетингом: учебник / Ю.Н. Егоров. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 238 с.
12. Егоршин, А. П. Эффективный маркетинг организации: учебник для вузов / А. П. Егоршин. — 2-е изд., доп. и перераб. — Нижний Новгород: НИЭМ, 2020. — 302 с.
13. Инновационный маркетинг: учебник для вузов / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 474 с.
14. Информационные технологии в маркетинге: учебник и практикум для вузов / С. В. Карпова [и др.] ; под общей редакцией С. В. Карповой. – М.: Издательство Юрайт, 2021. – 367 с.
15. Казаков, С. М. Пандемия – толчок к организации выставок онлайн / С. М. Казаков // Modern Science. – 2021. ‒ № 2–1. – С. 70–75.
16. Плотникова, Л. В. Организация и проведение ярмарок и выставок в Российской Федерации / Л. В. Плотникова // Молодой ученый. – 2021. – № 22 (364). – С. 377-379.
17. Улановская, А. Н. Современное состояние выставочной отрасли в Российской Федерации: проблемы и пути их решения / А. Н. Улановская // Российское предпринимательство. – 2018. ‒ Том 19. ‒ № 8. – С. 228–237.