Фрагмент для ознакомления
2
торговавшему около монастыря лаптями, рукавицами и кушаками. Ерофеев, купив куклу за семь гривен ассигнациями, продал ее за более высокую цену.
Самыми знаменитыми промысловыми центрами производства игрушки стали промысловые центры обработки глины, дерева, камня - Скопино, Дымково, Каргополь, Филимоново, Абашево, Плешково, Хотьков, Богородское. Самобытные, орнаментированные, красочные игрушки утвердились в традиционной художественной культуре, и даже самые незамысловатые обрели в ней свое вневременное звучание.
Ни один промысел в России не знал такого многообразия тем и сюжетов, материалов и технологий, как игрушечный. Мастерство изготовления игрушки передавалось из поколения в поколение, развивалось и совершенствовалось, приобретая массовый характер, чему активно способствовал широкий потребительский спрос.
Глава 2.Виды точёных и резаных русских игрушек
В России игрушку делали повсеместно, изначально между делом, чтобы детей потешить, со временем это стало особым ремеслом. Работали целыми семьями с утра до вечера, детей приучали к работе с трех лет, к восьми годам они уже были мастерами.
Основными центрами деревянной игрушки были: Архангельская, Новгородская, Вологодская, Владимирская, Нижегородская, Московская губернии.
На севере игрушки имеют характер цельнорубленных изделий. Северные куклы «панки» представляют собой округленный обрубок дерева, в котором намечены топором шаровидная или конусообразная голова.
Излюбленной игрушкой были кони - «коники» они подчинялись форме бруска дерева, имели массивные туловища, маленькие головы и нерасчлененные ноги.
На Мезени и Печере ноги коней делали более динамичными. Появились там и кони, запряженные в сани.
В Кирилловском уезде существовало кустарное производство игрушек, среди них особенно выделяются кони-каталки.
Это кони-колоды, поставленные на колеса и «каретки» - похожие на двухголовые существа, их шеи переходя в поднятые хвосты, которые являются задними стенками экипажа.
По оранжево-красному фону коников, наносят черные штрихи, крестики, круги - символ солнца.
В Поволжье изготовляли пары и тройки лошадей, кукол, карусели, мельницы, погремушки, свистульки, вертушки. В этих игрушках исчезла массивность большого куска дерева, их делают из дощечек, щепочек, круглых палочек. «Щепной товар» или «топорщина» называли эти игрушки.
Игрушки расписывали свободной кистевой росписью, чаще всего простыми незамысловатыми орнаментами в виде точек, линий, цветов.
Среди игрушек Владимирской губернии наиболее известны куклы-бабы, птички, коники, которые в отличии от северных коней имеют вытянутые в верх массивные шеи.
В Нижегородской области центрами производства топорно-щепной игрушки были села Пурех, Лыськово, Федосеево. Здесь изготавливали коней, каталки, мельницы, пароходы, паровозики, кукольную мебель, карусели со скрипичной музыкой.
Самая распространенная игрушка — это экипаж. В отличии от владимирских экипажей, нижегородские кони имели выгнутые, склоненные до земли шеи.
Готовые изделия украшались свободной кистьевой росписью. Особенностью феодосеевской игрушки является желтый олифленный цвет, по которому рисовали алые цветы с зеленными листьями, изображения птиц, зверей, человека.
Крупнейшим игрушечным центром Подмосковья был и остается Сергеев Посад. В1879 г. из Сергеева Посада в Москву было отправлено 21328 пуда игрушечного товара. В это время там работало 1055 кустарей в 333 мастерских. Основной выпускаемой продукцией были резные, расписанные куклы из цельного куска дерева: барыни, гусары, щелкунчики, макеты церквей. Мастеров называли «балабешниками» от названия чурки из которой резали фигурку - «балабешки».
Свой особы тип неокрашенной игрушки создали жители села Богородское, которые делали неокрашенные игрушки для Сергиева Посада (см. раздел богородская резьба).
Подмосковье славилось и изготовлением точеной игрушки. Делали лото, шахматы, посудные наборы, погремушки, деревянные яйца, пирамидки, бирюльки, а сначала XX века известную во всем мире, символ России – матрешку.
В качестве явления традиционной культуры народная игрушка служит одним из средств приобщения детей и подростков к народным традициям, что является важнейшим фактором воспитания духовности, формирования системы нравственных и эстетических ценностей. Являясь предметом культуры, игрушка выступает носителем важнейшей для воспитания ребенка социально-культурной информации. Игрушка - это предмет-знак, обеспечивающий для ребенка возможность самого легкого, занимательного и доброжелательного по отношению к его ранимой душе вхождения в национальную культуру. Л. Оршанский сравнивает кустарно-ремесленные игрушки с фабричными, в процессе изготовления которых производитель не учитывает психофизиологические особенности детского восприятия: образность, эмоциональность, «ненужность мелочей, любовь к краскам, их неспособность видеть многое, что нам, взрослым, кажется очень важным. Мастера богородской игрушки удивительно точно чувствовали пластику формы и очень лаконично передавали ее. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции и технике исполнения игрушки всегда сохраняли живость, выразительность и привлекательность. Ребенок воспринимает такую игрушку сначала в главных ее деталях, которые точно выражают весь ее образный строй. Затем она привлекает внимание ребенка множеством интересных подробностей. Художественно-образную выразительность таким игрушкам придают разнообразные художественные средства - композиция, колорит, фактура материала.
Одним из самых популярных образов традиционной игрушки наших мальчиков был образ русского воина-победителя, напоминавший о великих победах русских солдат недавнего и далекого прошлого. Он был представлен, например, в богородской и нижегородской деревянной игрушке, имевшей следующее устройство: на две одинаковые горизонтальные планки укреплялись круглые площадки с объемными фигурками всадников или солдат, а также косарей, пастухов. При движении планок в разные стороны фигурки вместе с подставками проворачиваются, имитируя движение конницы, перестроение солдат или движение пастуха с животными и пр. Оттого, в какой последовательности соединены наложенные друг на друга планки, зависит характер движения и перестроение фигурок. Разведешь планки - и фигурки неожиданно встанут полукругом или раздвинутся стройными рядами, сведешь - и плотно сомкнутся в боевой отряд, или соберутся под пастушью дудку в кучное стадо домашние животные. Подвижность конструкции вносила в деревянную игрушку элемент неожиданности, делало ее еще более занимательной и интересной для детского восприятия. К сожалению, сегодня на прилавках детских магазинов почти невозможно найти игрушки, которые пробуждали бы военно-патриотическое сознание ребенка и стимулировали его развитие.
Особую ветвь в народном искусстве занимает изготовление глиняной игрушки. В далекой древности фигурки из глины издавали громкий свист, они имели культовое назначение, служили в прошлом средством изгнания злого духа и призывания доброго. Игрушки изображали определенные символы, которые использовались в обрядах для заклинания от бед. Так, женская фигура символизировала мать-землю, конь - солнце, а водоплавающая птица - водную и воздушную стихии. Считалось, что громкий звук отпугивает все злое. Возможно, поэтому глиняные игрушки, утратив культовое назначение, не исчезли из культуры, а перешли к детям как в наибольшей степени нуждающимся в защите от всевозможных напастей и бед. Человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала в более поздней игрушке барыней, девицей, птица - утушкой, курочкой, гусем, солнечный конь - рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера, медведь, также постоянный участник древних обрядов, - забавным, добродушным косолапым зверем из народной сказки. Время изменило условия окружающей жизни и в творчестве народных мастеров переносило образы и символы в новую обстановку, создавало новые сюжеты, но сами образы традиционной народной культуры и по сей день присутствуют в игрушке любого промысла.
Язык знаков и символов присущ народной игрушке, как и всему народному искусству. В росписях, вышивке, узорном ткачестве, декоративном