Фрагмент для ознакомления
2
Современное образование на уровне начальной школы реализуется согласно Федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (ФГОС НОО) [16]. В предшествии 2021-2022 учебного года министр просвещения Российской Федерации Кравцов С.С. в своем интервью для Учительской газеты заостряет внимание всех участников образовательного процесса на том, что в основе образовательного стандарта лежит системно-деятельностная парадигма, что предполагает не только усвоение детьми знаний, умений и навыков, а всестороннее, но направленное развитие личности, ее стремление к нравственности и социальной адаптации [20]. Актуальность исследования практической реализации системно-деятельностного подхода в рамках отдельных школьных предметов обусловлена тем, что педагоги озадачены поиском путей реализации системно-деятельностного подхода с помощью современных методов обучения.
Практика показывает, что на текущем этапе реализации ФГОС все еще довольно слабо разработан системно-деятельностный подход на уроках иностранного языка в начальной школе. Оказалось, что в работе преподавателям иностранного языка достаточно сложно отойти от привычных канонов обучения, подобрать технологии обучения, развивающие личность, а не транслирующие знания. В связи с этим, целью данной работы является выявление особенностей реализации системно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка в начальной школе посредством игровых технологий в рамках реализации ФГОС.
Объект настоящего исследования – системно-деятельностный подход на уроках иностранного языка.
Предмет исследования – особенности реализации системно-деятельностного подхода на уроках иностранного языка в начальной школе посредством игровых технологий.
Согласно цели исследования, объекту и предмету, ставим перед собой ряд задач:
1) описать сущность системно-деятельностного подхода в педагогике как основополагающего при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
2) трактовать игровые технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода;
3) методически обосновать использование игровых технологий на уроке иностранного языка с целью реализации системно-деятельностного подхода в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
4) систематизировать практические приемы игровых технологий на уроке иностранного языка в начальной школе с целью реализации системно-деятельностного подхода.
Теоретико-методологическая основа исследования: теория возрастных особенностей развития личности Д.Б. Эльконина [19]; теория деятельности и деятельностного подхода Л.С. Выготского [7] и А. Реана [13]; теория системного подхода Б.Г. Ананьева [1]; теория системно-деятельностного подхода А.Г. Асмолова [3]; теория использования педагогических технологий В.А. Беспалько [6], а так же игровых технологий: Селевко Г.В. [14], Наволоковой Н.Г. [11], Прутченкова А.С. [12], Ивашкиной И.С. [8].
Методы исследования: теоретического характера – анализ психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования, а так же законодательной базы из области образования.
Глава 1. Теоретическое обоснование реализации системно-деятельностного подхода средствами игровых технологий на уроке иностранного языка в начальной школе
1.1. Сущность системно-деятельностного подхода в педагогике как основополагающего при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Системно-деятельностный подход начал рассматриваться с научной точки зрения в области человеческой физиологии. Интересны работы П.К. Анохина [2] и Н.А. Бернштейна [5], в которых системно-деятельностный подход описывается как процесс достижения результата при наличии обратной связи. С социологической позиции системно-деятельностный подход описывается Г.П. Щедровицким как целевая предопределённость социальных явлений [18].
Становление системно-деятельностного подхода в педагогической науке базируется на исследованиях А.Г. Асмолова, в которых данный подход трактуется как нацеленность на результат или системообразующий фактор деятельности [3]. Деятельностный подход, в котором педагогический инструментарий строится на основе теории деятельности, то есть знаний о деятельности более высокого уровня абстракции, стали называть системно-деятельностным подходом. Данный термин введен А.Г. Асмоловым в середине 70-х гг.
Системно-деятельностный подход является попыткой объединения подходов: системного и деятельностного. Понятие системного подхода дано Б.Г. Ананьевым. Системный подход – это инновационное направление, исследующее сущность и закономерности воспитания и обучения как единую систему педагогического процесса, как комплекс взаимосвязанных мер по формированию мировоззрения и системы понятий основ наук, системного мышления как механизмов творческого развития личности [1, с. 231].
Деятельностный подход в педагогике описан Л.С. Выготским как процесс деятельности человека, направленный на становление его сознания и его личности в целом [7, с. 176]. A. Реан определяет человеческую деятельность как осознанную, целенаправленную активность человека, которая может разворачиваться как в физическом пространстве, так и в пространстве психических образов [13, с. 23].
Огромный вклад в понимание категории деятельности внес выдающийся российский психолог А.Н. Леонтьев. В созданной им теории деятельности он рассматривает деятельность как преобразование и выделяет в деятельности две неразрывные ее части – внешнюю, материальную, и внутреннюю, связанную с мышлением. Но при этом автор впервые ставит вопрос о структуре деятельности и выделяет такие ключевые ее структурные элементы, как процесс преобразования, субъект, цель, контроль, рефлексия [10, с. 79].
Особое внимание А.Н. Леонтьев уделял исследованию механизма вхождения человека в деятельность, поскольку именно этот механизм имеет принципиальное значение для организации образовательного процесса. В результате он приходит к выводу о том, что деятельность побуждается потребностями человека, которые преобразуются в мотивы и управляют деятельностью со стороны субъекта [10, с. 80].
Таким образом, согласно концепции Б.Г. Ананьева и Л.С. Выготского, системно-деятельностный подход определяется результативностью деятельности как целенаправленной системы.
В структуре системно-деятельностного подхода А.Г. Асмолов выделяет следующие компоненты: кадровый, экономический, мотивационно-
ценностный, целевой и операционально-технологический. Системно-деятельностный подход, по мнению А.Г. Асмолова, не отрицает «ЗУНовского» подхода: «На операционально-технологическом уровне без знаний, умений и навыков ничего не получится». Характеризуя системно-деятельностный подход, А.Г. Асмолов говорит о его нацеленности на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает на возможность формирования ценностных ориентиров, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования [3].
Фрагмент для ознакомления
3
1) Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 2019. – 523 с.
2) Анохин П.К. Полезный результат как организующий фактор системы. – М.: Наука, 2019. – 510 с.
3) Асмолов А.Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования // Проблемы современного образования. – 2010, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-i-metodologiya-sotsiokulturnoy-modernizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 20.11.2021).
4) Афанасьева Ю.А. Применение игровых технологий на уроках географии как средство реализации системно-деятельностного подхода // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время – новое решение». – 2020. №1. – С. 49-54, URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44873711_81887338.pdf (дата обращения: 20.11.2021).
5) Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. – СПб.: Питер, 2017. – 375 с.
6) Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 2019. – 192 с.
7) Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: Педагогика, 2017. – 419 с.
8) Ивашкина И.С. Применение игровых технологий на уроках иностранного языка, URL: https://docplayer.com/48064836-Primenenie-igrovyh-tehnologiy-na-urokah-inostrannogo-yazyka.html (дата обращения: 20.11.2021).
9) Котова С.К. Системно-деятельностный подход в реализации ФГОС НОО // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. Т.19. – С. 37-41.
10) Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – СПб.: Питер, 2018. – 602 с.
11) Наволокова Н.Г. Характеристика педагогических технологий. Игровые технологии обучения // Школа молодого учителя. – 2013. №11. – С. 36-39, URL: http://www.e-osnova.ru/PDF/osnova_14_23_6592.pdf (дата обращения: 20.11.2021).
12) Прутченков А.С. Учим и учимся, играя. Игровая технология экономического воспитания школьников. – М.: Международная Педагогическая Академия, 2017. – 340 с.
13) Реан А.А., Бордовская Н.В. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2001. – 523 с.
14) Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с., URL: http://school11sp.ru/data/uploads/docs/v_pomosch_uchitely/7.pdf (дата обращения: 20.11.2021).
15) Тоцкий Н. Образовательный стандарт: на пути к общественному договору // Учительская газета. – 2006. №12. – С. 15-18.
16) Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, URL: https://www.beledu.ru/storage/files/obschee_obrazovanie/fgos/fgos_noo31122015.pdf (дата обращения: 20.11.2021).
17) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Часть 1: Начальное общее образование. Основное общее образование: Часть 2: Среднее (полное) общее образование. М.: Издательство Министерства образования РФ, 2004. – 106 с.
18) Щедровицкий Г.П. Оргуправленческое мышление. Идеология, методология, технология. – СПб.: Издательство студии Артемия Лебедева, 2015. – 118 с.
19) Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. № 4. – С. 10-16.
20) Юрченко А. Сергей Кравцов: министр просвещения России: мы никогда не были нацелены на то, чтобы учить ради ЕГЭ // Учительская газета. – 2021. №27, URL: https://edu.gov.ru/press/3907/sergey-kravcov-ministr-prosvescheniya-rossii-my-nikogda-ne-byli-naceleny-na-to-chtoby-uchit-radi-ege/ (дата обращения: 20.11.2021).