Фрагмент для ознакомления
2
Ведение
Управление себестоимостью выступает средством достижения высоких экономических результатов деятельности предприятия, проводящего политику учета и контроля затрат, их калькулирования и бюджетирования, т.е. всех процессов, осуществляющихся во взаимосвязи с основными целями функционирования компании.
Большинство крупных предприятий ставят перед собой политику по учету затрат и калькулированию себестоимости выпускаемой продукции на первое место в условиях современной экономики. Основные элементы этой политики широко используются сегодня в отечественных компаниях, которые уже достаточно ориентированы на достижение конечных результатов по минимизации своих затрат в рамках непростых условий реализации своей хозяйственной деятельности.
Основа любого бизнеса - это процесс контроля, и даже с учетом наличия умений организовать и стартового капитала компании, все это становятся второстепенным без возможности контролировать бизнес.
Фактически любые модели (механизмы) построенные человеком требуют систематического улучшения, а когда речь заходит о моделях, построенных с использованием самих людей, то проблема усугубляется. Любой бизнес - это в первую очередь модель взаимодействия между разными людьми по достижению определенных целей, чаще всего получения прибыли.
Сегодня часто возникает вопрос, как можно проконтролировать сам процесс функционирования компании и конечно проверить, насколько эффективна работа построенной модели. Собственно именно для проведения контроля бизнес - процессов, что невозможно без анализа, и были разработаны и успешно внедрены такие показатели как себестоимость, рентабельность деятельности предприятия.
Актуальность данной темы состоит в том, что анализ себестоимости и затрат современной организации позволит оценивать относительную прибыльность отдельных видов работ, что создает базу для выбора ассортимента продукции; устанавливать запас «прочности» организации; планировать объемы реализации продукции, которые обеспечивают желаемую прибыль.
Объект работы – себестоимость товаров.
Предмет – себестоимость товаров конкретного предприятия.
Главной целью работы является анализ понятия себестоимости и затрат организации с целью стабилизации ее финансового состояния и повышения будущей рентабельности.
В связи с этой целью ставятся задачи:
определить сущность себестоимости,
выделить основные методы определения себестоимости,
проанализировать структуру и динамику себестоимости на примере конкретной организации,
оценить влияние роста себестоимости на финансовый результат деятельности организации.
Работа состоит из трех основных частей. Первая часть исследует теоретические основы и сущность себестоимости. Вторая глава касается вопросов анализа себестоимости на примере конкретной организации. В третьей части предлагаются меры по снижению себестоимости на предприятии.
Для раскрытия темы были использованы исследования современных авторов в области учета и анализа затрат в организациях (Кузьмина М.С., Асаул А.Н., Сухинина В.В.), управленческие порталы и ресурсы Интернет.
1. Теоретические основы формирования себестоимости
1.1. Сущность понятия себестоимости, основные показатели. Виды себестоимости
Себестоимость — это денежное выражение затрат бизнеса на производство и реализацию продукции (работ, услуг) [11, c.21]. . В переводе на русский язык, это означает: себестоимость изделия – это полная стоимость бизнесмену изготовления изделия и расходов на его реализацию.
Себестоимость каждого изделия или услуги разбивается на составляющие ее затраты, а их совокупность будет называться калькуляцией себестоимости. В зависимости от типа выпускаемого продукта выбирается калькуляционная единица. Т.е. выбирается единица продукции, для которой на производстве определяется себестоимость. Это может быть единица производимого изделия, например стол, кран, светильник. Это могут быть натуральные единицы, например килограмм, тонна, метр, квадратный метр, кубометр. Это могут быть условно-натуральные единицы, которые определяются расчетным методом с помощью специальных коэффициентов.
Существует огромное количество разных видов себестоимости, фактически ее вид зависит от желания собственника проконтролировать тот или иной участок работы, основная классификация выгляди так [4, c.103]:
Цеховая – под ней подразумевают себестоимость отдельных участков производственного цикла. Перенося ее на малый бизнес можно вспомнить о производстве жареных семечек, где можно вести отдельный учет себестоимости процесса жарки и отдельно процесса расфасовки продукции;
Общехозяйственная себестоимость (или непрямая) – сюда входят все расходы, связанные с управлением и обслуживанием бизнеса в целом, то, что напрямую не связанно с производственным процессом (как пример уборщица или услуги юриста, уплата пенсионного сбора самими ИП, прочее).
Производственная себестоимость – это сумма цеховой и общехозяйственной;
Полная себестоимость – она рассчитывается как сумма производственной и плюс расходы, связанные с продвижением товаров (реклама, доставка, проведение акций, презентаций), амортизация и конечно стартовый капитал (в пропорциональной разбивке.
Рисунок 1 - Основные виды себестоимости [18, с.115]
Различают себестоимость производственную и полную. Производственная себестоимость — это полная стоимость изготовления продукта или услуги. Полная себестоимость – включает затраты бизнеса не только на выпуск продукта или услуги и организацию производственного процесса, плюс затраты и на реализацию продукта или услуги.
Важно, что очень часто под себестоимость подразумевают исключительно расходы на производство одной единицы продукции, максимум к общей сумме добавляют общие расходы. Что в корне неправильно, фактически это только одна из частей полной себестоимости и в конечном итоге в общую сумму необходимо включать и расходы, связанные с организацией бизнес процесса [11, c.56].
Полная себестоимость (средняя) — это полный перечень расходов, включая расходы связанные с организации самого бизнеса, покупкой оборудования. Для удобства и получения читаемого анализа, общие расходы, связанные с созданием самого бизнеса, включая внесение оборотных средств, стартового капитала, прочее разбивают на расчетный период окупаемости и равными частями добавляют к общепроизводственным расходам, как собственно и амортизацию основных средств. Таким образом, формируется средняя себестоимость единицы продукции.
Фактически себестоимость - это совокупность всех (подчеркиваю всех) расходов в денежном выражении от начала реализации бизнеса процесса до окончательного завершения.
Снижение себестоимости обусловлено эффективной экономией ресурсов, энергии и затрат всех видов. На уровень экономии влияет целый комплекс производственных и других факторов.
1. Технические усовершенствования. Повышение уровня производства делает его более экономичным. Это могут быть новые технологии, оборудование, использование другого сырья и материалов, пересмотр характеристик готовой продукции и пр.
2. Прогрессивные новшества в организации труда. Если организация уделяет внимание развитию управленческой сферы, совершенствует процесс использования основных активов, наводит порядок в службе снабжения, снижает транспортные затраты и т.п., то снижение себестоимости будет являться закономерным итогом эффективного хозяйствования.
3. Перемены в количестве и структуре продукции. Если производство определенной группы товаров налажено, то увеличение объема мало повлияет на постоянные издержки, тогда как себестоимость упадет в результате увеличения реализации.
4. Повышение эффективности эксплуатации природных ресурсов. Этот фактор работает, когда производство непосредственно связано с природными ресурсами. Открытие новых месторождений, повышение рентабельности добычи сырья, изменение природных факторов непосредственно повлияют и на себестоимость такой продукции.
5. Изменения в отрасли. На сумму затрат на производство непосредственно влияют отраслевые факторы, например, открытие дополнительных цехов и ликвидация морально устаревших, освоение производства новых видов продукции, повышение технологической эффективности производства и др.
Таким образом, при планировании себестоимости необходимо оценивать влияние перечисленных факторов в комплексе.
1.2. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции
Сложность процесса формирования себестоимости предполагает наличие различных затрат.
Определение издержек производства в ПБУ 10/99 практически полностью соответствует определению того же термина в МСФО: издержки представляют собой тенденцию уменьшения экономической выгоды предприятия в течение отчетного периода, которое происходит в формах оттоков или истощений его активов или роста обязательств, что непосредственно ведет к снижению показателя капитала, не связанного с его распределением между участниками общества [7, с.165].
Рисунок 2 - Классификация затрат организации [18, с.115]
Различают переменные и постоянные затраты.
Переменные затраты изменяются в зависимости от изменения объемов производства и включают в себя расходы на покупку сырья и материалов, выплату заработной платы основным работникам, на обеспечение предприятия топливом и энергией для технологических целей и прочие расходы [14, c.126]. Непосредственно от степени влияния темпов роста объемов производства на различные элементы переменных затрат, расходы могут также разделяться на пропорциональные, растущие или снижающиеся расходы.
Постоянные затраты не связаны с изменением производственных объемов, а связаны с выплатой арендной платы, процентов за пользование кредитом, начисленной амортизацией основных фондов, с выплатой некоторых видов заработной платы руководителям предприятия [14, c.128].
Различают затраты производства и затраты обращения. Производственные затраты - это затраты, непосредственно связанные с производством товаров или услуг. Затраты обращения - это затраты, связанные с реализацией произведенной продукции.
Под затратами производства понимается стоимость использованных при изготовлении продукции материальных и трудовых ресурсов.
Для того чтобы определить себестоимость продукции, нужно определить все затраты, связанные с производством и реализацией продукции. В общем случае статьи калькуляции будут выглядеть следующим образом [4, c.128].
1)сырье и материалы (включая материалы на упаковку);
2)возвратные отходы, которые в дальнейшем используются в производстве (учитываются со знаком «минус»);
3)покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций;
4)топливо и энергия на технологические цели;
5)заработная плата производственных рабочих;
6)отчисления на социальные нужды;
7)расходы на подготовку и освоение производства;
8)общепроизводственные расходы;
9)общехозяйственные расходы;
10)потери от брака и рекламаций;
11)прочие производственные расходы;
12)расходы на аренду производственных помещений (если они есть);
13)расходы на реализацию и продвижение продукции.
Первые 12 пунктов составляют производственную составляющую себестоимости продукции, а все 13 пунктов являются полной себестоимостью.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Александров О.А. Экономический анализ. Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2016. – 180 с.
2. Асаул А.Н. Управление затратами. – СПб.: СПбГАСУ, 2018. – 299 с.
3. Басовский Л.Е., Лунева А.М., Басовский А.Л. Экономический анализ. Учеб. пособие. – М.: Инфра-М, 2015. – 224 с.
4. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. – Киев: Ника-Центр Эльга, 2019. – 656 с.
5. Бочаров В.В. Финансовый анализ. Учебное пособие. С-Петербург. 2018. – 341 с.
6. Брайчева Т.В. Экономика предприятия. – СПб.: Питер, 2016. – 382 с.
7. Гаврилова А.Н. Финансы организации. – М.: Мнорус, 2017. – 608 с.
8. Григорьева Т.И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз. Учебник. 3-е изд. – М.: Юрайт, 2016. – 488 с.
9. Гутова А.Б. Управление денежными потоками: теоретические аспекты// Финансовый менеджмент, №4, 2017. – с.50-87
10. Ендовицкий Д.А., Любушин Н.П., Бабичева Н.Э. Финансовый анализ. Учебник. – М.: КноРус, 2016. – 300 с.
11. Жилкина А.Н. Финансовый анализ. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2019. – 286 с.
12. Исик Л.В. Мониторинг финансового состояния и оценка возможности банкротства предприятия // Финансовый менеджмент. - № 2. - 2018. – С.21-26.
13. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансовая статистика, 2016. – 359 с.
14. Колесова А.В. Методический инструментарий анализа затрат по процессам// Вопросы экономики и права. - №7 – 2018. – с.105-111.
15. Колчина Н.В. Финансы организаций. – М.: Дашков и К, 2019. – 382 с.
16. Котенева Е.Н. Управление затратами предприятия. – М.: Инфра-М, 2017. – 404 с.
17. Кузьмина М.С. Управление затратами предприятия. – М.: Кнорус, 2015. – 320 с.
18. Кулакова О.А. Анализ затрат как эффективный метод управления предприятием// Социально-экономические процессы и явления. - №2. – 2019. – с.71-74.
19. Куприянова Л.М. Финансовый анализ. Учеб.пособие – М.: Инфра-М, 2019. – 160 с.
20. Лукачанова Е.А. ABC- и XYZ-анализ при формировании резервов снижения затрат несостоятельной организации// Экономические науки. - №7. – 2019. – с.135-138.
21. Львова Н.А. Финансовая диагностика предприятия / под ред. В.В. Иванова. – М.: Проспект, 2018. – 304 с.
22. Румянцева Е.Е. Экономический анализ. Учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2016. – 382 с.
23. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия/ Г.В. Савицкая.- 5-ое издание, перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2019. – 536 с.
24. Серебренников Г.Г. Управление затратами на предприятии. – Тамбов: ТГУ, 2018. – 80 с.
25. Симанович В.М. Особенности определения затрат в локальных сметах. – М.: Дашков и К, 2018. – 385 с.
26. Сухинина В.В. Анализ затрат и принятие управленческих решений. – Самара, 2016. – 92 с.
27. Теннент Дж. Управление денежными потоками. – М.: Альпина Паблишинг, 2018. – 585 с.
28. Терехова В. А. Финансовый учет: Краткий курс. - СПб.: Питер, 2016. - 368 с.
29. Турманидзе Т.У. Финансовый анализ хозяйственной деятельности предприятия/ Т.У. Турманидзе . - М.: РДЛ, 2018. - 159 с.
30. http://mmzavod.ru/ - АО «ММЗ»