Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Лыжный спорт давно и прочно занимает одно из важнейших мест в российской спортивной культуре. Широко распространенный еще в советские времена, на современном этапе, в эпоху технологий и активного обмена опытом с зарубежными коллегами, этот вид спорта имеет отличные перспективы.
Лыжная подготовка традиционна для российского спорта, она представлена даже в общеобразовательной школе, как один из видов спортивных занятий, всесторонне развивающий ребенка. Это обусловлено, во-первых, благоприятными климатическими условиями нашей страны для развития лыжного спорта, а во-вторых, богатой спортивной традицией.
Лыжные гонки входят в программу Зимних Олимпийских игр с 1924 года, в этом же году была создана федерация лыжного спорта. В 1952 году в соревнованиях начали принимать участие женщины. Как мы можем увидеть, спорт этот не нов. Но он все еще ставит перед исследователями проблемы в сфере подготовки спортсменов.
Это связано со многими факторами, среди которых тенденция современных видов спорта охватывать все более молодой контингент спортсменов, а также изменение материалов спортивных снарядов, редактирование правил соревновательной деятельности, и многое другое.
Спортсмен и тренер должны гибко подстраиваться под эти изменения, но при этом есть определенный набор базовых знаний, без которых невозможна спортивная деятельность лыжника. Знания эти закладываются на начальном этапе обучения и служат фундаментом всей дальнейшей тренировочной работе. Принципы формирования этих начальных знаний мы и хотели бы рассмотреть в представленном исследовании.
Актуальность исследования состоит в том, что лыжные гонки в данный момент являются олимпийским видом спорта, и остро стоит вопрос о подготовке квалифицированных спортсменов в этой области.
Объект исследования – лыжные гонки как вид спорта.
Предмет исследования – специфика спортивной подготовки лыжника.
Цель исследования – определить эффективные направления работы с лыжником на этапе его начальной подготовки.
Исходя из цели, можно определить следующие задачи:
1. Рассмотреть систему подготовки лыжников в целом.
2. Выделить значение начального этапа обучения лыжника и его специфику.
3. Сформировать рекомендации по работе со спортсменом на начальном этапе подготовки.
Методологической базой исследования стали работы Аксенова М. О., Маркова Г. П., Пальчевского В. Н. и других.
Исследование состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.
1. Специфика лыжных гонок и их место в современной системе физической подготовки
В нашей стране сложились две основные формы работы с лыжниками — лыжная подготовка и лыжный спорт.
Лыжная подготовка реализуется во всех учебных заведениях от дошкольной ступени до вузовского образования, она предполагает овладение основными принципами передвижения на лыжах, использование различных техник передвижения, умение преодолевать несложные трассы, уверенно останавливаясь, поворачивая, набирая и сбрасывая скорость. Важным элементом обучения так же является техника безопасности падения.
Обязательный минимум лыжной подготовки регламентируется государственными образовательными программами и учебными нормативами, выделенными отдельно для каждой возрастной группы и уровня подготовки. Здесь формируются и навыки самостоятельной организации занятий, которая будет полезна человеку для поддержания здорового образа жизни.
Лыжный спорт — один из самых массовых видов спорта, культивируемых в Российской Федерации. Наибольшей популярностью в силу доступности и характера воздействия на организм пользуются лыжные гонки на различные дистанции.
Спортивное направление лыжной подготовки отличается от общеобразовательного усложнением спортивных результатов и введением соревновательности в спортивную деятельность.
Россия, наряду с Норвегией, долгое время удерживает лидирующие позиции в международных лыжных соревнованиях. Во всероссийском масштабе реализуются студенческие лыжные соревнования, спортивные кубки и фестивали, такие как Красногорская лыжня, Чемпионат федеральных округов, Первенство России, Кубок России, Хибинская весна.
В масштабе отдельных городов так же проводятся свои соревнования и кубки: Измайловский (Москва и Подмосковье), Лыжня Замятова (Сергиев Посад), чемпионат Санкт-Петербурга и первенство Санкт-Петербурга, и другие.
Внутри страны реализуются и соревнования для лыжников-любителей, такие как «Лыжня России» - они неизменно вызывают живой энтузиазм у населения, что указывает на неугасающий интерес к лыжному спорту. В 2017 году в «Лыжне России» приняло участие более миллиона человек по всей стране.
Лыжные гонки — циклический зимний вид спорта, в котором соревнуются в скорости прохождения дистанции по специально подготовленной снежной трассе с использованием беговых лыж и лыжных палок. Официальные соревнования проводят на дистанциях длиной от 800 м до 50 км. Лыжные гонки входят в программу Зимних Олимпийских игр с 1924 года.
Впервые состязания в лыжном беге на скорость состоялись на территории современной Норвегии в 1767 году. Затем примеру норвежцев последовали шведы и финны, позже увлечение гонками возникло и в Центральной Европе. В конце XIX — начале XX века во многих странах появились национальные лыжные клубы. В 1924 году была создана Международная федерация лыжного спорта (FIS). В данный момент FIS насчитывает более ста национальных федераций.
В рамках направления лыжных гонок существуют различные виды соревнований, отличающиеся спецификой старта, техникой передвижения, степенью индивидуальности выступления лыжника. Это обусловлено общими изменениями, которые претерпели лыжные соревнования за период развития, а иногда и индивидуальными находками спортсменов, изменившими спорт в целом. Одним из таких примеров было применение конькового хода лыжи, который впервые использовал на соревнованиях, а не в спортивном ориентировании, Билл Кох в 1982 году.
Таким образом, в 80-х годах с возникновением новой техники бега были введены новые, различные, регламенты для передвижения разными стилями.
Кроме того, в программе появились «гонки преследования», очередность старта в которых определяется по результатам состязаний, проведенных накануне - по так называемой «системе Гундерсена», несколько раньше вошедшей в практику лыжного двоеборья.
Основные виды лыжных гонок в настоящий момент времени:
1. Соревнования с раздельным стартом.
2. Соревнования с общим стартом (масс-старт).
3. Гонки преследования (скиатлон, система Гундерсена).
4. Эстафеты.
5. Индивидуальный спринт.
6. Командный спринт.
По регламенту состязаний если первые гонки - 30 км, мужчины, и 15 км, женщины, проводятся классическим стилем, то последние - 50 км, мужчины, и 30 км, женщины, - свободным и наоборот. По «системе Гундерсена» в первый день лыжники бегут классическим стилем - 10 км, мужчины, и 5 км, женщины, на следующий день - свободным - 15 км, мужчин, и 10 км, женщины. В эстафетах первые два этапа преодолеваются классическим стилем, третий и четвертый - свободным.
На данном этапе лыжный спорт стремительно развивается. Спортивная Федерация стремится повысить рейтинг соревнований в СМИ и одновременно популяризировать занятия спортом, потому в развитие спорта производятся финансовые вливания. Это ведет к совершенствованию инвентаря, появлению более прогрессивных способов подготовки трассы, что обеспечивает повышение скоростей.
Закономерно меняются и требования к биомеханике езды и динамическим параметрам хода. Возрастает мощность и скорость, лыжники и тренеры находятся в поисках новых эффективных техник передвижения. В классическом спринте, например, это обернулось использованием одновременного бесшажного хода на всей дистанции.
Очевидно, что подготовка современного спортсмена во многом отличается от подготовки спортсмена во времена зарождения и развития этого вида спорта.
Современный лыжный спорт характеризуется большой вариативностью техники передвижений, используемых в одной гонке.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Аксенов М.О., Петренко Г.П. Лыжный спорт. Методическое пособие. — Улан-Удэ: БГУ, 2008. — 143 с.
2. Бутин И. М. Лыжный спорт. Учебное пособие. — М.: Академия, 2000. — 368 с.
3. Выдрин Е.Н., Воркунов М.С., Фербер Е.А. Методика обучения техники попеременных ходов в лыжном спорте. Методические рекомендации. – Павлодар: Кереку, 2010 – 25 с.
4. Гильмутдинов Т.С. Методика и организация тестирования физической подготовленности учащейся молодежи на основе 100-очковых таблиц и программ полиатлона. МарГУ, Йошкар-Ола, 2003. — 63 с.
5. Гурский А. В. Влияние фактора утомления на параметры двигательных действий в процессе 30 км лыжной гонки // Ученые записки университета Лесгафта. 2014. №6 (112). С.60-63
6. Колыхматов В. И., Щелканов Н. А. Отличительные особенности лыжного спринта от традиционных соревнований по лыжным гонкам // Ученые записки университета Лесгафта. 2014. №7 (113). С.91-95
7. Крупицкая О. Н., Потовская Е. С., Шилько В. Г. Общая физическая подготовка. Практикум. — Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2014. — 58 с.
8. Марков Г. П. Лыжные гонки. Справочник. М.: Физкультура и спорт, 1985. — 334 с.
9. Мирошина Е. Н. Особенности проектирования и построения начального базово-подготовительного этапа в циклических видах спорта на примере лыжных гонок. Автореферат диссертации на соискание научной степени кандидата педагогических наук. Москва, Московская государственная академия физической культуры 2007 г., 24 стр.
10. Михалев В. И. Специальная работоспособность лыжников гонщиков: современные тенденции (по материалам зарубежной литературы) // Ученые записки университета Лесгафта. 2015. №4 (122). С.139-144
11. Мякинченко Е. Б., Селуянов В. Н. Развитие локальной мышечной выносливости в циклических видах спорта. М.: ТВТ Дивизион, 2009. — 360 с.
12. Нестеров Е. Н., Школьникова Л.Е. и др. Методика обучения технике передвижения в лыжных гонках. Учебное пособие. — Набережные Челны: Камский ГУФК, 2007. — 88 с.
13. Новикова Н. Б., Сергеев Г. А. Даблполинг на дистанциях классического спринта в лыжных гонках // Ученые записки университета Лесгафта. 2014. №7 (113). С.138-142
14. Пальчевский В.Н. Лыжный спорт. Минск: Полицвет, 1997. — 101 с.
15. Порубов Г. Н., Горбунова Н. А. Организация и проведение соревнований по лыжным гонкам. Методическое пособие предназначено для студентов, учителей школ, судей при проведении соревнований по лыжным гонкам. — Костанай: КГПИ, 2005. — 60 с.
16. Псеунок А.А., Абрамович М.П. Адаптивные возможности юных спортсменов, занимающихся ациклическими и циклическими видами спорта. Майкоп: Изд-во АГУ, 2011. — 138 с.
17. Раменская Т. И. Лыжные гонки как олимпийский вид спорта и эффективное средство оздоровления населения. М.: РГУФКСМиТ, 2011 . — 161 с.
18. Савосина М. Н. Общая силовая подготовка для конькового хода в лыжных гонках. — Нижнекамск: Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ», 2012. — 74 с.
19. Слушкина Е. А., Слушкин В. Г. Исследование развития выносливости в лыжных гонках // Ученые записки университета Лесгафта. 2011. №7. С.147-151
20. Смирнов В. М., Дубровский В.И. Физиология физического воспитания и спорта. Учебник для студентов средних и высших учебных заведений. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 608 с.
21. Старыгина Г. П., Старыгин В. С., Лахтин А. Ю. Техника лыжных ходов. Бийск: Изд-во Алт. гос. техн. ун-та, 2015. – 19 с.
22. Identification of Cross-Country Skiing Movement Patterns Using Micro-Sensors / F. Marsland, K. Lyons, J. Anson, G. Waddington, C. Macintosh, D. Chapman // Sensors. – 2012. – No. 12. – P. 5047-5066